Этномир в датах: Календарь знаменательных дат этнокультурной тематики на 2017 год

Киргизы

КИРГИЗЫ, ед. ч. киргиз м., киргизка ж. Самоназвание: кыргыз. В русских дореволюционных источниках наименования киргизов - буруты, кара-киргизы, а также «закаменные» и «дикокаменные» кир­гизы. Названия киргизов в языках некоторых соседних народов: казах. кыргыз; узб. киргиз; туркм. гыргыз; тадж. киргиз. В тур. Kirgiz. В англ. Kyrgyz; нем. Kirgise; франц. Kirghiz. Родоплеменное деление киргизов уже с XVI в. осуществлялось по этнополитическому признаку: правое крыло (он) и левое крыло (сол), соотношение между которы­ми менялось в разное время и у разных групп киргизов. У тянь-шанских киргизов выделяются три ветви в правом крыле: 1) тагай (племена сары багыш, бугу, солто, тынымсейит, саяк и др.), 2) адигине (племена жору, бёрю, баргы, кара багыш, сарттар), 3) мунгуш (два подразделе­ния - жагалмай и кош тамга, распадающиеся на племена). Особо выделяется племя конурат. Левое крыло включает племена кушчу (кутчу), саруу, мундуз, жетиген, кытай, басыз, тёбёк и чон багыш. Особая племенная группа ичкилик, выделившаяся после XVI в. из правого крыла (потомки Булгачи и примкнувшие к ним другие пле­мена) включает племена кыпчак, найман, тепит и др.

Территориаль­но почти все племена ветви тагай правого крыла проживают в пре­делах Центрального и отчасти Западного Тянь-Шаня, Чуйской доли­ны и котловины оз. Иссык-куль, в бассейне р. Текес, вдоль южных склонов хр. Кокшаал; племена ветвей адигине и мунгуш - по скло­нам Алайского и Ферганского хребтов, в восточной части Ферган­ской котловины ивуездеУлугчат Синьцзян-Уйгурского авт. р-на (КНР). Племена левого крыла проживают в долинах рек Талас и Чаткал и в отрогах Таласского и Чаткальского хребтов, частично - в пред­горьях Ферганского хр., а также по южным склонам хр. Кокшаал. Киргизы племенной группы ичкилик живут в предгорьях части Алайского и Туркестанского хребтов и в прилегающих к ним районах Ферганской котловины, в западной части Алайской долины, в восточной части Каратегина и на востоке Памира, а также в Синьцзян-Уйгурском авт. р-не КНР: в уездах Акто, Улугчат, Ташкурган, к западу от городов Кашгар, Янгигисар и Яркенд иву. Гума - в предгорьях Куэнь-Луня.

Киргизы говорят на киргизском языке, относящемся к кыпчакской (северо-западной) группе тюркской языковой семьи. В киргизском языке выделяют две диалектные группы - северную и южную, по другой классификации - северную, юго-западную и юго-восточную. Основная этническая территория киргизов - Республика Кыргызстан (2.229.663 чел., или 88,2 %) со столицей г. Бишкек, проживают также в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, РФ, КНР (в Синь­цзяне), Монголии, Афганистане и Пакистане. Общая численность киргизов более 2,5 млн. чел. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., в РФ проживают 41.734 чел. К. (1,65 % всех киргизов бывшего СССР), из них 89,53 % считают родным язык своей национальности, 8,89 % - русский язык, 1,58 % - другие языки. В России киргизы проживают дис­персно, главным образом в Москве (3044 чел.) и Московской обл. (2015 чел.), в С.-Петербурге (2763 чел.), Красноярском крае, обла­стях Новосибирской, Тюменской, Свердловской, Саратовской, Рос­товской.

