Католический праздник посвящен воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее вознесения на небеса. На Востоке и на Западе этот праздник имеет различные названия. Греки называли его «Koimesis» - «Погружение в сон» (от церковно-славянского - успение). На Западе закрепилось латинское название «Assumption» - «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции «Успением» название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу». В VII веке отмечался праздник Возвышения Марии в Галлилее, в VIII веке он трансформировался в Вознесение и начал праздноваться в Риме 15 августа.
Ранние христианские памятники содержат противоречивые сведения о том, где и как долго жила Богоматерь после окончания земной жизни Христа, о кончине и ее погребении. В большинстве текстов упоминается следующий сюжет: после вознесения Иисуса Христа на небо Дева Мария жила в Иерусалиме под опекой и заботой Иоанна Богослова, творила молитвы в ожидании встречи с Сыном. За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил о скором переходе к блаженному успению. Она призвала всех апостолов, чтобы с ними проститься. Согласно желанию Богоматери, Ее тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника. Через три дня к могиле пришел апостол Фома, но вместо тела Девы Марии в гробнице были розы.
Телесное взятие Богородицы на небеса, так же как и ее свобода от первородного греха, является догмой католического вероучения. И хотя в Ее успение люди верили на протяжении веков, официально этот догмат был оформлен лишь в 1950 году. Как и другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение мессы и совершение молитв. В некоторых странах Западной Европы, например, Австрии, Греции, Франции, этот день является национальным праздником и выходным. Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии по новому стилю – 28 августа.
Праздник Успения Божией Матери называется в Германии «Вознесение Марии». Этот день объявлен нерабочим только в федеральной земле Саарланд и в общинах Баварии с преимущественно католическим населением. По данным статистики федеральной земли Баварии, этот праздник отмечают как официальный выходной 1. 700 из 2. 056 общин Баварии. В Германии отмечается с 813 года. Праздник Вознесения Марии начинает в католической церкви 30 женских дней с 15 августа по 12 сентября, в течение которых проходят службы, посвященные Марии. Особо отмечаются дни Вознесения Марии (15 августа), королевы Марии (22 августа), Рождение Марии (8 сентября) и День имени Марии (12 сентября).
На Вознесение Марии собираются в католических церквях семь различных трав (число символизирует семь ран Марии). Эти травы должны оберегать от болезней и недугов. Букеты размещают в доме на стенах. Используют в виде чая, отваров и настоев. Также эти букеты могут оберегать от плохой погоды и ненастья, для этого их бросают в открытый огонь. Кроме этого, на этот день приходится первый сбор лесных и кедровых орехов.
Правительство Латвии присвоило католическому празднику Вознесения Девы Марии на небеса, который проходит с 12 по 15 августа в Аглоне (Aglona), государственный статус. Новый государственный праздник называется День Марии. Аглона - это небольшая деревня, расположенная к северо-западу от Даугавпилса (Daugavpils). Аглона известна в Литвии и далеко за пределами страны своей Базиликой (от греческого basilikos - царский) - самой значительной католической церковью в стране. Эту церковь однажды посетил Папа Иоанн Павел II (Pope John Paul II), и она ежегодно привлекает тысячи паломников на День Успения Марии 15 августа. В 1980 году церковь отмечала свое 200-летие, и ей был официально присвоен статус Базилики. Будучи всемирно известным святым местом, поселок Аглона у озер Цириша и Эглес ежегодно привлекает тысячи туристов и верующих со всех концов света. Многие паломники проделывают немалый пеший путь в Аглону к чудодейственному источнику, бьющему из земли, недалеко от Базилики, окруженной монастырскими строениями XVIII века, где и проходит основное празднество. Богослужения транслируются по телевизору на всю Латвию.