&

Еврейский праздник. Ту би-Шва́т (с иврита - 15-е число месяца шват по еврейскому календарю) - Новый год деревьев. Отмечается в январе – феврале. В эти месяцы в Израиле выпадает больше всего осадков - деревья цветут и плодоносят, наполняя воздух ароматом цветов и созревших фруктов.

Установлен в период раннего Средневековья (в эпоху гаонов читали в этот день особые благословления) согласно школе Хиллела (школа Шаммая считала, что Новый год для деревьев совпадает с первым швата). В иудаизме существует четыре хронологии, четыре календаря, согласно которым измеряется возраст четырех миров. Согласно одному календарю, первый месяц которого – нисан, отсчитывается история Израиля, согласно второму, первый месяц которого – тишрей, - история всего человечества, согласно третьему календарю (первый месяц - элул) измеряется возраст животных, и согласно четвертому (первый месяц - шват) - растений. Мидраш говорит о том, как деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Так как в месяце шват деревья просыпаются после зимней спячки, то именно это время и было избрано.

Важнейшую роль в создании обычаев праздника Ту би-Шват сыграл расположенный в Верхней Галилее город Цфат. В XVI веке, после изгнания евреев из Испании (в 1492 году), многие из которых поселились в Цфате, этот город стал крупным центром каббалистов, изучавших Тору. Они по-новому осмыслили праздник Ту би-Шват и ввели новые обычаи, в том числе «седер в ночь на празднество деревьев» ( именно они установили, какие именно фрукты нужно есть в Ту би-Шват).

В древнем еврейском государстве было принято, как предписывает Тора, ежегодно отделять десятинy от yрожая плодов в пользy священников и левитов, занятыx слyжбой в Храме, не имевших земельных наделов, и десятинy в пользy бедныx. Посколькy такое действие должно производиться ежегодно, то запрещено было отделять десятинy от yрожая одного года в счет yрожая дрyгого года. Праздник Ту би-Шват yстановлен мyдрецами как последний день еврейского налогового года для отделения yрожая одного года от yрожая дрyгого.

 

Относительно деревьев имеется еще и дополнительное обстоятельство: закон запрещал использовать плоды растения на протяжении первых трех лет его плодоношения, а для того чтобы знать возраст растения, необходимо строго установить день его рождения. Им и признается Ту би-Шват.

После разрушения Второго Храма в 70 году н.э. многие евреи были вынуждены покинуть землю их отцов. Поскольку не стало еврейского Храма и государство распалось вместе со всеми его законами, то и празднование Ту би-Шват перестало существовать. За годы опустошений и войн были уничтожены многие леса и рощи. Постепенно земля превратилась в пустыню. С возникновением сионистского движения начался новый этап в истории развития праздника. Иммигранты, вернувшиеся в землю их отцов, понимали, что необходимо преодолеть пустыню, осушить болота и превратить землю в цветущий сад. В 1890 году 15 швата директор школы, писатель и историк Зеэв Явиц вышел со своими учениками, чтобы посадить деревья. Так была создана новая традиция в стране: сажать деревья в Ту би-Шват. Цветущее миндальное дерево уже в начале поселенческого движения превратилось в символ праздника.

Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими корнями, которые не видны, но дают силу дереву и человеку. Крона дерева - как жизнь человека, плоды дерева - как дети.

С празднованием Нового года деревьев связаны специальные обычаи. Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, обязательно включая семь видов плодов, которыми Земля Израиля прославляется в Писании: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики. В этих трапезах обращается внимание на порядок потребления плодов в связи с их происхождением, с соотнесением их съедобных и несъедобных частей. По разным традициям, на столе должно быть семь, пятнадцать, тридцать или даже пятьдесят видов плодов! Многие произносят один из пятнадцати псалмов (Псалмы 120 -134) после каждого вида фруктов.

В последнее время празднование Ту би-Шват обрело дополнительный смысл. Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к природе. Сложилась традиция: в Ту би-Шват тысячи людей, дети, взрослые, репатрианты под покровительством Еврейского национального фонда, участвуют в массовых посадках деревьев. Исполняются особые песни, посвященные этому празднику.

Ту би-Шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.