Август http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust Fri, 03 Apr 2020 08:21:45 +0000 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru 1 августа - День азербайджанского алфавита и языка http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/443-1-avgusta-den-azerbajdzhanskogo-alfavita-i-yazyka http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/443-1-avgusta-den-azerbajdzhanskogo-alfavita-i-yazyka Ежегодное празднование определено Указом Президента от 9 августа 2001 года.

В период вхождения Азербайджана в состав царской России народ пользовался арабским алфавитом. Но с 1920 года в Азербайджане (уже в составе СССР) русский язык фактически приобрел статус государственного языка: была проведена реформа алфавита, в результате которой вместо арабского алфавита стал применяться новый азербайджанский алфавит по латинской графике; позже было принято решение о переходе на кириллицу.

К концу ХХ столетия, когда Азербайджан второй раз приобрел государственную независимость, вопрос о реформе алфавита вновь стал актуальным. Издательско-полиграфическая работа в стране велась параллельно по двум алфавитам: газеты издавались наполовину по новому алфавиту на латинской графике, а наполовину - по кириллице. Положение коренным образом изменилось с изданием Указа президента «О совершенствовании применения государственного языка» от 18 июня 2001 года, в котором подчеркивалась роль и функции азербайджанского языка как атрибута независимой государственности, а также определялся повсеместный переход к азербайджанскому алфавиту на латинскую графику с 1 августа 2001 года.

 

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
1–3 августа – Дни Ат-Ташрик http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/444-1-3-avgusta-dni-at-tashrik http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/444-1-3-avgusta-dni-at-tashrik Мусульманский праздник. Дни Ат-Ташрик - это продолжение самого большого мусульманского праздника Курбан Байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.), когда мусульмане совершают жертвоприношения и возвеличивают всевышнего Аллаха. Праздник жертвоприношения празднуется в десятый день месяца зуль-хиджа (двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря). Для мусульман это благословенный месяц – время хаджа (паломничества).

На 11-13 дни месяца зуль-хиджа отмечаются Дни Ат-Ташрик, когда паломники совершают заключительный ритуал хаджа - бросание камешков в три столба.
Первый день Ат-Ташрика является вторым днем символического побития дьявола камнями, и в этот день правоверному паломнику-мусульманину, совершающему хадж, надлежит прибыть в долину Мина. Паломники бросают 7 камешков сначала в маленький столб (джамрат аль-ула), затем 7 камешков в средний столб (джамрат аль-вуста), и 7 камешков в большой столб (джамрат аль-акаба). Начиная с утреннего намаза первого дня Ташрик до послеполуденного намаза третьего дня Ташрик мусульмане после коллективных намазов читают такбир (восхваление Аллаха) под названием такбир Ташрик.

Действия, совершаемые в первый день Ат-Ташрик

В этот день совершающий хадж:

1. Своевременно совершает коллективные молитвы.

2. Часто возвеличивает Аллаха после молитвы, а также на дорогах, базарах и в домах.

3. В любое время между полуднем и заходом солнца бросает камешки в три столба. Если ему не удалось сделать это из-за большого стечения народа, то не будет беды, если он бросит камешки после захода солнца, поскольку это извинительно.

4. Сначала он бросает камешки в самый маленький столб, затем - в средний и далее - в самый большой и последний.

5. В каждый столб он бросает семь камешков, один за другим, подняв руку при каждом броске и произнося: «Аллаху Акбар!» Разрешается, чтобы камешками для бросания паломник запасся в Мина.

6. По возможности, при бросании камешков паломник встает так, чтобы Мекка была слева от него, а Мина или мечеть аль-Хейф - справа.

7. Бросив камешки в самый маленький столб, паломник несколько отходит от него назад и, повернувшись к нему левым боком, а к кибле - лицом, долго взывает к Аллаху, подняв руки.

8. Бросив камешки в средний столб, паломник проходит несколько вперед, так, чтобы столб оказался от него справа, и, повернувшись лицом к кибле, подняв руки, взывает в Аллаху, прося у него всего хорошего в этой и потусторонней жизни, хотя бы и на своем родном языке.

9. Бросив камешки в самый большой столб (джамрат аль-акаба), паломник не задерживается у него для взывания к Аллаху.

10. В этот день он остается ночевать в Мина.

Действия, совершаемые во второй день Ат-Ташрик

Второй день Ат-Ташрик приходится на двенадцатое число месяца зуль-хиджа и является третьим днем бросания камешков. В этот день совершающий хадж выполняет следующие действия:

1. Своевременно совершает общие молитвы.

2. Часто возвеличивает Аллаха после обязательных регулярных молитв, а также на базарах, дорогах, в домах.

3. Бросает камешки в три столба. Что касается бросания камешков, его последовательности и вообще всех действий, связанных с ним, а также восхваления Аллаха, то он проделывает все так же, как и в предыдущий день, и ему разрешается все, что разрешалось и в тот день. А поэтому в любое время с полудня до заката солнца (если может), он бросает камешки вначале в самый маленький столб, затем - в средний и, наконец, - в самый большой (по семь камешков).

4. Бросив камешки в самый маленький столб, паломник совершает те же действия и взывает к Аллаху так же, как и в предшествующий день.

5. Бросив камешки в средний столб, совершает те же действия, как и в предыдущий день, в том числе и взывая к Аллаху.

6. Бросив камешки в самый большой столб, не задерживается, чтобы воззвать к Аллаху, а уходит.

7. Закончив бросание камешков в самый большой столб, паломник может поспешить с отъездом и покинуть Мина до захода солнца.

8. Лучше всего, если он не будет спешить, а заночует в Мина, чтобы бросать камешки тринадцатого зуль хиджа.

Действия, совершаемые в третий день Ат-Ташрик

Третий день Ат-Ташрик - это тринадцатый день зу-ль хиджжа, четвертый день бросания камешков.

В этот день совершающий хадж выполняет следующие действия:

1. Своевременно совершает коллективные молитвы.