Этногенез киргизов вызывает споры исследователей, главным образом в вопросе о связях тянь-шанских киргизов с енисейскими кыргызами и о времени и этапах переселения киргизов на Тянь-Шань. Этническим ядром киргизов были, по-видимому, древнетюркские и отчасти монгольские пле­мена центрально-азиатского происхождения (входили в древнейшие племенные союзы саков, усуней, динлинов и гуннов), принявшие участие в формировании многих тюркоязычных этносов Южной Си­бири, Казахстана и Средней Азии. Этноним кыргыз встречается в родоплеменных названиях узбеков, казахов, каракалпаков, башкир, алтайцеви др., а также известен как название древнего этноса, жившего на Енисее и к югу от него (страна Гэ-гунь впервые упоми­нается в китайских исторических источниках в 201 г. н. э.) и создав­шего в средние века государственное образование енисейских кыргызов (расцвет его приходится на IX - X вв.; в нач. XIII в. было заво­евано монголами). Распространение этнонима кыргыз на широкой территории затрудняет выяснение этногенетических связей совре­менных киргизов. Кроме того, вслед за В. В. Бартольдом, многие ученые отмечают, что киргизы на Тянь-Шане известны лишь с XVI в. и нет никаких сведений о времени и этапах их переселения на Тянь-Шань и связях с енисейскими кыргызами. Тем не менее, большинство со­временных исследователей (С. М. Абрамзон и др.) полагают, что такие связи полностью отрицать нельзя и что потомки древнекыргыз­ских племен Енисея, не являясь этническим ядром, по-видимо­му, принимали участие в этногенезе киргизов, что выявляется при тща­тельном рассмотрении данных археологии, истории, лингвистики и этнографии. Концепция С. М. Абрамзона строится на том предполо­жении, что основное этническое ядро киргизов складывалось за счет не­которых, главным образом тюркоязычных, племен, проживавших ранее в пределах Восточного Притяньшанья, отчасти Прииртышья и Алтая, при этом у многих из них наименование кыргыз было вначале не этнонимом, а названием политического союза, к которому они при­надлежали; начало киргизского этногенеза относится приблизитель­но к XIV-XV вв., но на современную свою территорию киргизы прибыли лишь после XV в. и наиболее интенсивно процесс образования кир­гизской народности происходил в XVI - XVII вв., завершился же этот процесс в XVIII в., в некоторых районах - позднее. В отличие от С. М. Абрамзона (хотя обе гипотезы частично совпадают), К. И. Петров выдвинул иную концепцию формирования киргизов на ранних эта­пах этногенеза. По мнению К. И. Петрова, тянь-шанские киргизы как на­родность сложились на основе трех больших племенных массивов: 1) местное население Тянь-Шаня домонгольского времени (склады­валось в течение 1-го тыс. н. э. при движении на Тянь-Шань тюрк­ских племен с Аптайско-Хангайского нагорья: до VIII в. ведущее положение на Тянь-Шане занимали тюрки-ашина, затем их вытесни­ли пришедшие с востока карлукские и огузско-уйгурские племена); 2) монголоязычные племена (с XIII в.), о чем свидетельствуют и названия родоплеменных групп киргизов: монгол, баарин, кереит, меркит и др.; 3) основной массив составляют кимакско-кыргызские племена Енисейско-Обского междуречья (кимакские племена - предки ос­новного состава левого и правого крыла киргизов - жили в верховьях Оби, на Енисее жили племена из состава кыргызов - предки ичкиликов) и близко родственные им восточно-кыпчакские племена, на основе которых сложилась казахская народность, и которые вошли в состав узбеков. Вероятно также участие в этногенезе киргизов некоторых племен из распавшегося союза токуз-огузов, которые стали двигать­ся на Тянь-Шань с XI в., но впоследствии были вытеснены или по­глощены более многочисленными монголо-язычными и тюрко-языч­ными племенами. Кимакско-кыргызские, кыпчакские и монгольские племена двигались на Тянь-Шань постепенно, и в процессе их пере­селения складывалась и сама киргизская народность. К. И. Петров полагает, что предки киргизов из числа их основного этнического ядра уже жили на Тянь-Шане в XIII - XV вв., где формировалась киргизская народность с участием древнего местного населения и групп прибы­вавших сюда с XIII в. монголов. История киргизов после XV в. известна уже по данным письменных источников, в которых тянь-шанские киргизы впервые упоминаются в 1503 - 1504 гг. (о енисейских кыргызах в XIV - XVI вв.. нет сведений; в XVII в. известны их столкновения с калмыками - уже после прихода русских; в XVIII в. кыргызов на Енисее уже не было: они либо ушли из Сибири, либо вошли в со­став минусинских татар - см. хакасы). 

Русские, вслед за ойратами (калмыками), называли тянь-шанских киргизов бурутами. В XVI - XVII вв. киргизыбуруты проживали в Семиречье (Джеты-су): первоначально так называлась только область к северу от р. Или, на горную область к югу от Или это название было распространено только при русских; эта горная область вошла в состав государства Чагатаидов (Моголистан), жители которого называли себя моголами. Во 2-й пол. XV в. в процессе распада Могольского государства киргизские племена, ранее занимавшие его периферийные северо-восточные районы, переселились на свою нынешнюю территорию и в кон. XV в., заняв богатые пастбищами районы Притяншанья, получили возможность прямого выхода к оседло-земледельческим центрам Восточного Туркестана и Ферганы, на которые киргизы совершали набеги. В 1-й чет­верти XVI в. могольские киргизы были уведены в Кашгарию, большая часть их была перебита, часть вернулась и потом кочевала на южном берегу Иссык-куля, а также на землях казахов, с которыми у киргизов были тесные этнические и политические связи. Видимо, некоторые группы киргизов имели казахско-ногайское, а также смешанное тюрко-монгольское = чагатаидско-могольское происхождение.

