Киргизы
КИРГИЗЫ, ед. ч. киргиз м., киргизка ж. Самоназвание: кыргыз. В русских дореволюционных источниках наименования киргизов - буруты, кара-киргизы, а также «закаменные» и «дикокаменные» киргизы. Названия киргизов в языках некоторых соседних народов: казах. кыргыз; узб. киргиз; туркм. гыргыз; тадж. киргиз. В тур. Kirgiz. В англ. Kyrgyz; нем. Kirgise; франц. Kirghiz. Родоплеменное деление киргизов уже с XVI в. осуществлялось по этнополитическому признаку: правое крыло (он) и левое крыло (сол), соотношение между которыми менялось в разное время и у разных групп киргизов. У тянь-шанских киргизов выделяются три ветви в правом крыле: 1) тагай (племена сары багыш, бугу, солто, тынымсейит, саяк и др.), 2) адигине (племена жору, бёрю, баргы, кара багыш, сарттар), 3) мунгуш (два подразделения - жагалмай и кош тамга, распадающиеся на племена). Особо выделяется племя конурат. Левое крыло включает племена кушчу (кутчу), саруу, мундуз, жетиген, кытай, басыз, тёбёк и чон багыш. Особая племенная группа ичкилик, выделившаяся после XVI в. из правого крыла (потомки Булгачи и примкнувшие к ним другие племена) включает племена кыпчак, найман, тепит и др.
Территориально почти все племена ветви тагай правого крыла проживают в пределах Центрального и отчасти Западного Тянь-Шаня, Чуйской долины и котловины оз. Иссык-куль, в бассейне р. Текес, вдоль южных склонов хр. Кокшаал; племена ветвей адигине и мунгуш - по склонам Алайского и Ферганского хребтов, в восточной части Ферганской котловины ивуездеУлугчат Синьцзян-Уйгурского авт. р-на (КНР). Племена левого крыла проживают в долинах рек Талас и Чаткал и в отрогах Таласского и Чаткальского хребтов, частично - в предгорьях Ферганского хр., а также по южным склонам хр. Кокшаал. Киргизы племенной группы ичкилик живут в предгорьях части Алайского и Туркестанского хребтов и в прилегающих к ним районах Ферганской котловины, в западной части Алайской долины, в восточной части Каратегина и на востоке Памира, а также в Синьцзян-Уйгурском авт. р-не КНР: в уездах Акто, Улугчат, Ташкурган, к западу от городов Кашгар, Янгигисар и Яркенд иву. Гума - в предгорьях Куэнь-Луня.
Киргизы говорят на киргизском языке, относящемся к кыпчакской (северо-западной) группе тюркской языковой семьи. В киргизском языке выделяют две диалектные группы - северную и южную, по другой классификации - северную, юго-западную и юго-восточную. Основная этническая территория киргизов - Республика Кыргызстан (2.229.663 чел., или 88,2 %) со столицей г. Бишкек, проживают также в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, РФ, КНР (в Синьцзяне), Монголии, Афганистане и Пакистане. Общая численность киргизов более 2,5 млн. чел. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., в РФ проживают 41.734 чел. К. (1,65 % всех киргизов бывшего СССР), из них 89,53 % считают родным язык своей национальности, 8,89 % - русский язык, 1,58 % - другие языки. В России киргизы проживают дисперсно, главным образом в Москве (3044 чел.) и Московской обл. (2015 чел.), в С.-Петербурге (2763 чел.), Красноярском крае, областях Новосибирской, Тюменской, Свердловской, Саратовской, Ростовской.