2. После молитвы, а также на базарах, дорогах, в домах часто возвеличивает Аллаха.

3. Между полуднем и закатом солнца бросает камешки в три столба, соблюдая при этом ту последовательность, занимая те же положения и взывая так же, как и в предшествующие два дня. При этом по окончании бросания камешков в «джамрат-уль акаба», не задерживается, а уходит, возвращаясь в Мекку.

4. Если он не совершил ранее обхода «аль-ифада» и сай (бег между холмами Сафа и Марва), то, вернувшись в Мекку, он выполняет их в соответствии с положениями, содержащимися в параграфах, разъясняющих порядок обхода сай.

 

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
2 августа - Ильин день http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/445-2-avgusta-ilin-den http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/445-2-avgusta-ilin-den Отмечается финнами-ингерманландцами, водью и др.

Илия - один из величайших пророков Ветхого Завета. Он родился за 900 лет до Рождества Христова. Отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет Илия поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника Ваала (солнца), который заставлял еврейский народ делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет в городе Сарепте. Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника - один Ваалу, а другой - Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол». Огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полив их водой, и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и опалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.

За свою пламенную верность Богу пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор.

По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечей Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. Пророку Илие молятся о даровании дождя во время засухи.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
5 августа (15 Ава) - День любви http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/446-5-avgusta-15-ava-den-lyubvi http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/446-5-avgusta-15-ava-den-lyubvi День любви - Ту бе-Ав - не относится к общепринятым еврейским праздникам, это приятный повод поздравить любимого человека и (или) предложить руку и сердце.

Праздник этот существовал с глубокой древности. Еще до установления в Израиле царства девушки, желающие выйти замуж, выходили танцевать в виноградники в окрестностях Храма в Шило. «...Не было в Израиле праздника прекраснее 15 Ава. Еврейские девушки выходили в сады в белых платьях - одолженных, по обычаю, друг у друга, чтобы никому не было стыдно из-за отсутствия красивой одежды. В садах они водили хороводы, и всякий, кто искал себе невесту, шел туда». Праздник этот был очень важен. В те времена каждое из колен Израиля жило на своей территории, и народ походил на коалицию 12 «кантонов», связанных между собой только общей религией и соглашениями о военной помощи в час опасности. При этом все колена следили за своим наделом земли, стараясь не дать представителям других колен осесть на своей территории. Закон того времени разрешал девушкам, владевшим недвижимостью, выходить замуж только за представителя своего колена, чтобы земля не переходила во владение другого колена и чтобы не было анклавов одного колена внутри другого. Все это помогало сохранить этническую обособленность каждого колена, его обычаи и традиции, но одновременно не позволял слиться народу Израиля в единое целое.

Местом встречи колен в то время был Храм в Шило, куда собирались все колена Израиля на установленные Торой праздники. Там старейшины колен обсуждали дела, там заключали договоры и принимали совместные решения. Однако союз на уровне руководства еще не делает народ единым целым. 15 Ава - праздник, не установленный Торой, возникший как веселье по поводу сбора винограда - именно он дал народу возможность объединиться. В этот день парни и девушки из разных колен Израиля могли познакомиться друг с другом, и были отменены все ограничения на межколенные браки. Это положило начало длительному процессу интеграции евреев в единый народ.

Благодаря традиции 15 Ава удалось также справиться с последствиями тяжелой гражданской войны между коалицией колен против колена Биньямина. За греховность города Биньямина были уничтожены, всех девушек забрали в плен и поклялись не выдавать своих дочерей за тех, кто выжил. Конфликт со временем был разрешен посланием остаткам Биньямина такого сообщения: «15 Ава, когда девушки выйдут на гуляния в виноградники Шило, приходите, крадите их и женитесь».

 

15 Ава была отменена пограничная стража между еврейскими Северным и Южным царствами. После распада царства Соломона первый царь Северного царства счел необходимым установить на границе стражу с тем, чтобы евреи с Севера не ходили в праздники на Юг, в Иерусалимский Храм. Последующие цари Северного царства отменили это постановление с тем, чтобы все могли пойти на праздники в Иерусалим, а евреи оставались единым народом.

Не случайно то, что объединяющий праздник 15 Ава расположен в календаре сразу после дня траура 9 Ава - дня, с которого началось изгнание, и в который народ Израиля был вновь разбросан по разным концам света. В современном государстве израильтяне тоже принадлежат к разным общинам: марроканской, русской, йеки, курдов и так далее. К этнографическим различиям добавляются политические лагеря, а к ним - религиозные размежевания. Пожалуй, только Любовь мужчин и женщин друг к другу - из разных общин и разных политических лагерей – способна объединить разобщенный народ.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
6 (19) августа – Преображение Господне http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/447-6-19-avgusta-preobrazhenie-gospodne http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/447-6-19-avgusta-preobrazhenie-gospodne Католический и православный праздник. В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть.

После этого Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета - Моисей и Илия - явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа.

Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него - Единородного Сына Божия.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
7 Августа - Спожинки (Дожинки) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/448-7-avgusta-spozhinki-dozhinki http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/448-7-avgusta-spozhinki-dozhinki К середине августа на всей славянской земле заканчивались жатва, уборка и переработка урожая зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника - Спожинки (дожинки, обжимки). Последний сноп жали молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. Это радостное и важное для земледельцев событие широко отмечалось древними предками по всей Европе.

Славянские народности сначала отмечали Зажинки (начало сбора урожая, День первого снопа). Более пышно отмечали Дожинки - день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который выпадал на 7 число последнего летнего месяца - примерно середина августа по современному календарю. По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой – завивали «бороду Велесу». На зачине волхвы-жрецы славили Велеса, поднимая над головой горшок с просом. В этот день освещали мед, яблоки и зерно. После зачина начинался веселый пир: запрещено было употреблять в пищу говядину, а разрешалось есть кашу, мед, яблоки, хлеб, пиво.

