Белорусы
БЕЛОРУСЫ, ед. ч. белорус м., белоруска ж. Самоназвание беларусы. Названия белорусов в языках некоторых соседних народов: укр. бiлорус; латыш, baltkrievs; лит. baltarùsis, gùdas; эст. valgevenelane; польск. Biaŀorus(in), ист. rusin. В англ. Byelorussian, White Russian; нем Belorusse, Weißrusse; франц. Bielorusse.
Выделяется субэтническая группа полешуки / полещуки (Гомельская, Брестская обл.). При историко-этнографическом районировании культуры белорусов определяются два крупных региона: южный (Полесье) и северный (Днепро-Двинское междуречье) с переходной областью между ними. На основе комплексного анализа характерных этнографических признаков на территории Белоруссии выделяются шесть историко-этнографических регионов: Северный (Поозерье), Восточный (Поднепровье), Центральный, Северо-Западный (Понеманье), Восточное и Западное Полесье; при этом внутри региональных этнических рубежей учитываются более мелкие группы: поляне, замшуки, подлясяне и др. Язык белорусов - белорусский, относящийся к восточнославянской ветви славянской языковой семьи. Различаются два основных диалекта белорусского языка: северо-восточный (полоцкая и витебско-могилевская группы говоров) и юго-западный (гродненско-барановичская и слуцко-мозырская группы говоров). Существуют также средне-белорусские (переходные) говоры; особо выделяется группа полесских говоров, близких к северным украинским. Территория распространения этнических белорусов значительно шире, чем их национальная территория в границах Республики Беларусь. В нач. XX в. 5 компактно проживали в губерниях: Витебской, Курляндской, Ковенской, Виленской, Сувалкской, Гродненской, Минской, Могилевской, Черниговской, Орловской, Калужской, Смоленской, Тверской, Псковской. Так, в Малотудской волости Ржевского уезда Тверской губернии проживала особая группа крестьян-переселенцев (время переселения неизвестно) из Белоруссии - тудовляне, впоследствии слившиеся с русскими, но их белорусское происхождение подтверждается особенностями говоров и этнографическими данными. В настоящее время белорусы - основное население Республики Беларусь (столица - г Минск).
По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., в Белоруссии (бывшей Белорусской ССР) проживало 7. 904. 623 чел., что составляло 78,76 % всех белорусов бывшего СССР. В РФ проживало 1. 206. 222 чел. (12,0 % всех белорусов), из них 36, 22 % считают родным белорусский язык, 63,46 % - русский, 0,32 % - другие языки. Кроме того, белорусы проживают в Литве (63, 2 тыс.), Латвии (119, 7 тыс.), Казахстане (182, 6 тыс.), на Украине (440 тыс.), в Молдавии (19, 6 тыс.); много белорусов и за пределами бывшего СССР: в Польше (ок. 250 тыс.) и в странах Америки (США, Аргентина, Канада). Общая численность белорусов в мире ок. 10,5 млн. чел.
Белорусы как этнос сложились на основе единой древнерусской народности; в их формировании приняли участие несколько восточнославянских племен, в том числе: дреговичи, юго-западные кривичи (полочане и смоленские кривичи), радимичи и отчасти древляне, северяне и волыняне. До прихода славян все Верхнее Поднепровье было занято балтийскими племенами, оказавшими влияние в частности на этногенез белорусов. Исследователи расходятся во мнениях о том, какой из этносов, имевших отношение к территории Белоруссии, подвергся влиянию балтийского субстрата: собственно белорусы, древнерусская народность в целом или же первичные восточнославянские этнические общности, а именно кривичи, радимичи, дреговичи; однако никто не отрицает балтийский субстрат как таковой. Особенно большую роль в этногенетическом процессе на территории Белоруссии сыграли литовцы (аукштайты) и ассимилированные восточными славянами ятвяги (судовляне, судавы), которые в исторический период занимали территорию между Наревом и Неманом (смежные районы Польши, Белоруссии и Литвы, т. е. районы Подляшья и так называемой Черной Руси). Балты оставили заметные следы в материальной и духовной культуре белорусов, а также в топонимии и говорах белорусского языка. В северо-западных районах Белоруссии до сих пор ощущается значительное влияние собственно литовского и ославяненного литовского населения, в пограничных с Литвой районах распространено литовско-белорусское двуязычие.