Этногенез киргизов вызывает споры исследователей, главным образом в вопросе о связях тянь-шанских киргизов с енисейскими кыргызами и о времени и этапах переселения киргизов на Тянь-Шань. Этническим ядром киргизов были, по-видимому, древнетюркские и отчасти монгольские племена центрально-азиатского происхождения (входили в древнейшие племенные союзы саков, усуней, динлинов и гуннов), принявшие участие в формировании многих тюркоязычных этносов Южной Сибири, Казахстана и Средней Азии. Этноним кыргыз встречается в родоплеменных названиях узбеков, казахов, каракалпаков, башкир, алтайцеви др., а также известен как название древнего этноса, жившего на Енисее и к югу от него (страна Гэ-гунь впервые упоминается в китайских исторических источниках в 201 г. н. э.) и создавшего в средние века государственное образование енисейских кыргызов (расцвет его приходится на IX - X вв.; в нач. XIII в. было завоевано монголами). Распространение этнонима кыргыз на широкой территории затрудняет выяснение этногенетических связей современных киргизов. Кроме того, вслед за В. В. Бартольдом, многие ученые отмечают, что киргизы на Тянь-Шане известны лишь с XVI в. и нет никаких сведений о времени и этапах их переселения на Тянь-Шань и связях с енисейскими кыргызами. Тем не менее, большинство современных исследователей (С. М. Абрамзон и др.) полагают, что такие связи полностью отрицать нельзя и что потомки древнекыргызских племен Енисея, не являясь этническим ядром, по-видимому, принимали участие в этногенезе киргизов, что выявляется при тщательном рассмотрении данных археологии, истории, лингвистики и этнографии. Концепция С. М. Абрамзона строится на том предположении, что основное этническое ядро киргизов складывалось за счет некоторых, главным образом тюркоязычных, племен, проживавших ранее в пределах Восточного Притяньшанья, отчасти Прииртышья и Алтая, при этом у многих из них наименование кыргыз было вначале не этнонимом, а названием политического союза, к которому они принадлежали; начало киргизского этногенеза относится приблизительно к XIV-XV вв., но на современную свою территорию киргизы прибыли лишь после XV в. и наиболее интенсивно процесс образования киргизской народности происходил в XVI - XVII вв., завершился же этот процесс в XVIII в., в некоторых районах - позднее. В отличие от С. М. Абрамзона (хотя обе гипотезы частично совпадают), К. И. Петров выдвинул иную концепцию формирования киргизов на ранних этапах этногенеза. По мнению К. И. Петрова, тянь-шанские киргизы как народность сложились на основе трех больших племенных массивов: 1) местное население Тянь-Шаня домонгольского времени (складывалось в течение 1-го тыс. н. э. при движении на Тянь-Шань тюркских племен с Аптайско-Хангайского нагорья: до VIII в. ведущее положение на Тянь-Шане занимали тюрки-ашина, затем их вытеснили пришедшие с востока карлукские и огузско-уйгурские племена); 2) монголоязычные племена (с XIII в.), о чем свидетельствуют и названия родоплеменных групп киргизов: монгол, баарин, кереит, меркит и др.; 3) основной массив составляют кимакско-кыргызские племена Енисейско-Обского междуречья (кимакские племена - предки основного состава левого и правого крыла киргизов - жили в верховьях Оби, на Енисее жили племена из состава кыргызов - предки ичкиликов) и близко родственные им восточно-кыпчакские племена, на основе которых сложилась казахская народность, и которые вошли в состав узбеков. Вероятно также участие в этногенезе киргизов некоторых племен из распавшегося союза токуз-огузов, которые стали двигаться на Тянь-Шань с XI в., но впоследствии были вытеснены или поглощены более многочисленными монголо-язычными и тюрко-язычными племенами. Кимакско-кыргызские, кыпчакские и монгольские племена двигались на Тянь-Шань постепенно, и в процессе их переселения складывалась и сама киргизская народность. К. И. Петров полагает, что предки киргизов из числа их основного этнического ядра уже жили на Тянь-Шане в XIII - XV вв., где формировалась киргизская народность с участием древнего местного населения и групп прибывавших сюда с XIII в. монголов. История киргизов после XV в. известна уже по данным письменных источников, в которых тянь-шанские киргизы впервые упоминаются в 1503 - 1504 гг. (о енисейских кыргызах в XIV - XVI вв.. нет сведений; в XVII в. известны их столкновения с калмыками - уже после прихода русских; в XVIII в. кыргызов на Енисее уже не было: они либо ушли из Сибири, либо вошли в состав минусинских татар - см. хакасы).
Русские, вслед за ойратами (калмыками), называли тянь-шанских киргизов бурутами. В XVI - XVII вв. киргизыбуруты проживали в Семиречье (Джеты-су): первоначально так называлась только область к северу от р. Или, на горную область к югу от Или это название было распространено только при русских; эта горная область вошла в состав государства Чагатаидов (Моголистан), жители которого называли себя моголами. Во 2-й пол. XV в. в процессе распада Могольского государства киргизские племена, ранее занимавшие его периферийные северо-восточные районы, переселились на свою нынешнюю территорию и в кон. XV в., заняв богатые пастбищами районы Притяншанья, получили возможность прямого выхода к оседло-земледельческим центрам Восточного Туркестана и Ферганы, на которые киргизы совершали набеги. В 1-й четверти XVI в. могольские киргизы были уведены в Кашгарию, большая часть их была перебита, часть вернулась и потом кочевала на южном берегу Иссык-куля, а также на землях казахов, с которыми у киргизов были тесные этнические и политические связи. Видимо, некоторые группы киргизов имели казахско-ногайское, а также смешанное тюрко-монгольское = чагатаидско-могольское происхождение.