Дажынкi в Беларуси всегда праздновали очень торжественно, с красивыми содержательными обрядами. На последний день жатвы собиралась толока. Самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве, затем сама брала серп и начинала жать с песней, которую все подхватывали. В конце каждая жнея откладывала по колоску для общего дожиночного снопа. Девушки выбирали в своей среде «Багіню». Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным. Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».

После революции и до войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960 - 1970 годах активно укореняются социалистические обряды: праздники первого снопа и урожая. Начиная с 1996 года, дожинки на Беларуси проводятся как Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников деревни. Праздник включает шествие всех участников по центральной улице города (районного центра) и выход на центральную площадь города. Впереди колонны несут флаг с эмблемой фестиваля «Залатымі калоссямі». Праздник длится два дня. В первый день проводится торжественный митинг, после которого награждают лучших комбайнеров и водителей. После начинается концерт лучших фольклорных коллективов республики. Проводятся выставки работ народных умельцев. На второй день фольклорные коллективы разъезжаются по району. А в самом городе демонстрируется сельскохозяйственная продукция и техника. На нескольких площадках идут концерты, проводятся лотерея, народные игры и забавы.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
8 августа - День мира в Аугсбурге http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/449-8-avgusta-den-mira-v-augsburge http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/449-8-avgusta-den-mira-v-augsburge Это единственный в мире официальный государственный праздник одного города страны, а именно - города Аугсбурга (Augsburg, федеральная земля Бавария, Германия). С 1650 года День мира или Фестиваль мира в Аугсбурге (Augsburg Peace Festival, нем. Friedensfest) ежегодно отмечается 8 августа, а с 1950 года - как официальный государственный праздник и выходной для всех мелких и крупных предприятий города. 8 августа 1629 года - день начала притеснений протестантов города Аугсбурга, которые продолжались в течении 30 лет, до так называемого «Вестфальцевского мира» (Peace of Westphalia), заключенного в 1648 году. Фестиваль мира в Аугсбурге связан также с аугсбургским миром сословий и религий 25 сентября 1555 года, заключенным между различными вероисповеданиями и сословиями: лютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королем Фердинандом I, действовавшим от имени своего старшего брата императора Карла V. Аугсбургский мир официально признал лютеранскую и евангелистскую религию в содружестве немецких государств. Правила аугсбургского религиозного мира: всеобщий мир в стране; сословия, которые принадлежат аугсбургский конфессии (лютеране), и сословия католической веры признали друг друга; сословия имеют общую церковно-конфессиональную территорию, однако, поданные других религий могут переселяться; города сословий становятся двухконфессиональными; духовные юрисдикции против протестантов (еретиков) закрываются.

 

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
8 августа – Гадир-Хум http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/450-8-avgusta-gadir-khum http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/450-8-avgusta-gadir-khum Мусульманский праздник. Каждый год 18 зуль-хиджа мусульмане отмечают Гадир-Хум - день передачи власти Али ибн Абу Талибу от пророка Мухаммеда.

Гадир Хум - местечко рядом с прудом Хум между Меккой и Мединой, возле которого пророк Мухаммед выступил перед своими сподвижниками с проповедью, в ходе которой объявил Али ибн Абу Талиба своим преемником и носителем вилаята. Хадис об этом событии приводится в разных сборниках, в том числе и в таких авторитетных для суннитов, как Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим, Джами ат-Тирмизи, Сунан Ибн Маджа, а также в Китаб фадаил ас-сахаба («Книге о достоинствах сподвижников), Мустадрак аль-Хакима, «Истории» Якуби, тафсирах Корана Фахруддина ар-Рази и ан-Найсабури. Однако наибольшее значение этот хадис приобрёл в вероучении мусульман-шиитов, которые считают его одним из весомых доказательств имамата и вилаята Али ибн Абу Талиба.

Один из важнейших религиозных праздников мусульман-шиитов.

 

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
9 августа - Международный день коренных народов мира http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/451-9-avgusta-mezhdunarodnyj-den-korennykh-narodov-mira http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/451-9-avgusta-mezhdunarodnyj-den-korennykh-narodov-mira International Day of the World's Indigenous People установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция A/RES/49/214). В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось, что: «В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы — от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека». Первое международное десятилетие коренных народов мира (First International Decade of the World's Indigenous People), начатое в 1995 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов.

В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Второе международное десятилетие коренных народов мира (Second International Decade of the World’s Indigenous People) на период 2005—2014 годов с темой «Десятилетие действий и достоинства». Цель Десятилетия - не только сосредоточить внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения, в том что касается их земель, их языков, их источников к существованию и их культур, но и в дальнейшем укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда и социальное и экономическое развитие. 13 сентября 2007 года Генеральной Ассамблеей была принята Декларация о правах коренных народов, согласно которой, основополагающим критерием выделения того или иного коренного народа является собственное осознание им себя как коренного народа. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями. Также данная Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов — право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

В настоящее время общая численность коренных народов на планете составляет примерно 370 миллионов человек, которые живут более чем в 70 странах и представляют множество языков и культур.

В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таких в нашей стране - 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Они компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них — в сельской местности. И хотя коренные народы составляют всего 5% населения Земли, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты. Ведь они продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются. И именно для привлечения внимания широкой общественности и властей разных уровней к данным вопросам, и для направления усилий для решения проблем коренных народов во всем мире и был учрежден данный праздник. Кстати, каждый год мероприятия, проводимые в рамках Дня, посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были: «Примирение и партнерство между государствами и коренными народами», «Коренные народы и ВИЧ/СПИД», «Творчество коренных народов: достойная оценка преданий и культур, создание нашего собственного будущего», «Создание альянсов коренных народов: соблюдение положений договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей» и другие.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
11 августа – Навасард (День национальной идентичности в Армении) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/452-11-avgusta-navasard-den-natsionalnoj-identichnosti-v-armenii http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/452-11-avgusta-navasard-den-natsionalnoj-identichnosti-v-armenii 11 августа, как утверждают древние армянские хроники, в 2492 году до Рождества Христова прародитель армян Айк победил Бэла, открыв возможность своим потомкам для свободного существования и развития. По преданию Айк Ахехнавор (Айк-Лучник), вошедший в историю как Айк Наапет (патриарх-родоначальник армянского народа, основатель царской династии Айказуни), разбил в сражении Дюцазнамарт (юго-восточнее озера Ван, среднее течение реки Айоц-дзор) войска ассирийского тирана Бэла и положил начало будущему армянскому государству.

