Отмечается в Армении согласно 18-й статье Закона «О праздниках и памятных днях в Республике Армения» и решения 882-Н Правительства Республик Армения от 23 июня 2005 года.
Ерева́н (до 1936 Эрива́нь) - столица Армении, один из древнейших сохранившихся городов мира (основан в 782 г. до н. э.). Жители города с незапамятных времен занимались земледелием и скотоводством, хотя находки образцов материальной культуры - железных инструментов, мечей, кинжалов, бронзовых чеканных поясов, бус из черного хрусталя и золотых украшений - свидетельствуют о том, что не менее опытны были они в кузнечном деле, металлургии и весьма искусны в самых различных ремеслах. Еще задолго до рождества Христова протоереванцы пользовались продукцией древнейших плавилен Мецамора. Веками развивались в Ереване ремесла. Опытные кожевники, кузнецы, столяры, ткачи, красильщики и ювелиры объединялись в ремесленные цеха - амкарства, обладавшие своими собственными гербами и игравшие весьма значительную роль в жизни города.
Ереван был одним из центров армянского искусства. Здесь родились и творили многие знаменитые ученые и хронисты, поэты и скрипторы, печатники и математики.
В истории Еревана было много и черных, и светлых дней, что нашло отражение на страницах пергаментных рукописей. Находившийся на скрещении торговых путей, с незапамятных времен называвшихся «Ереванской дорогой», город всегда был заманчивой целью для иноземных захватчиков. Приходили и уходили на его памяти монгольские нойоны и султаны тюрок кара-коюнлу, арабские востиканы и сельджукские эмиры, персидские сардары и русские губернаторы... Десятки и сотни землетрясений пришлось вынести городу за свою многовековую историю. 4 июня 1679 года на Араратской равнине началось страшное землетрясение, подземные толчки которого повторялись в течении месяца почти ежедневно. Множество сел и деревень, церквей и монастырей превратились в руины. Рухнул Гарнийский храм. А потом налетела из персидских сторон саранча, и разразился страшный голод.
Об античном периоде Еревана можно судить преимущественно по наскальным надписям, материалам раскопок и преданиям, облика средневекового города восстанавливался по письменным источникам (армянским хроникам, записках иностранных путешественников XVI-XVIII вв.).
В XVII-XIX веках Ереван был самой драматической точкой взаимоотношений между Россией, Турцией и Персией. Он притягивал к себе также всевозможных европейцев, преследующих свой собственный интерес - дипломатов, наблюдателей, коммерсантов, ученых, художников, проповедников и церковных деятелей. Многие из них оставили интересные путевые заметки, освещавшие не только политические и военные вопросы, но и различные занимательные подробности и детали жизни и быта ереванцев.
В 1968 году армянский народ торжественно отметил 2750-летие своей столицы. Тогда же было установлено и стало традицией празднование еще одной исторической даты - дня рождения Еревана-Эребуни. В это время было написано стихотворение Паруйра Севака «Эребуни - Ереван», ставшее столичным гимном (музыка Эдгара Ованнисяна). Именем этой песни и стали называть праздник города. До 1988 года он отмечался ежегодно, однако после провозглашения независимости страны эта традиция возобновилась лишь в 1998 году.