Иноэтнические группы вошли в состав киргизов и во 2-й пол. XVII - 1-й пол. XVIII в., когда значительная часть киргизов под натиском усилившихся калмыков (Джунгарское ханство) мигрировала с Тянь-Шаня большей частью на Па- миро-Алай, в Ферганскую долину, на Каратегин, Бадахшан и в др. места. Это привело к вхождению в состав киргизов небольших групп узбеков, таджиков и калмыков Джунгарии. В частности, киргизские племена заняли значительную территорию в Каратегине - в средней и верхней части долины р. Кызыл-су, а к кон. XIX в. киргизы уже занимали весь Восточный Каратегин. Вытесненные ойратами с Тянь-Шаня, они вернулись на свою родину в 1758 г. после разгрома Джунгарского ханства китайцами, при этом киргизы Тянь-Шаня и Памира признали себя китайскими подданными. Во 2-й пол. XVIII в. киргизы подвергались нападениям казахов, в XIX в. считались подданными кокандских ханов, часть перешла под покровительство России. В России (перепись 1897 г.) собственно киргизы отмечались только в Ферганской обл. под названием «кара-киргизы» (или «дикокаменные киргизы»). В других областях кара-киргизы объединялись вместе с казахами под общим названием «киргизы». Больше всего киргизы проживали в Семиреченской обл., где после падения ойратской державы они вновь заняли горную местность по верховьям Нарына, Чу и по притокам Иссык-куля: эта территория, войдя в состав России, административно относилась к Пишпекскому и Пржевальскому (Каракольскому) уездам, часть - к Аулиеатинскому уезду Сыр-Дарьинской обл. После революции 1917 г. киргизы входили в Туркестанскую АССР, в сент. 1924 г. после национального размежевания была создана Кара-Киргизская авт. обл. в составе РСФСР (в то время как название образованной в 1920 г. Киргизской АССР относилось до 1925 г. к Казахстану). В 1926 г. Кара-Киргизская авт. обл. была преобразована в Киргизскую АССР, в 1936 г. - в Киргизскую ССР.
Самоназвание киргизов кыргыз объясняется по-разному. Согласно гипотезе К. И. Петрова, поддержанной рядом исследователей, в основе этнонима лежит цветовое обозначение: древнетюркское прилагательное кырыг (кыргу) «красный», т. е. кыр(ы)гыз — форма мн. ч. с аффиксом -ыз. К. И. Петров предполагает, что первоначально существовал топоэтноним, т. е. название «красных» местностей, страны и по ней населения, народа; название могло быть дано в междуречье Енисея и Оби по красному цвету почв этого края. Соглашаясь с К. И. Петровым в интерпретации первой части названия кыргу «красный», Н. А. Баскаков выделяет вторую часть огуз с последующей трансформацией в гуз - гыз, т. е. киргизы - «красные огузы», «огузы, находящиеся на юге» (согласно цветовой символике уйгуров) или «огузы, находящиеся на западе» (по соответствию цветов странам света у буддистов-ламаистов). Объяснение части названия кыргыз от этнонима огуз согласуется с преданием тянь-шанских киргизов, известным уже в XVI в., об образовании киргизского народа от 40 племен гузов (гыз) во времена Сельджука Санджара (кстати, С. М. Абрамзон поддерживает этимологию Д. Банзарова и др. о происхождении этнонима кыргыз из тюрк. кырк «сорок» + аффикс мн. ч. -с/-з).