В древние времена празднества в честь Навасарда (так называется праздник 11 августа) длились несколько дней. В один из этих дней люди пили сладкие напитки и легкие вина. В день Навасарда пьяных людей практически не было, так как древняя армянская поговорка гласит: «Боги больше всего плевела оставляют на поле пьяницы». На этих праздниках даже еда была умеренной. Из-за разных климатических условий Армении в разных районах на праздничный стол подавались различные блюда. В этих блюдах первое место занимала круглая пшеница, которая росла только в Армении. Армяне на стол клали хлеб, испеченный из пшеницы, выращенной своими руками, чтобы языческие боги армян сделали новый год плодородным. Наверное, одна из древних армянских поговорок « В Навасард нельзя брать в долг хлеба» является результатом этих традиций.

Есть и другая древняя поговорка: «Без вина придет новый год, без нгатзахика - запоздает». В древности это была самая известная приправа – цветок, вызывающий аппетит и росший на склонах Масиса (Арарата). Его собирали и сушили армяне, живущие в районах Масйацотна и Тжакатка, а потом распространяли по всей Армении. В каком бы районе ни жил армянин, на Навасард он всегда имел нгатзахик. Эта традиция - применять в новогодних блюдах сушоный нгатзахик - была символом национального единения армян. Нгатзахик связывал всех армян с Масисом - сердцем Родины.

С 2008 года началось широкое празднование Навасарда на государственном уровне, а в 2009 году парламент подписал постановление об официальном празднике - Дне национальной идентичности, который будет отмечаться в день славной победы прародителя армян Айка.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
11 августа - День памяти бойцов за свободу Латвии http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/453-11-avgusta-den-pamyati-bojtsov-za-svobodu-latvii http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/453-11-avgusta-den-pamyati-bojtsov-za-svobodu-latvii После разгрома Западнорусской армии под командованием русского офицера Бермондта-Авалова, сформированной из русских военнопленных и немецких частей, оставшихся в Латвии, власть правительства Латвии не распространялась только на Латгале. Латвия заключила договор с Польшей, и совместными действиями армий обеих государств Латгале был освобожден от коммунистов. 11 августа 1920 года Советская Россия признала независимость Латвии.

В России оставалось много воинских частей латышских стрелков. После подписания договора части были расформированы, и многие стрелки вернулись в родные места. Латышские стрелки, самые крупные национальные военные образования на службе в Красной Армии, были сформированы в 1915 году во время первой мировой войны из жителей Лифляндской, Курляндской и Витебской губерний. В 1916 году развернуты в Латышскую стрелковую дивизию. В 1971 в Риге был открыт мемориальный музей-памятник Латышским красным стрелкам (скульптор - заслуженный деятель искусств Латвийской ССР В. К. Албергс, архитекторы Д. Я. Дриба и Г. Р. Лусис-Гринбергс). Сейчас плиты с надписью «Латышские красные стрелки» нет. Вместо нее надпись «Латышские стрелки».

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
14 августа – Канун праздника Успения (Взятия на небо) Пресвятой Богородицы http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/454-14-avgusta-kanun-prazdnika-uspeniya-vzyatiya-na-nebo-presvyatoj-bogoroditsy http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/454-14-avgusta-kanun-prazdnika-uspeniya-vzyatiya-na-nebo-presvyatoj-bogoroditsy Католический праздник. Рекомендуются пост и воздержание.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
15 (28) августа - Успение и Вознесение Девы Марии http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/455-15-28-avgusta-uspenie-i-voznesenie-devy-marii http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/455-15-28-avgusta-uspenie-i-voznesenie-devy-marii Католический праздник посвящен воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее вознесения на небеса. На Востоке и на Западе этот праздник имеет различные названия. Греки называли его «Koimesis» - «Погружение в сон» (от церковно-славянского - успение). На Западе закрепилось латинское название «Assumption» - «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции «Успением» название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу». В VII веке отмечался праздник Возвышения Марии в Галлилее, в VIII веке он трансформировался в Вознесение и начал праздноваться в Риме 15 августа.

Ранние христианские памятники содержат противоречивые сведения о том, где и как долго жила Богоматерь после окончания земной жизни Христа, о кончине и ее погребении. В большинстве текстов упоминается следующий сюжет: после вознесения Иисуса Христа на небо Дева Мария жила в Иерусалиме под опекой и заботой Иоанна Богослова, творила молитвы в ожидании встречи с Сыном. За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил о скором переходе к блаженному успению. Она призвала всех апостолов, чтобы с ними проститься. Согласно желанию Богоматери, Ее тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника. Через три дня к могиле пришел апостол Фома, но вместо тела Девы Марии в гробнице были розы.

Телесное взятие Богородицы на небеса, так же как и ее свобода от первородного греха, является догмой католического вероучения. И хотя в Ее успение люди верили на протяжении веков, официально этот догмат был оформлен лишь в 1950 году. Как и другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение мессы и совершение молитв. В некоторых странах Западной Европы, например, Австрии, Греции, Франции, этот день является национальным праздником и выходным. Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии по новому стилю – 28 августа.

Праздник Успения Божией Матери называется в Германии «Вознесение Марии». Этот день объявлен нерабочим только в федеральной земле Саарланд и в общинах Баварии с преимущественно католическим населением. По данным статистики федеральной земли Баварии, этот праздник отмечают как официальный выходной 1. 700 из 2. 056 общин Баварии. В Германии отмечается с 813 года. Праздник Вознесения Марии начинает в католической церкви 30 женских дней с 15 августа по 12 сентября, в течение которых проходят службы, посвященные Марии. Особо отмечаются дни Вознесения Марии (15 августа), королевы Марии (22 августа), Рождение Марии (8 сентября) и День имени Марии (12 сентября).