В этнической истории Белоруссии большое значение имели также контакты белорусов с русскими, украинцами, поляками, евреями, татарами и др. народами. В IX - XI вв. предки белорусов вошли в Киевскую Русь и образовали единую с будущими русскими и украинцами древнерусскую народность. С кон. XI - XII в. в период феодальной раздробленности существовали Полоцкое, Туровское, Смоленское княжества. Обособление западнорусских земель произошло не позже сер. XIII в.; к этому же времени сложились все главные особенности белорусских говоров. Дальнейшая судьба белорусов связана с постепенным включением всех основных земель древних радимичей и дреговичей в состав Великого княжества Литовского. Этот процесс начался с объединения в 1240 г. ряда белорусских и литовских княжеств со столицей в г. Новогрудке и завершился к кон. XIV в. В XIII - XVI вв. сложились благоприятные условия для формирования белорусов как особого этноса. Этно-консолидирующую функцию выполнял также старобелорусский язык (он назывался тогда «руський»), который официально употреблялся в администрации и законодательстве Литовского княжества. Полонизация края началась с момента объединения Литвы с Польшей (1386) и усилилась после Люблинской унии (1569); наряду с политическим влиянием Речи Посполитой в белорусских землях укрепил свои позиции католицизм (благодаря церковному объединению - Брестская уния 1596 г.). В 1696 г. официальным языком суда и управления вместо белорусского стал польский язык. В кон. XVIII в. после трех разделов Польши (1772, 1793, 1795) Белоруссия была присоединена к России. С кон. 30-х гг. XIX в. усилилось русское влияние в Белоруссии, однако оно касалось прежде всего ее восточной и северной частей, где население было православным; между тем белорусы-католики (преимущественно на западе) длительное время оставались под влиянием польской культуры. Функции белорусского языка были ограничены; употребление самих названий Белоруссия и белорусы было запрещено, присоединенные белорусские земли назывались Северо-Западным краем. Однако в XIX - нач. XX в. постепенно росло национальное самосознание белорусского народа. После революции 1917 г. была образована Белорусская ССР (1.1.1919). Западная Белоруссия по Рижскому договору 1921 г. отошла к Польше. В 1922 г. БССР вошла в состав СССР. В ноябре 1939 г. Западная Белоруссия воссоединилась с БССР. После распада СССР (1991) было образовано суверенное государство Республика Беларусь.
