Таджикский праздник. Праздник Сада был известен ещё до средневековья, отмечался как предвестник Навруза. С древнейших времён праздник Сада отмечался за пятьдесят дней до наступления праздника Навруз, 10-го бахмана (30 января). В некоторых дошедших до нас произведениях историков и авторов сохранились сведения об особенностях проведения праздника Сада. Праздник приходился на холодное время года и был посвящен огню, которым наши предки изгоняли зло, к которому относились и злые морозы.
Поэт Манучехри (XI в.) пишет:
И вот пришёл праздник Сада, за пятьдесят дней
Извещающий о Наврузе и новой весне…
Фаррухи (IX в.) в своем диване приводит:
Пришёл Сада, чтобы принести тебе благую весть о Наврузе,
Прими же эту весть, и подари халат, и приготовься к празднику…
Подготовка к празднику Сада заключалась в сборе сена, хвороста, дров, чтобы потом отнести все это на крыши домов, на холмы, возвышенности, сложить в виде шалашей и поджечь. Дрова складывали так, чтобы огонь как можно выше поднимался в небо. Во время празднования люди читали отрывки из Авесты, раздавали еду и напитки. Персидский мыслитель Абу Райхан Бируни так описывал прохождение этого праздника: «Костер должен был гореть всю ночь. Утром следующего дня женщины шли к огню и забирали несколько еще горящих веток себе домой, чтобы в итоге каждый дом был освящен святым огнем. Остатки костра, которые не разобрали люди, уносили в оташкада (храм огня)». Бируни отмечает, что в дни празднования Сада раздавали милостыню для поминания памяти умерших, еду, приготовленную накануне праздника Сада, раздавали неимущим и обездоленным. Арийцы широко отмечали Сада вплоть до арабского нашествия. Со второй половины 7-го века древние религиозные праздники арийцев стали запрещаться, подвергаться изменениям.
В дни этого праздника земледельцы удобряли землю, готовили семена, сельскохозяйственный инвентарь. Праздник отмечался торжественно, пышно и сопровождался разжиганием костров, так как существовало поверье, что чем сильнее пламя костров, тем плодородней будет земля в наступающем году
Этнограф и фольклорист Дильшод Рахимов указывает, что эти традиции сохранились и в настоящее время в городе Керман (Иран). Там множество горожан ближе к закату солнца собирается на улицах вокруг здания, где будет возжигаться огонь Сада, чтобы хотя бы на расстоянии принять участие в этом национальном празднике. С начала и до конца мероприятия присутствующие музыканты играют весёлые мелодии, а люди радуются и веселятся по поводу торжественного возжжения огня и собственной победы в борьбе с тьмой. Когда пламя огня начинает постепенно заниматься, каждый, замирая в тишине, про себя повторяет пожелание, чтобы свет и тепло не покидали очаг его родной семьи до следующего праздника Сада, и в радости возвращаются в свои дома и с нетерпением ждут главный праздник наших предков - Навруз.