На Вознесение Марии собираются в католических церквях семь различных трав (число символизирует семь ран Марии). Эти травы должны оберегать от болезней и недугов. Букеты размещают в доме на стенах. Используют в виде чая, отваров и настоев. Также эти букеты могут оберегать от плохой погоды и ненастья, для этого их бросают в открытый огонь. Кроме этого, на этот день приходится первый сбор лесных и кедровых орехов.

Правительство Латвии присвоило католическому празднику Вознесения Девы Марии на небеса, который проходит с 12 по 15 августа в Аглоне (Aglona), государственный статус. Новый государственный праздник называется День Марии. Аглона - это небольшая деревня, расположенная к северо-западу от Даугавпилса (Daugavpils). Аглона известна в Литвии и далеко за пределами страны своей Базиликой (от греческого basilikos - царский) - самой значительной католической церковью в стране. Эту церковь однажды посетил Папа Иоанн Павел II (Pope John Paul II), и она ежегодно привлекает тысячи паломников на День Успения Марии 15 августа. В 1980 году церковь отмечала свое 200-летие, и ей был официально присвоен статус Базилики. Будучи всемирно известным святым местом, поселок Аглона у озер Цириша и Эглес ежегодно привлекает тысячи туристов и верующих со всех концов света. Многие паломники проделывают немалый пеший путь в Аглону к чудодейственному источнику, бьющему из земли, недалеко от Базилики, окруженной монастырскими строениями XVIII века, где и проходит основное празднество. Богослужения транслируются по телевизору на всю Латвию.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
15 августа - День Кантеле (Kantelepaiva) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/456-15-avgusta-den-kantele-kantelepaiva http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/456-15-avgusta-den-kantele-kantelepaiva Ка́нтеле (kantele) – карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям. Старинные кантеле были выдолблены целиком из одного куска дерева и имели пять жильных струн. Короб кантеле изготавливали из ольхи, колки из березы, струны из конского волоса. По мере развития музыкальной культуры совершенствовался и инструмент. Верхнюю деку стали изготавливать из еловой дощечки. На смену струнам из конского волоса пришли жильные, а затем и металлические. Увеличивалось и количество струн. Наиболее распространенными были 5-ти, 10-ти, 12-ти и 16-ти струнные кантеле, которые имели диатонический строй. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала». От слова «кантеле» образовано происходит слово «Кантелетар» - название сборника финских народных рун (стихов), составленный Элиасом Лённротом и впервые изданный тремя выпусками в 1840-1841 гг. Суффикс tar- обозначает женский род, то есть кантелетар - дочь кантеле или муза-покровительница игры на этом инструменте.

Сам музыкальный инструмент, как и слово, его обозначающее, был заимствован прибалтийско-финскими народами у славян (kant(e)le - «гусли» восходит к раннему славянскому gǫdtli - «струнный музыкальный инструмент», давшему позже у славян gǫsli «гусли»).

В настоящее время в Карелии существует две разновидности кантеле, диатоническое и хроматическое. Диатоническое кантеле предназначено для исполнения народной музыки. Для исполнения классической музыки необходимо иметь инструмент с хроматическим звукорядом, чем и была вызвана необходимость в усовершенствовании инструмента. На хроматическом кантеле можно исполнять как народную, так и классическую музыку.

Первым, кто обратился к изготовлению хроматического кантеле, был Элиас Лённрот - создатель «Калевалы». В 1830-1840 гг. им было изготовлено два хроматических кантеле, одно из которых сейчас хранится в музее в Финляндии. В начале 1930 гг. под руководством сотрудника фольклорной секции научно-исследовательского института В. П. Гудкова мастерами Клюхиным и Ямщиковым были изготовлены кантеле с хроматическим строем, а в 1936 г. был создан Государственный ансамбль КАССР ««Кантеле» во главе с В. П. Гудковым. В настоящее время хроматическое кантеле получило распространение и в Финляндии. Большую работу по изготовлению хроматических кантеле проделали мастера Клюхин, Ямщиков, Кристал, Кук, Челомбитько, Фролов. В настоящее время изготавливаются кантеле-пикколо, кантеле-прима, кантеле-альт и кантеле-бас.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
18 августа - День Святых Флора и Лавра (ижор.) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/457-18-avgusta-den-svyatykh-flora-i-lavra-izhor http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/457-18-avgusta-den-svyatykh-flora-i-lavra-izhor Отмечается финнами-ингерманландцами, ижорой и др.

Флор и Лавр (II век) - раннехристианские мученики, известные по житийной литературе и пострадавшие в Иллирике. Почитаются православной (память 18 (31) августа) и католической (память 18 августа) церквями. Флор и Лавр были родными братьями, с юности уверовавшими во Христа. Их, как известных каменщиков, направили к правителю соседней области для построения нового языческого храма. Братья отдавали полученную плату бедным и проповедовали им Христа. Успеху их проповеди способствовали чудеса, самым известным из которых стало исцеление сына языческого жреца, после чего исцелённый и его отец стали христианами. В новопостроенном храме, в который ещё не были внесены идолы, Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили совместную молитву, а после этого уничтожили идолов, предназначенных для перенесения сюда.

Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр были отправлены обратно в Иллирик. Флор и Лавр исповедали себя христианами перед правителем, после чего были брошены в колодец и засыпаны землёй. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь, где их видели русские паломники Антоний и Стефан в 1200 и 1350 гг. соответственно.

