Отмечается русской православной церковью, также и в Белоруссии. Согласно Евангелия от Луки, в этот день архангел Гавриил поведал Марии о безгрешном зачатии, о том, что через 9 месяцев у нее родится ребенок. Отсюда и есть Благовест.
Праздник Благовещения особенно почитают женщины, которые видят в деве Марии идеал Матери, великой женщины с тяжелой, многострадальной, но счастливой судьбой.
Еще задолго до принятия христианства предки белорусов отмечали этот день как праздник прихода весны. Раньше, в этот день люди выпускали на волю птиц, которых в течение года держали в клетках: считалось, что это приблизит приход весны, окончательно прогонит зиму. В Беларуси известно поверье о том, что на Благовещение обязательно прилетает с юга аист - птица, которая пользуется в народе уважением и любовью. Зачастую в этот день проводили обряд Зазывания весны. Девушки деревни выходили на возвышенность и пели до сумерек песни-веснянки. Селянки верили, что, начиная с этого дня, приходил рабочий год, который принесет хороший урожай и счастье в дом. Хотя в этот день ждали прихода весны, но иногда она все же не приходила вовремя, поэтому было рано прощаться с зимой: «Да Благавешчання зіму не лай і сані трымай (Не ругай зиму и держи сани до Благовещения)». После праздника разрешалось начинать полевые работы.
На Полесье раньше существовал обычай выпекать на Благовещение ритуальную выпечку - «голепу» - с изображением лапы аиста и запрещалось кому-либо выходить на работу, копать землю, т.е. начинать сельскохозяйственные работы. Запрещалось давать в долг, чтобы на протяжении года иметь всё необходимое в своём хозяйстве.
Если в этот день погода была теплой, это означало морозную осень. Если же снег еще залежался до этого дня, то осень ожидалась теплой. Дождливый день должен принести богатый урожай, сухая погода - засуху. Считалось, что такая же погода, как на Благовещение, должна повториться и на Пасху.
Испокон веков отмечается он в Армении и армянских диаспорах как День Женщины, Матери, красоты и весны. В современной Армении - это национальный, но не официальный праздник. В этот день мужчины делают подарки своим матерям, женам, сестрам, любимым подругам. Глубочайшее почтение, свойственное армянам по отношению к своим матерям, хорошо передано в стихах Ованеса Шираза:
Мать, пахнет молоком твоим
От нашей почвы и ручьев,
От радостных родных цветов,
От свежих нив и от лесов.
Мать, пахнет молоком твоим
От звонких, чистых родников,
От розовых густых кустов,
От губ, целующих без слов.
Мать, пахнет молоком твоим
От наших вин и от хлебов,
От дерзостных твоих сынов.