Название белорусы образовано от обозначения основной территории проживания данного этноса - Белая Русь (современная Белоруссия или Беларусь). Это «цветовое» обозначение территории не было единственным в Древней Руси: существовали и термины Червонная Русь (территория Галицкого княжества), Черная Русь (юго-западная часть Полоцкого княжества: бассейны верховьев рек Нарев и Неман с притоком последнего - р. Шара). Наименование Белая Русь впервые исторически засвидетельствовано в XIV в., хотя предполагают, что оно было известно значительно раньше (уже в XIII в.). В письменных источниках XIV в. и более поздних употребляется этноним белорусцы (по типу названия жителей местности - ср. суздальцы, новгородцы), под которыми чаще всего понималось население Двинско-Днепровского региона. Более мелкими территориальными группами белорусцев были полочане, витебляне, смольняне, псковичи и др. Постепенно содержание понятия Белая Русь изменялось. От Белой Руси отпали псковские, тверские, затем смоленские земли, вошедшие в XV - XVI вв. в состав Московского государства; население этих земель приняло участие в формировании великорусского этноса. Название Белая Русь стало распространяться на центральные регионы белорусской земли (совр. Минская, Гродненская обл.), затем на северные районы басе. Припяти. В XVII в. термин белорусец относился уже к каждому жителю, принадлежавшему к новому восточнославянскому этносу; в сер. XVII в. появилась и современная форма названия - белорус. В XVIII—XX вв. этноним белорусы стал широко употребляться как самоназвание среди всех групп населения, хотя были еще распространены и другие обозначения, например литвины (этот термин употреблялся для обозначения: 1) всех жителей Литовского государства, 2) литовцев и белорусов со стороны поляков и русских); русины (православные жители Белоруссии и Литвы; постепенно термин заменялся словами руськие, рускые); конфессиональные обозначения типа католик, православный; обозначение местного жителя (тутэйший, т. е. «тутошний», «местный»). Название Белая Русь в разные эпохи относилось и к другим землям, не только к собственно Белоруссии; это зависело и от того, кем оно применялось. В Московском государстве в XV в. Белой Русью называли также ростово-суздальские и московские земли (в книжном и дипломатическом языке). В нач. XVII в. в Москве понимали под Белой Русью не только Белоруссию, но и украинские Киев и Волынь. Поляки в XVI в. называли всю Белоруссию Черной Русью, а Великороссию - Белой. Происхождение территориального обозначения Белая Русь нельзя рассматривать вне «цветового» ряда названий различных областей Руси. Соотношение Белая / Черная / Червонная Русь отражает влияние на восточных славян системы ориентации, принятой у тюрков, китайцев, монгольских народов (в ней белый цвет относится к западу, черный - к северу, красный - к югу, желтый или синий - к востоку). Вообще цветовая символика имеет древнее, обще-евразийское происхождение; в культурно-исторической традиции Европы она приобрела также религиозное и политическое значение, поэтому мотивы употребления понятия Белая Русь могли быть различными, связанными не только с системой ориентации. Так, например, некоторые исследователи полагают, что термин Белая Русь обозначал «вольную, великую или светлую» державу, в то время как противоположный ему термин Черная Русь (т. е. Литовская Русь) означал «подчиненная, меньшая страна».
Лит.: Агеева, Р. А. Какого мы роду–племени? Народы России : имена и судьбы : Словарь-справочник. – М.: Academia, 2000. – С. 68-72; Григорьева, Р. А. Краткий очерк этнической истории // Ганцкая, О. А., Григорьева, Р. А. Историко-этнографический очерк традиционной культуры. - М., 1992; Гринблат, М. Я. Белорусы : Очерки происхождения и этнической истории. - Минск, 1968; Иванов, В. В. Цветовая символика в географических названиях в свете данных типологии : К названию Белоруссии // Балто-славянские исследования. 1980. - М., 1981; Карский, Е. Ф. Белорусы. Т. 1 - 3. - Варшава, 1903 - 1922; Пилипенко, М. Ф. Возникновение Белоруссии : Новая концепция. - Минск, 1991; Седов, В. В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. - М., 1970; Соловьев, А. В. Великая, Малая и Белая Русь // Вопр. истории. – 1947. - № 7; Титов, В. С. Историко-этнографическое районирование материальной культуры белорусов, XIX - начало XX в. -Минск, 1983; Трубачев, О. И. В поисках единства. - М., 1992; Чаквин, И. В. Этнонимия Белоруссии XIV - XVII вв. как источник изучения объединительных процессов эпохи феодализма // Имя – этнос - история. - М., 1989; Ширяев, Е. Е. Беларусь : Русь Белая, Русь Черная и Литва в картах. – Минск, 1991; Этнаграфiя беларусаў: Гiстарыяграфiя, этнагенез, этнiчная гiсторыя. - Мiнск, 1985; Mańczak, W. Biała, czarna i czerwona Ruś // lnternational journal of Slavic linguistics and poetics. – 1975. - Vol. 19, № 2.