Предание утверждает, что сразу после обретения мощей Флора и Лавра прекратился падеж скота. В связи с этим, на Руси эти святые почитались как покровители лошадей. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми. В художественной литературе в «Войне и мире» Флор и Лавр упоминаются в простодушной молитве Платона Каратаева.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
19 августа – Преображение Господне http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/458-19-avgusta-preobrazhenie-gospodne http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/458-19-avgusta-preobrazhenie-gospodne 19 августа Русская Православная церковь празднует великий христианский праздник - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Праздник Преображения Господнего принадлежит к 12 наибольшим православным праздникам. В народе этот день называют Вторым Спасом. Это традиционный праздник урожая — в церквях освящают плоды земли, то есть, яблоки, груши, сливы. Наибольшей популярностью и почетом пользуются яблоки, даже существует еще и третье название праздника — Яблочный Спас. Освящения яблок больше всего ждут матери, у которых умерли дети, и дочери, у которых умерли матери, так как, по легенде, яблоки им можно употреблять только после Спаса. В особенности готовятся к этому дню пасечники. Им надо освятить ульи, угостить медом соседей, особенно сирот, немощных и обездоленных. Католическая церковь отмечает данный праздник 6 августа, а в традиции Армянской Церкви праздник Преображения включен в пасхальный цикл, является подвижным и отмечается в седьмое воскресенье после Пятидесятницы.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
20 августа – Новый год по Хиджре http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/459-20-avgusta-novyj-god-po-khidzhre http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/459-20-avgusta-novyj-god-po-khidzhre Мусульманский праздник. В первый день священного месяца Мухаррам наступает новый год по Хиджре. 1 Мухаррама не включено в число праздников ислама и, соответственно, в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в светском понимании. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду Пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году - отправной точке мусульманского лунного календаря.

Месяц Мухаррам является первым месяцем мусульманского календаря. Считается, что как человек проведет первый месяц года, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев. Мухаррам - один из четырех месяцев, в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и подобные распри. О высокочтимости этого месяца много говорится в Коране. Мухаррам - месяц покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц во служении Богу. В одном из изречений Мухаммеда говорится: «Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан». В другом изречении говорится: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов».

Несколько слов о посте в исламе. Ас-саум (пост) - одно из основных обязательных предписаний ислама. Ас-саум заключается в полном воздержании в светлое время суток от приема пищи, воды и любых напитков, курения табака, купания, вдыхания благовоний, развлечений, половой близости, то есть от всего, что отвлекает от благочестия.

С наступлением темноты запреты снимаются, но рекомендуется не предаваться излишествам, в том числе чревоугодию. Пост начинается с момента, когда «белую нить можно отличить от черной». Но это выражение нельзя понимать буквально, подразумевается время, когда белую полоску на горизонте можно отличить от черной, то есть за некоторое время до восхода солнца.

От поста освобождаются только те, кто не может соблюдать его по каким-либо временным обстоятельствам (дальняя поездка, война, плен, болезнь), кто не может отвечать за свои поступки (психически больные), а также престарелые люди по их желанию, маленькие дети, беременные и кормящие грудью женщины и все те, кому пост может принести вред. Таким образом, ас-саум учитывает и медицинские показания к абсолютному голоданию.

К посту не допускаются те, кто находится в состоянии ритуальной нечистоты - преступники, не отбывшие наказание, осквернившиеся, не прошедшие очищения. Можно сказать, что возможность соблюдения поста - это честь для мусульманина. Нарушившие пост случайно должны возместить потерянные дни, а умышленно нарушившие должны, кроме возмещения этих дней, принести покаяние и совершить искупительные действия. Запрещается поститься в дни двух великих праздников, порицается пост в пятницу (мусульманский выходной), субботу (день иудеев) и воскресенье (день христиан).

 

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
21 августа – День города Рига (3-я пятница августа) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/460-21-avgusta-den-goroda-riga-3-ya-pyatnitsa-avgusta http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/460-21-avgusta-den-goroda-riga-3-ya-pyatnitsa-avgusta Историческая справка. Датой основания Риги считается 1201 год. Но, согласно археологическим данным, поселения существовали еще в первой половине 12 века. Название города, по мнению большинства лингвистов, происходит от балтийского слова Rīng, что означает «излучина реки». По поводу личности основателя города ведутся научные споры. Упоминаются три епископа: Бертольд, Мейнхард и Альберт фон Аппельдерн. Последний был официально признан основателем города Риги. Это был епископ, пришедший к берегам Даугавы с военным отрядом и папской буллой о завоевании Ливонии.

Праздник города - Rigas Svetki - наиболее масштабно проводится на Набережной 11 ноября (11.novembra krastmala) и в Верманском парке (Vērmanes dārzs), а также в Пардаугаве, Межапарке, Пурвциемсе и в других районах Риги.

Ежегодно мэр Риги поздравляет с золотым юбилеем совместной жизни около 100 супружеских пар. В первый день праздника Старую Ригу наполняют звуки колоколов, а возле Дома конгрессов проходит «Ночной забег ОKarte», который объединяет любителей активного и творческого отдыха для приключений на улицах ночного города. В забеге приглашают участвовать абсолютно всех, длина трассы от улицы Валдемара до Вантового моста - 4,5 км. В Верманском парке оживают события и время, показывая Ригу несколько десятилетий назад, когда были основаны Национальная Опера, Латвийский Университет, Национальный театр, Латвийская академия художеств.

На следующий день, как обычно, на набережной накрывают огромный стол. Неподалеку на сцене выступают профессионалы Аргентинского танго и сальсы, популярные молодые исполнители, радует глаз парад ретро-автомобилей. Рижан и гостей города в этот день ждут многочисленные конкурсы и спортивные мероприятия.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
21 августа – День Стрибога http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/461-21-avgusta-den-striboga http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/461-21-avgusta-den-striboga Славянский праздник. Стрибог (древне-русское Стрибогъ) - в восточнославянской мифологии бог ветра, родившийся из дыхания Рода. Имя его восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками».

