Отмечается украинцами, белорусами, русскими и др. народами. Народно-христианский праздник имеет древние корни и приурочен к церковному событию Преподобной Мелании Римляныни, поэтому его еще называют Меланкой. Женщина была дочерью римского сенатора, которой по наследству досталось богатство отца. Святая решила посвятить свою жизнь следованию учению Христа. Ее состояние расходовалось на миссионерскую деятельность, создание общин и монастырей. Вместе с мужем служительница распространяла Завет среди множества народов. День её смерти (13 января - 31 декабря по церковному календарю) стал памятной датой в православной традиции. Впоследствии религиозные обряды смешалась с языческими, дошедшими до наших дней.
В некоторых областях России праздник известен как Овсень. Он предшествует православному празднику Святителя Василия Великого (известному в народе под названием Старый Новый год, а также Васильев день), который отмечается 14 числа этого же месяца. Событие. Василий Великий – один из великих каппадокийцев (выдающихся деятелей, чья интерпретация учения пользуется авторитетом). Он был сторонником идеи создания коммун. По некоторым версиям, внедрил иконостас и написал множество трудов. Получив высокий чин епископа Кесари, обрёл популярность пламенными проповедями, борьбой с ересью. Призывы аскетического (отшельнического) образа жизни находили широкую поддержку.
В этот день принято готовить кутью. Она представляет собой кашу из зёрен пшеницы, иногда крупы или риса. Блюдо заправляют салом, мясом, орехами, маком, поливают мёдом и размещают в углу помещения. Каждая хозяйка стремилась наготовить к Щедрому вечеру как можно больше блюд, потому что, согласно стародавнему поверью, как человек проводит старый год и встретит новый, таким будет для него и весь наступающий год. На богатую кутью, когда уже все праздничные блюда стояли на столе, хозяин открывал окно или двери и приглашал на праздничный ужин мороз, стремясь тем самым подействовать на силы природы:
«Мароз, мароз! Хадзi куццю есцi!
Улетку не бывай, бо мы будзем цябе бiцi жалезнымi пугамi!»
(«Мороз! Мороз! Приходи отведать кутьи!
Не приходи летом, иначе мы побьем тебя железными хлыстами»).
Хозяйка тоже, набрав ложку кутьи и подойдя к окну, должна была постучать и обратиться к морозу:
«Мароз, мароз, хадзi куццю есцi, каб не марозiу расады,
агуркой, гарбузоу, морквы, буракоу i усяго, што мне трэба пасеяць»
(«Мороз, мороз, приходи отведать кутьи, чтобы не морозил рассаду,
огурцы, кабачки, морковь, свеклу и все, что мне нужно посеять»).
Для того, чтобы куры неслись дома, а не по чужим дворам, после праздничного ужина приносили в дом обруч, выкладывали в него остатки ужина (особенно кутьи) и кормили в этом обруче кур.
Васильев вечер обязательно сопровождается щедрованием. Щедровщики (группы молодежи по 5-7 и больше человек) обходили все дома в деревне, поздравляя хозяев с праздником песнями, в обмен на которые хозяева должны были угостить колядующих. Щедровщики должны быть одеты в костюмы, на лицах могут быть маски животных. Центральным «действующим лицом» щедрующей компании была «коза» - подвижный, способный к танцам парень, одетый в вывернутый кожух. Он держал в руках сделанную из дерева или бумаги голову козы. «Козу» сопровождал поводырь, который был должен уметь складно говорить. Поводыря, или «деда», одевали в старую одежду, приделывали ему бороду из пеньки, давали в руки посох. Остальные поддерживали главных действующих лиц. Данное действо называют «водить Меланку». В завершении обхода по давней традиции на перекрёстках сжигали Дидуха, сделанного из снопа соломы, воплощающего дух предков. Он готовился из остатков урожая.
В Васильев вечер поют песни, называемые щедровками, посвящённые полевым работам, повседневной жизни и радостному событию. Звучат пожелания здоровья, счастья всей семье и обильного урожая, процветания. В качестве награды гостей угощают пищей. Васильев вечер сопровождается застольями, подачей блюд. Символическим является зажаренный поросёнок. Его голову оставляет хозяин, а куски мяса раздаются остальным членам семьи. Соседи используют праздник для улаживания конфликтов, обмениваясь кутей. Парни, получившие отказ от девушки руки и сердца, повторяют попытку. Женщины проводят гадания. Они выходят на улицу и наблюдают за животными, встречающимися на пути первыми. В зависимости от того, кто попадётся на глаза, предполагается характер будущего мужа. Под ворота принято насыпать горсти зерна. Если они оказываются нетронутыми, то семейная жизнь будет счастливой. Распространены приметы о природе и погоде в течение ближайшего года или его сезонов.
На следующее утро, 14 января, в Старый Новый год, проходит засевание. В обряде участвуют только подростки мужского пола. Приходя в жилище, они разбрасывают зёрна пшеницы, символизирующие плодородие и успех.