&

Еврейский праздник (траурный день). В еврейской истории есть четыре особо печальные даты, связанные с разрушением страны, Иерусалима, Храма и рассеянием еврейского народа. Эти дни отмечаются постом, специальными молитвами и обычаями. Хотя посты и установлены в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма и в память о перенесенных народом мучениях, их главное содержание и цель - побуждать к раскаянию и исправлению провинившихся, напоминать о дурных поступках и событиях, приведших к несчастьям.

В отличие от нееврейского календаря, в котором один день сменяется другим ровно в полночь, в еврейском календаре переход от одного дня к следующему приходится на отрезок времени между заходом солнца и наступлением темноты. Поэтому день в еврейском календаре частично накладывается на два дня в нееврейском календаре и наоборот.

17-е Тамуза - второй из постов, установленных в память о разрушении Храма. В этот день была пробита брешь в стене Иерусалима во времена Второго Храма. Во времена разрушения Первого Храма стена Иерусалима была пробита 9 Тамуза, но чтобы не перегружать светский календарь траурными датами, было решено объединить траур по этим двум событиям.

Считается, что в истории еврейского народа 17 Тамуза - день бедствий. Талмуд называет целых пять бедствий, случившихся в этот день.

В 2448 году от сотворения мира, в год Исхода из Египта, всего через 40 дней после получения Торы на горе Синай, евреи построили Золотого Тельца, совершив тяжкий грех идолопоклонства. 17-го Тамуза Моисей, спустившийся с горы со скрижалями завета, увидев литое изваяние тельца и евреев, пляшущих вокруг него, не смог удержать скрижали в руках - они упали и разбились. Моисей все же сумел вымолить у Бога прощение заблудшему народу, но этот день так и остался несчастливым, ибо грех не был искуплен полностью. Почти через девять столетий сыны Израиля, живущие в Земле Обетованной, снова отступили от заповедей, забыли Тору. Они поклонялись идолам, проливали человеческую кровь.

В 3336 году Иерусалим был осажден вавилонской армией. 17-го Тамуза прекратились ежедневные жертвоприношения в Храме из-за невозможности обеспечить доставку жертвенных животных. В 3338 году был разрушен Первый Храм, потеряны земля и свобода. Вавилонское изгнание длилось всего 70 лет. Народ усвоил полученный урок, раскаялся и вновь, получив свободу и землю, восстановил Храм.

В 3828 году, почти через пятьсот лет после разрушения первого Храма, Иерусалим был осажден. На этот раз римлянами. 17-го Тамуза римляне пробили стены Иерусалима, захватили город, разрушили Храм и изгнали евреев. Второе изгнание длится уже больше девятнадцати столетий, и до сих пор не кончилось.

В этот же день в 165 году до нашей эры Апостомос, наместник царя Антиоха, сжег Тору, чтобы духовно поработить евреев; этот факт стал началом гонений на еврейство и одной из главных причин восстания Маккавеев.

В-пятых, в этот день в Храме была водружена статуя идола. Согласно одной версии, это случилось в эпоху Второго Храма и тоже было одним из деяний Апостомоса; согласно версии Иерусалимского Талмуда это совершил царь Иудеи Менаше, который правил в эпоху Первого Храма и «прославился» тем, что «затопил Иерусалим невинной кровью» и был идолопоклонником, превзошедшим всех своих предшественников.

Дни, заключенные между 17 Тамуза и 9 Ава, тоже считаются траурными и называются «Между теснин»; запрещается слушать музыку, устраивать торжества и свадьбы, стричь волосы, покупать или надевать в первый раз новую одежду, не есть фрукты нового урожая.