Будучи повелителем ветра, Стрибог может вызвать или напротив прекратить бурю, или любое другое природное явление, связанное с ветром. Ветры могут быть тихие, сильные, ласковые; им давались имена: Посвист, Сиверко, Подага, Полуденник и Полуночник. Стрибог вместе с Перуном повелевает также громом и молнией. Перун и Стрибог - братья. Сам же постоянно живет в Океане-море на острове Буяне и ежедневно создает 77 ветров, которые раздувает во все стороны света. Также в древнерусских текстах имя Стрибога постоянно сочетается с именем Дажьбога.

Ветры, вызывающие смерчи, всегда были явлением таинственным и несколько пугающим. Славяне заклинали смерчи, призывали на помощь Перуна, бросали в них ножи, камни, били палками.

С другой стороны, у славян была известна концепция ветра как души (духа). Жертвовали обычно лоскуты, ленты, крупу, зерно, муку, кашу, хлеб, разбрасывая куски по ветру в поле и вымаливая угодных для урожая ветров.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
22 августа - День Государственного флага Российской Федерации http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/462-22-avgusta-den-gosudarstvennogo-flaga-rossijskoj-federatsii http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/462-22-avgusta-den-gosudarstvennogo-flaga-rossijskoj-federatsii Праздник установлен на основании Указа Президента Российской Федерации № 1714 от 20 августа 1994 года «О Дне Государственного флага Российской Федерации». 22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. В этот день на Чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР было принято постановление считать «полотнище из... белой, лазоревой, алой полос» официальным национальным флагом России.

Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят в царствование Алексея Михайловича на первом русском военном корабле «Орел», построенном в 1668 году голландским инженером Давидом Бутлером. «Орел» недолго плавал под новым знаменем: спустившись по Волге до Астрахани, он был там сожжен сподвижниками Степана Разина.

Петр I (20) 31 января 1705 года издал Указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. Существует версия, что цвета российского флага, возможно, были подсказаны голландцем, который построил «Орел», а потом рассказал, что на его родине, в Голландии, на кораблях поднимают трехполосный красно-бело-синий флаг.

Смысл выбранных цветов флага России также не установлен достоверно, но считается, что с самого начала каждый цвет флага имел свой смысл. По одной из версий, белый означает свободу, синий — Богородицу, покровительствующую России, красный — державность. Другая версия гласит, что белый символизирует благородство, синий — честность, а красный — смелость и великодушие, присущие русским людям. Но официальный статус флаг приобрел только в 1896 году, когда накануне коронации Николая II министерство юстиции определило, что национальным должен «окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой». В апреле 1918 года большевики по инициативе Якова Свердлова приняли решение упразднить триколор и заменить его на революционно-красное полотнище. А 22 августа 1991 года российские парламентарии отменили вердикт коммунистов, благодаря чему историческое знамя заняло свое почетное место в официальных и торжественных событиях Российской Федерации. И хотя сегодня сам праздник — День Государственного флага Российской Федерации — не является выходным днем в нашей стране, но уже традиционно к этому важному празднику приурочено множество мероприятий — торжественные шествия, пропагандистские акции, молодежные флешмобы, авто-мото пробеги и др. Их главная цель — рассказать жителям историю праздника, важность и значение государственных символов России.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
28 августа - Успение Пресвятой Богородицы http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/463-28-avgusta-uspenie-presvyatoj-bogoroditsy http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/463-28-avgusta-uspenie-presvyatoj-bogoroditsy В православной церкви отмечается 15 августа по старому стилю, в католической церкви - 15 августа по новому стилю.

Успение Пресвятой Богородицы - один из самых главных праздников Армянской церкви. Этот день отмечается, начиная с V века. Говоря об уходе Богородицы из жизни, употребляется слово «успение» (усыпание, сон), чем подтверждается необычность, таинственность и величие события.

После литургии в день Успения Богородицы в армянских церквях совершается обряд Благословения винограда, созревающего в данную пору и который не совмещен с праздником, а всего лишь приурочен к нему. В южных регионах Армении, где виноград созревает раньше, его благословление совмещалось с праздником преображения Господня. По освященной традиции первый урожай всегда приносился в храм. Традиция имеет древние корни и является благодарностью Творцу за дарованные людям земные блага. Священнослужитель читает соответствующие фрагменты молитвы, троекратно благословляет виноградную лозу, после чего плоды раздаются прихожанам. В старину обряд совершался в винограднике возле церкви или в саду одного из служителей.

В Евангелии Иисус образно сравнивает Себя с сыном виноградаря и с виноградной лозой: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». По завершении обряда во дворе церкви люди угощают друг друга благословенными гроздьями.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
28 августа – День памяти и скорби российских немцев http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/464-28-avgusta-den-pamyati-i-skorbi-rossijskikh-nemtsev http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/464-28-avgusta-den-pamyati-i-skorbi-rossijskikh-nemtsev В этот день в 1941 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которого немцы Поволжья обвинялись в «сокрытии в своей среде германских шпионов и диверсантов». На этом основании им предписывалось принудительно переселиться в Сибирь и Казахстан, а их автономная республика - АССР НП – была ликвидирована.

Вскоре за выселением немцев Поволжья последовала депортация российских немцев из других регионов Европейской части СССР (позже, в 1944 году, был также депортирован ряд народов Северного Кавказа и Калмыкии).

После депортации все взрослое трудоспособное население из числа российских немцев было мобилизовано в трудармию, где в огороженных колючей проволокой лагерях, по многим параметрам близких к фашистским концлагерям, всю войну и послевоенные годы они работали на лесоповале, на строительстве оборонных предприятий, железных дорог, на шахтах, в рыболовецких хозяйствах на Севере, внеся своим трудом большой вклад в Победу, до которой, по разным данным, не дожила одна треть трудармейцев.

В 1965 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором все обвинения, выдвинутые в Указе 1941 года, были признаны необоснованными.

