Суккóт - библейский праздник кущей; один из основных праздников еврейского народа. Начинается 15 числа месяца тишрей (осенью) и продолжается семь (восемь) дней. В это время традиция предписывает евреям выходить из домов и жить в сукке (т.е. шалаше, «кущах»), вспоминая о странствиях предков по Синайской пустыне после их Исхода из Египта.
Первый (и второй) день - йом тов (праздничный день, в который работа возбраняется), а остальные дни - хол ха-моэд (дни, в которые работа разрешается); восьмой день после начала Суккот - также йом тов, в этот день празднуют Шмини ацерет (буквально «восьмого - праздничное собрание»), который в государстве Израиль совпадает с праздником Симхат-Тора.
Согласно Библии, Суккот - «праздник собирания [плодов]». Суккот - один из трех (наряду с Шавуот и Пасхой) израильских праздников, связанных с сельскохозяйственным годом. С древнейших времен суккот был одним из наиболее важных паломнических праздников, и поэтому назывался «праздник Господа» или просто «праздник».
Существует мнение, что в своей основе суккот - праздник, распространенный у народов древнего Ближнего Востока. Исследователи отмечают, что во время скитаний по пустыне израильтяне жили не в кущах, а в шатрах, однако предписание жить в течение семи дней в кущах объясняется памятью о времени Исхода. Освящение Соломоном Иерусалимского храма было произведено в Суккот, и потому каждый седьмой год на праздник Суккот следует читать Тору на общем собрании народа. Изначально, как и Песах, Суккот продолжался неделю; после вавилонского пленения был добавлен восьмой день.
В книге Левит (23:39–43) содержатся два особых предписания, связанные с Суккот: «В кущах живите семь дней... чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской» и «возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней». В раввинистической традиции эти растения называются арбаа миним (буквально «четыре вида») - этрог (вид цитрусовых; плод, похожий на лимон), хадассим (мирт), лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и аравот (верба).
В Суккот выполняют особый ритуал - «вознесение лулава». Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, - это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, - это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт - растение несъедобное, но приятно пахнущее - это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, - это евреи, которые не знают Тору и не делают добра. И все-таки Бог всех соединил в один букет - один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Согласно другому толкованию, каждое из растений - определенная часть человеческого тела. Этрог - это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист - позвоночник, мирт с его овальными листочками - глаза, а ива - уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.
В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки. По всей стране можно видеть шалаши - во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ни одна военная база не обходится без праздничной сукки.
После разрушения Второго храма Иоханан бен Заккай предписал, чтобы евреи, где бы они ни праздновали Суккот, брали арбаа миним в руки каждый день на протяжении всех семи дней праздника в память о Храме. Арбаа миним нужно держать в руке во время произнесения галлеля, который произносится в Суккот полностью: (в русской традиции - Псаломы 112–117); следует плавно помахивать ими при начале 117 Псалома и во время произнесения стиха 25 этого псалма. Сначала следует помахать на восток, затем на юг, запад и север - вверх и вниз. В конце синагогальной литургии Сефер-Тора вынимают из ковчега (арон кодеш), и участники литургии обходят биму, держа в руках арбаа миним в память о процессиях вокруг храмового алтаря. В первый день праздника каждый должен брать собственные арбаа миним, а в остальные дни разрешено одалживать их у других.
Раввинистические авторитеты упоминают особую церемонию «возлияния воды» в течение семи дней праздника, хотя обряд возлияния воды, сопровождавшийся игрой на свирели, осуществлялся только в хол ха-моэд и назывался симхат бет-ха-шоэва (буквально: «веселье в месте, где черпают воду»). Обряд, по-видимому, основывается на стихе из книги пророка Исайи: «И в радости будете черпать воду из источников спасения». В Талмуде говорится, что тот, кто никогда не видел симхат бет-ха-шоэва, никогда не видел подлинного веселья.
Правилам относительно сукки посвящен особый трактат «Сукка» в Талмуде. При строительстве сукки принято покрывать ее листьями или соломой, стены разрешается делать из любого подручного материала. Сукка должна быть достаточно хорошо покрыта -так, чтобы внутри было больше тени, чем света. Покрытие, однако, не должно быть столь плотным, чтобы сильный дождь не мог проникнуть внутрь. У сукки должно быть по меньшей мере три стены, и располагаться она должна под открытым небом (не внутри дома, под навесом или под деревом). Строение должно быть украшено. В первый вечер праздника хозяин сукки должен съесть в ней кусок хлеба величиной с маслину; если хозяин ужинает, он должен делать это в сукке. Принято строить сукку возле синагоги для тех членов общины, у которых нет своей сукки. Слово «сукка» символизирует отказ от опасной, в общем-то, иллюзии, что надежным дом делает крыша. Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Эрец-Исраэль, обрабатывал эту землю и радовался плодам, которые она дарила. Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.
Праздник Суккот в Израиле всегда отличает радостная и оживленная атмосфера: на праздничное угощение приглашаются не только родные и близкие, но даже малознакомые люди, и это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке. В этот праздник евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что Он благословил свой народ изобилием.
Первые два праздничных дня праздника Суккот, а также в Шмини Ацерет (восьмой день) зажигают праздничные свечи. По обычаю, праздничные и субботние свечи зажигают в сукке (шалаше), но если сукка плохо защищена от ветра, то свечи зажигают дома. Перед зажиганием произносят благословение о свечах праздника и благодарственное благословение.
Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь. Особенно радуются Суккоту дети, воспринимающие этот праздник как интересное приключение. В Израиле Суккот (так же, как и другие паломнические праздники – Песах и Шавуот) празднуется один день. После первого праздничного дня наступают так называемые полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.