Иноэтнические группы вошли в состав киргизов и во 2-й пол. XVII - 1-й пол. XVIII в., когда значительная часть киргизов под натиском усилившихся калмыков (Джун­гарское ханство) мигрировала с Тянь-Шаня большей частью на Па- миро-Алай, в Ферганскую долину, на Каратегин, Бадахшан и в др. места. Это привело к вхождению в состав киргизов небольших групп уз­беков, таджиков и калмыков Джунгарии. В частности, киргизские племена заняли значительную территорию в Каратегине - в сред­ней и верхней части долины р. Кызыл-су, а к кон. XIX в. киргизы уже занимали весь Восточный Каратегин. Вытесненные ойратами с Тянь-Шаня, они вернулись на свою родину в 1758 г. после разгрома Джунгарского ханства китайцами, при этом киргизы Тянь-Шаня и Памира признали себя китайскими подданными. Во 2-й пол. XVIII в. киргизы под­вергались нападениям казахов, в XIX в. считались подданными кокандских ханов, часть перешла под покровительство России. В России (перепись 1897 г.) собственно киргизы отмечались только в Фер­ганской обл. под названием «кара-киргизы» (или «дикокаменные киргизы»). В других областях кара-киргизы объединялись вместе с казахами под общим названием «киргизы». Больше всего киргизы прожи­вали в Семиреченской обл., где после падения ойратской державы они вновь заняли горную местность по верховьям Нарына, Чу и по притокам Иссык-куля: эта территория, войдя в состав России, адми­нистративно относилась к Пишпекскому и Пржевальскому (Каракольскому) уездам, часть - к Аулиеатинскому уезду Сыр-Дарьинской обл. После революции 1917 г. киргизы входили в Туркестанскую АССР, в сент. 1924 г. после национального размежевания была создана Кара-Киргизская авт. обл. в составе РСФСР (в то время как название обра­зованной в 1920 г. Киргизской АССР относилось до 1925 г. к Казах­стану). В 1926 г. Кара-Киргизская авт. обл. была преобразована в Киргизскую АССР, в 1936 г. - в Киргизскую ССР.

Самоназвание киргизов кыргыз объясняется по-разному. Согласно гипо­тезе К. И. Петрова, поддержанной рядом исследователей, в основе этнонима лежит цветовое обозначение: древнетюркское прилагатель­ное кырыг (кыргу) «красный», т. е. кыр(ы)гыз — форма мн. ч. с аффиксом -ыз. К. И. Петров предполагает, что первоначально суще­ствовал топоэтноним, т. е. название «красных» местностей, страны и по ней населения, народа; название могло быть дано в междуре­чье Енисея и Оби по красному цвету почв этого края. Соглашаясь с К. И. Петровым в интерпретации первой части названия кыргу «красный», Н. А. Баскаков выделяет вторую часть огуз с последу­ющей трансформацией в гуз - гыз, т. е. киргизы - «красные огузы», «огузы, находящиеся на юге» (согласно цветовой символике уйгу­ров) или «огузы, находящиеся на западе» (по соответствию цветов странам света у буддистов-ламаистов). Объяснение части названия кыргыз от этнонима огуз согласуется с преданием тянь-шанских киргизов, известным уже в XVI в., об образовании киргизского народа от 40 племен гузов (гыз) во времена Сельджука Санджара (кстати, С. М. Абрамзон поддерживает этимологию Д. Банзарова и др. о проис­хождении этнонима кыргыз из тюрк. кырк «сорок» + аффикс мн. ч. -с/-з).