В это день немцы России чтят память тех, кто был депортирован из родных мест. В этот день в организациях российских немцев проводятся траурные и просветительские мероприятия: в Москве посещают камень на Лубянке, в других городах – памятники жертвам политических репрессий.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
29 августа – День Ашура (день поминовения пророков посланников Аллаха) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/465-29-avgusta-den-ashura-den-pominoveniya-prorokov-poslannikov-allakha http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/465-29-avgusta-den-ashura-den-pominoveniya-prorokov-poslannikov-allakha Мусульманский праздник. Десятый день месяца Мухаррам - День Ашура (Day of Ashur). На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека - Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура. Десятый день первого месяца Мухаррам мусульманского календаря — день траура, неукоснительно соблюдаемого приверженцами ислама. В этот день погиб внук Пророка Мухаммеда - Хусейн (625 - 680).

Хусейн был вторым сыном дочери Пророка Мухаммеда Фатимы. Чтобы избежать междоусобного раздора, Хасан, старший внук Пророка, пошел на соглашение с халифом (верховным правителем) Муавия о том, что после его смерти, его наследник не будет требовать для себя титула халифа. Однако, Язид, сын Муавии, разорвал это соглашение и незаконно захватил власть. Будучи деспотичным и порочным, он захотел подчинить себе Имама Хусейна, младшего брата Хасана.

Он искал удобного случая для выполнения коварного плана и, когда Хусейн отправился в Куфу с 72 членами своей семьи и родственниками, приступил к его осуществлению. Язид и его люди остановили Хусейна недалеко от реки Ефрат и подвергли их страшным пыткам и мучениям. Хусейн и его последователи стойко выдержали все тяжелые испытания, но категорически отказались признать Язида халифом.

В этот день в самых больших городах штата Гуджарат на улицы выходят длинные процессии верующих, сопровождающие «тазии» - уменьшенные копии гробницы Хусейна и ведут коня (в память о коне Хусейна). Такая практика была начата Амиром Тимуром, который вторгся в Индию в 1398 году. Тимур построил первую модель гробницы после возвращения в Самарканд из паломничества в Кербелу.

Процессии «тезии» проходят под аккомпанемент оркестров, играющих заунывные мелодии. На специальных платформах размещаются гимнасты и акробаты, многочисленные приверженцы. Частью празднеств являются также драматические представления, воскрешающие эпизоды трагедии давних лет.

День Ашура отмечается соблюдением 2-х или 3-х-дневного поста (9-10-го, 10-11-го или 9-11-го числа месяца Мухаррам). Пост в день Ашура был принят Мухаммедом после его переезда из Мекки в Медину. Позже, когда был установлен обязательный пост в Рамадан, пост в день Ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов.

У мусульман-шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря - днем поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али (625—680), который в этот день пал смертью шахида (борца за веру). После этих событий содержательная сторона 10-го дня месяца Мухаррам приобрела другое значение.

Шииты первые десять дней месяца посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды, в процессе выполнения которых воспроизводятся в театральном импровизированном представлении события 10-го дня Мухаррама.

Изначально же, на день Ашура приходятся переселение Адама в Рай и принятие от него покаяния после прегрешения. В этот памятный день, в разные исторические эпохи, Аллах являл десять благ десяти пророкам (корабль Нуха (Ноя) причалил к горе Джуди после Потопа, родился пророк Ибрахим, вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, пророк Ибрахим спасся от огня язычников, Муса и его последователи спаслись от преследования фараона).

 

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
30 августа - День озера Севан в Армении (последнее воскресенье августа) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/466-30-avgusta-den-ozera-sevan-v-armenii http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/466-30-avgusta-den-ozera-sevan-v-armenii С 1999 года последнее воскресенье августа объявлено в Армении Днем озера Севан. Это решение приняло министерство охраны природы Республики Армения, включив в программу по сохранению озера Севан мероприятия, связанные с этим днем, среди которых - очистка побережья Севана. В этих мероприятиях участвуют экологические и скаутские отряды. Мероприятия проходят под контролем сотрудников Севанского Национального парка.

Севан (арм. Սևանա լիճ) - высокогорное озеро в Армении, крупнейшее на Кавказе, расположенное на высоте 1900 метров; площадь – 1. 240 квадратных километров, глубина – до 83 метров. В озеро впадает 28 рек, а вытекает река Раздан (приток Аракса). Озеро тектонического запрудного характера. Севан окружен горными хребтами: с северо-запада - Памбакским, с северо-востока - Севанским и Арегуни, с запада и юга - Гегамским и Варденисским хребтами. Озеро Севан - пресноводное, водная поверхность имеет лазурно-синий цвет. Минерализация воды около 700 мг/л, сухой остаток составляет 0,5 г/л.

Озеро Севан известно находящимися на побережье памятниками культуры и рекреационными ресурсами: минеральными источниками, чистым воздухом, красивой природой. На берегу озера растет искусственный лес (сосны, широколиственные породы и облепиха). Из исторических памятников самым знаменитым является монастырь Севанаванк, расположенный на полуострове близ города Севан в северо-западной части озера. Первоначально монастырь был на острове, но из-за понижения уровня воды образовался перешеек, соединивший остров с сушей. Другой монастырь находится на западном склоне Айриванк. На берегу озера есть село Норадуз, известное крупнейшим кладбищем хачкаров («хач» - крест и «кар» - камень, особый вид декоративно-архитектурной скульптуры), насчитывающее около 900 хачкаров разных эпох и стилей. Хачкары также есть в селе Неркин Геташен на южном побережье. После понижения уровня воды были обнаружены многочисленные археологические артефакты возрастом 2000 лет и более (некоторые из них - бронзового века), большинство из которых находятся в музеях Еревана.

 

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000
31 августа – День Независимости Кыргызской Республики http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/467-31-avgusta-den-nezavisimosti-kyrgyzskoj-respubliki http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/avgust/467-31-avgusta-den-nezavisimosti-kyrgyzskoj-respubliki 31 августа 1991 года внеочередная сессия Верховного Совета Республики Кыргызстан приняла постановление о «Декларации о государственной независимости Республики Кыргызстан». Республика Кыргызстан была объявлена независимым, суверенным, демократическим государством.

]]>
Август Thu, 24 Oct 2019 04:39:03 +0000