&

Еврейский праздник (траурный день). В еврейской истории есть четыре особо печальные даты, связанные с разрушением страны, Иерусалима, Храма и рассеянием еврейского народа. Эти дни отмечаются постом, специальными молитвами и обычаями. Хотя посты и установлены в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных евреями, но все же скорбь не является главным содержанием этих дней. Основная цель постов - пробуждать сердца и прокладывать путь к раскаянию, напоминать о дурных поступках, о событиях, которые привели к несчастьям. Размышления о грехах приводят нас на путь исправления. Общественные посты установлены для того, чтобы еврейский народ пробудился для раскаяния, вспоминая. Чтобы несчастья прекратились, каждый человек должен задуматься над своими поступками, осознать и раскаяться.

В отличие от нееврейского календаря, в котором один день сменяется другим ровно в полночь, в еврейском календаре переход от одного дня к следующему приходится на отрезок времени между заходом солнца и наступлением темноты. Поэтому день в еврейском календаре частично накладывается на два дня в нееврейском календаре и наоборот.

6 век до нашей эры был сложным периодом в истории Иудейского царства – маленькая страна находилась между двумя могучими державами: Вавилоном с одной стороны и Египтом с другой. После смерти про-вавилонски настроенного царя Иешаягу на иудейский трон сел его сын Иегоахаз. Однако египтяне заменили его своим ставленником и превратили Иудею в свою данницу. Но в 605 году до н.э. царь Вавилона Навуходоносор разгромил египтян и покорил Иудею. Долгие годы евреи мирились со своим подневольным состоянием, хотя в 598 году до н.э. Иудея выступила на стороне Египта. В ответ вавилонский царь пленил иудейского царя Иехонию и всю национальную элиту, общее число плененных составляло десять тысяч человек. Над оставшимися на родине Навуходоносор поставил наместником царя Цидкиягу. В 591 году Цидкиягу возглавил очередное восстание против Вавилона, надеясь на поддержку Египта. В 588 году Навуходоносор вновь двинулся в поход на Иудею. После двух лет осады Иерусалим пал. Навуходоносор разрушил город, первый Храм и казнил сыновей царя Седекии, положив конец 400-летнему правлению династии из рода Давида. Он убил или взял в плен большинство членов царской семьи и знати страны. Элита еврейского общества, включая главных священнослужителей, гражданских и военных, была уведена в качестве пленных в Вавилон.

Однако Навуходоносор не хотел превращать Иудею в сплошную пустыню. Людям низших сословий было разрешено остаться в Иудее, чтобы заниматься земледелием. Правителем Иудеи Навуходоносор назначил Гедалию, сына Ахикама, мудрого и справедливого человека, друга пророка Иеремии. Гедалия стал усиленно поощрять деятельность по обработке и возделыванию полей и виноградников, и еврейская община стала возрождаться. Это стало известным, и многие евреи, бежавшие во время войны в безопасные места, в соседние страны, стали возвращаться в страну. Губернатор призывал народ хранить лояльность по отношению к Вавилону и обещал мир и безопасность.

Среди беженцев, которые присоединились к Гедалии, находился Исмаил, один из царевичей рода Давида. Дождавшись благоприятного случая, Исмаил убил Гедалию, много его видных соратников, а также уничтожил и небольшой вавилонский гарнизон, находившийся в городе Мицпа, ставке губернатора. В наказание за убийство Гедалии Навуходоносор ликвидировал Иудейское царство, превратив его в вавилонскую провинцию, и увел в плен более 9 тысяч жителей страны. В итоге еврейский народ надолго лишился своего государства и национальной независимости. Евреям осталась одна возможность – бежать в Египет. Но и там достигла их рука Вавилона: несколько лет спустя Навуходоносор вторгся в Египет, разрушил его и большинство еврейских беженцев при этом погибло. В память убийства Гедалии и трагедии, которая затем произошла с еврейским народом вскоре после разрушения Первого Храма, и был установлен этот пост, называемый постом Гедалии.

Гибель Гедалии явилась последним звеном в той трагедии, главным символом которой служит разрушение Храма. Как политик, Гедалия не пытался повлиять на политическую действительность, но лишь учитывал ее, признавая право на власть сильнейшего... Он стремился сохранить остающийся на Святой земле народ, видел свою задачу в том, чтобы сохранить на Святой земле хотя бы следы еврейского присутствия. И то, что его дело провалилось, что оно было разрушено «политиками», достойно вековой скорби. После убийства Гедалии расторглась связь народа со своей землей: в тот раз всего на несколько десятилетий, но в следующий – уже на значительно больший срок.

Если этот день выпадает на субботу, пост сдвигается на воскресенье.