А. Н. Кононов соглашается с К. И. Петровым, считая, что цветовые названия как основа этнонимов характерны для тюркоя­зычных народов; при этом этноним кыргыз возник гораздо раньше эпохи Санджара. А. Н. Кононов приводит три формы этнонима кыргын - кыргыт - кыргыз (формы собирательности / множественно­сти), которые в разное время и у разных народов означали «крас­ные, румяные». Это согласуется с данными китайских источников о том, что жители страны Хагас ~ Хягас, т. е. Цзянь-кунь (древние кыр- гызы) были «рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голу­быми глазами». Этническое содержание этнонима кыргыз было не­одинаковым на протяжении всего его существования, т. к. носители его, по крайней мере в XVI -XVII вв., жили одновременно на весьма отдаленных друг от друга территориях. С. М. Абрамзон полагает, что на более ранних этапах истории наименование кыргыз имело не столько этническое, сколько политическое содержание и было на­званием политического союза многих племен. В России до револю­ции киргизы назывались кара-киргизами (т. е. «черными киргизами»), а также «закаменными» или «дикокаменными» киргизами (слово камень в русских народных говорах обозначало также «горы»). В китайских источниках XVIII в. и среди ойратов киргизы были известны под названием бурут. К. И. Петров датирует возникновение этого названия XI - XII вв. Ойрат-монголы заняли в XII в. южную часть Енисейско-Обского междуречья и именовали своих северных соседей их собственным именем - кыргыз, заменяя лишь тюркский аффикс мн. ч. -з мон­гольским -д/-т (т. е. произнося кыргу, кергуд, кергут), а обособлен­ную приобскую кимакско-кыргызскую группировку именовали бурут (от прилагательного бур «бурый», «темно-красный», с аффиксом мн. ч. -т). Таким образом, фактически слова бурут и кыргыз оказы­ваются синонимами. Среди самих киргизов, помимо их общего самоназ­вания, существуют различные локальные имена, связанные с нали­чием большого числа родоплеменных обозначений. Кроме того, есть названия, указывающие на особенности хозяйственного уклада киргизов: преимущественно они отмечаются в местностях со смешанным на­селением. Так, киргизы Ферганской долины, испытавшие влияние узбеков и таджиков, к кон. XIX - нач. XX в. стали подразделяться на две группы: киргизы - земледельцы равнинной части Ферганы называли киргизов, ведущих полукочевую жизнь в горных и предгорных районах, адыри кыргызлар (букв. «адырные»: адыр -«предгорье», географиче­ский термин) или сахройи кыргызлар (букв. «степные», т. е. кочую­щие киргизы; сахро «степь» -слово, заимствованное от узбекского и таджикского населения Ферганы). В свою очередь алайские киргизы и киргизы предгорий называли равнинных киргизов словом сарт (см. также узбеки).

Лит.: Агеева, Р. А. Какого мы роду–племени? Народы России : имена и судьбы : Словарь-справочник. – М.: Academia, 2000. – С. 160 – 166; Абрамзон, С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культур­ные связи. - 2-е изд. - Фрунзе, 1990; Абышкаев, А. Каратегинские киргизы в конце XIX - начале XX вв. - Фрунзе, 1965; Бартольд, В. В. Киргизы (Исторический очерк). - Фрунзе, 1943; Баскаков, Н. А. К вопросу о происхождении этнонима «кыргыз» // Советская этнография. – 1964. - № 2; Винников, Я. Р. Родоплеменной состав и расселение киргизов на территории Южной Киргизии // Труды Киргиз­ской археолого-этнографической экспедиции. - М., 1956. - Т. 1.; Вопросы этниче­ской истории киргизского народа. - Фрунзе, 1989; Губаева, С. С. Население Фер­ганской долины в конце XIX - начале XX в.: Этнокультурные процессы. - Таш­кент, 1991; Иманалиев, К., Мукамбаев, Ж. Памирдик-каратегиндик кыргыздарда: Тарыхый-этнографиялык, лингвистикалык жана фольклордук кабарлар. - Фрунзе, 1966; Кононов, А. Н. Еще раз об этнониме кыргыз // Тюркологические исследова­ния. - Фрунзе, 1970; Кызласов, Л. Р. Освязях киргизов Енисея и Тянь-Шаня (К вопросу о происхождении киргизского народа) //Труды Киргизской археолого­этнографической экспедиции. - Фрунзе, 1959. - Т. 3; Маанаев, Э. Д., Плоских, В. М. На «Крыше мира»: Исторические очерки о памиро-алайских киргизах. - Фрунзе. 1983; Мокеев, А. М. Этапы этнической истории и социальной организации кыр­гызского народа на Тянь-Шане в XVI - сер. XVIII вв. // Известия АН Республики Кыргызстан, Общественные науки. - 1991. - № 4; Народы Средней Азии и Казах­стана. - М., 1963. - Т. 2.; Петров, К. И.Очерк происхождения киргизского народа. - Фрунзе, 1963; Яхонтов, С. Е. Древнейшие упоминания названия «киргиз» // Советская этнография. – 1970. - № 2.