А. Н. Кононов соглашается с К. И. Петровым, считая, что цветовые названия как основа этнонимов характерны для тюркоязычных народов; при этом этноним кыргыз возник гораздо раньше эпохи Санджара. А. Н. Кононов приводит три формы этнонима кыргын - кыргыт - кыргыз (формы собирательности / множественности), которые в разное время и у разных народов означали «красные, румяные». Это согласуется с данными китайских источников о том, что жители страны Хагас ~ Хягас, т. е. Цзянь-кунь (древние кыр- гызы) были «рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами». Этническое содержание этнонима кыргыз было неодинаковым на протяжении всего его существования, т. к. носители его, по крайней мере в XVI -XVII вв., жили одновременно на весьма отдаленных друг от друга территориях. С. М. Абрамзон полагает, что на более ранних этапах истории наименование кыргыз имело не столько этническое, сколько политическое содержание и было названием политического союза многих племен. В России до революции киргизы назывались кара-киргизами (т. е. «черными киргизами»), а также «закаменными» или «дикокаменными» киргизами (слово камень в русских народных говорах обозначало также «горы»). В китайских источниках XVIII в. и среди ойратов киргизы были известны под названием бурут. К. И. Петров датирует возникновение этого названия XI - XII вв. Ойрат-монголы заняли в XII в. южную часть Енисейско-Обского междуречья и именовали своих северных соседей их собственным именем - кыргыз, заменяя лишь тюркский аффикс мн. ч. -з монгольским -д/-т (т. е. произнося кыргу, кергуд, кергут), а обособленную приобскую кимакско-кыргызскую группировку именовали бурут (от прилагательного бур «бурый», «темно-красный», с аффиксом мн. ч. -т). Таким образом, фактически слова бурут и кыргыз оказываются синонимами. Среди самих киргизов, помимо их общего самоназвания, существуют различные локальные имена, связанные с наличием большого числа родоплеменных обозначений. Кроме того, есть названия, указывающие на особенности хозяйственного уклада киргизов: преимущественно они отмечаются в местностях со смешанным населением. Так, киргизы Ферганской долины, испытавшие влияние узбеков и таджиков, к кон. XIX - нач. XX в. стали подразделяться на две группы: киргизы - земледельцы равнинной части Ферганы называли киргизов, ведущих полукочевую жизнь в горных и предгорных районах, адыри кыргызлар (букв. «адырные»: адыр -«предгорье», географический термин) или сахройи кыргызлар (букв. «степные», т. е. кочующие киргизы; сахро «степь» -слово, заимствованное от узбекского и таджикского населения Ферганы). В свою очередь алайские киргизы и киргизы предгорий называли равнинных киргизов словом сарт (см. также узбеки).
Лит.: Агеева, Р. А. Какого мы роду–племени? Народы России : имена и судьбы : Словарь-справочник. – М.: Academia, 2000. – С. 160 – 166; Абрамзон, С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - 2-е изд. - Фрунзе, 1990; Абышкаев, А. Каратегинские киргизы в конце XIX - начале XX вв. - Фрунзе, 1965; Бартольд, В. В. Киргизы (Исторический очерк). - Фрунзе, 1943; Баскаков, Н. А. К вопросу о происхождении этнонима «кыргыз» // Советская этнография. – 1964. - № 2; Винников, Я. Р. Родоплеменной состав и расселение киргизов на территории Южной Киргизии // Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции. - М., 1956. - Т. 1.; Вопросы этнической истории киргизского народа. - Фрунзе, 1989; Губаева, С. С. Население Ферганской долины в конце XIX - начале XX в.: Этнокультурные процессы. - Ташкент, 1991; Иманалиев, К., Мукамбаев, Ж. Памирдик-каратегиндик кыргыздарда: Тарыхый-этнографиялык, лингвистикалык жана фольклордук кабарлар. - Фрунзе, 1966; Кононов, А. Н. Еще раз об этнониме кыргыз // Тюркологические исследования. - Фрунзе, 1970; Кызласов, Л. Р. Освязях киргизов Енисея и Тянь-Шаня (К вопросу о происхождении киргизского народа) //Труды Киргизской археологоэтнографической экспедиции. - Фрунзе, 1959. - Т. 3; Маанаев, Э. Д., Плоских, В. М. На «Крыше мира»: Исторические очерки о памиро-алайских киргизах. - Фрунзе. 1983; Мокеев, А. М. Этапы этнической истории и социальной организации кыргызского народа на Тянь-Шане в XVI - сер. XVIII вв. // Известия АН Республики Кыргызстан, Общественные науки. - 1991. - № 4; Народы Средней Азии и Казахстана. - М., 1963. - Т. 2.; Петров, К. И.Очерк происхождения киргизского народа. - Фрунзе, 1963; Яхонтов, С. Е. Древнейшие упоминания названия «киргиз» // Советская этнография. – 1970. - № 2.