Этномир в датах: Календарь знаменательных дат этнокультурной тематики на 2017 год

3 февраля - Игби (обряд поклонения солнцу)

Этот обряд исполняется 3 февраля каждого года в с Шаитли Цунтинского района Республики Дагестан и посвящается проводам зимы. На праздник «Игби» собираются Китури, жители сел Шаитли, Гениятли. С гор спускаются «звери» - участники театрализованного действа в масках волка, медведя, лисы. Они направляются к годекану, где уже собирается народ. Сооружается трибуна изо льда и снега с надписью «Игби».

Ряженые подходят к людям, «разговаривают» с ними мимикой, жестами, приглашают танцевать. Отказавших в танце женщин могут «похитить», вытолкнуть в центр круга, иногда задевая непристойной шуткой. 

 

Как правило, 3 февраля на горном склоне Хора (гора) появлялось впервые за зиму солнце, что означало переход от зимних морозов и холодов к весеннему теплу. 

 

«БоцIи» (волки), забрав двух мужчин, отправлялись в село собирать хлебную дань, т.е. испеченные «иги» - обрядовые оладьи. Сопровождающая их детвора пела: 

«Приготовьте иги, приготовьте! 

Мы зайдём к вам, приготовьте! 

Если же вы поленились, 

В ледяную воду окунем гедби!» 

«Иги» надевались на длинные шесты, и с такими унизан­ными шестами мужчины возвращались на годекан. 

Потом со склонов горы спускались «лесные люди», разо­детые в лохмотья и тряпье: «нищие», «скелет», «шайтан», милиционер, врач, больные, воры - и устраива­лось театрализованное представление, которое сопровож­далось всеобщим весельем. 

В конце обряда появлялся «Квидили» - существо, с лоша­диным черепом, огромной пастью с медными зубами и оде­тое в вывернутый наизнанку тулуп. При этом пасть чудища с громким клацанием раскрывалась и захлопывалась. 

«Квидили» подходил к трибуне и поздравлял всех с празд­ником, желал счастья, благополучия семьям в наступающем году, хорошего приплода скота, богатого урожая, мира. 

Потом «Квидили» окружали «боцIи» (волки), вели его к мо­сту, где их поджидал аксакал с мечом в руке. Уложив «Кви­дили» в снег, он этим мечом «отрубал» ему голову. Снег ок­роплялся красной бутафорской кровью. Потом тело «Квиди­ли» клали на носилки, несли в село, укладывали в сарай и забывали там до следующего праздника.