Дагестанцы http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/dagestantsy Fri, 03 Apr 2020 08:25:55 +0000 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru 3 февраля - Игби (обряд поклонения солнцу) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/626-3-fevralya-igbi-obryad-pokloneniya-solntsu http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/626-3-fevralya-igbi-obryad-pokloneniya-solntsu Этот обряд исполняется 3 февраля каждого года в с Шаитли Цунтинского района Республики Дагестан и посвящается проводам зимы. На праздник «Игби» собираются Китури, жители сел Шаитли, Гениятли. С гор спускаются «звери» - участники театрализованного действа в масках волка, медведя, лисы. Они направляются к годекану, где уже собирается народ. Сооружается трибуна изо льда и снега с надписью «Игби».

Ряженые подходят к людям, «разговаривают» с ними мимикой, жестами, приглашают танцевать. Отказавших в танце женщин могут «похитить», вытолкнуть в центр круга, иногда задевая непристойной шуткой.

Как правило, 3 февраля на горном склоне Хора (гора) появлялось впервые за зиму солнце, что означало переход от зимних морозов и холодов к весеннему теплу.

«БоцIи» (волки), забрав двух мужчин, отправлялись в село собирать хлебную дань, т.е. испеченные «иги» - обрядовые оладьи. Сопровождающая их детвора пела:

 

«Приготовьте иги, приготовьте!

Мы зайдём к вам, приготовьте!

Если же вы поленились,

В ледяную воду окунем гедби!»

 

«Иги» надевались на длинные шесты, и с такими унизан­ными шестами мужчины возвращались на годекан.

Потом со склонов горы спускались «лесные люди», разо­детые в лохмотья и тряпье: «нищие», «скелет», «шайтан», милиционер, врач, больные, воры - и устраива­лось театрализованное представление, которое сопровож­далось всеобщим весельем.

В конце обряда появлялся «Квидили» - существо, с лоша­диным черепом, огромной пастью с медными зубами и оде­тое в вывернутый наизнанку тулуп. При этом пасть чудища с громким клацанием раскрывалась и захлопывалась.

«Квидили» подходил к трибуне и поздравлял всех с празд­ником, желал счастья, благополучия семьям в наступающем году, хорошего приплода скота, богатого урожая, мира.

Потом «Квидили» окружали «боцIи» (волки), вели его к мо­сту, где их поджидал аксакал с мечом в руке. Уложив «Кви­дили» в снег, он этим мечом «отрубал» ему голову. Снег ок­роплялся красной бутафорской кровью. Потом тело «Квиди­ли» клали на носилки, несли в село, укладывали в сарай и забывали там до следующего праздника.

 

]]>
3 февраля - Игби (обряд поклонения солнцу) Sun, 03 Feb 2019 05:20:02 +0000
25 марта – Праздник первой борозды в Дагестане http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/676-25-marta-prazdnik-pervoj-borozdy-v-dagestane http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/676-25-marta-prazdnik-pervoj-borozdy-v-dagestane Весенний посев семян в Дагестане начинается 25 марта, а осенний – 20 сентября. Хозяйственный год у дагестанцев начинался со дня зимнего солнцестояния – 22 декабря плюс 24 дня, то есть с – 16 января. Когда солнце начало свой путь к зиме – 22 июня, исчисление периодов шло в обратном направлении, начиная за 24-25 дней до 22 декабря.

Как известно, озимые культуры сеют спустя несколько дней после уборки урожая. У аварцев обряд посева семян называют «Оцбай» («запрячь быка»), у даргинцев – Праздник первой борозды. В день посева пахаря провожала в поле женщина-мать – старшая и самая трудолюбивая во всем тухуме. Она шла впереди и раздавала по пути куски хлеба, чтобы посев был удачным, а урожай обильным. Праздник первой борозды проводится в середине или конце марта, в зависимости от погоды. Обычно участниками его является мужское население. Заранее выделяется главное действующее лицо – пахарь, как правило, уважаемый джамаатом человек. Пахаря одевают в старый тулуп, горскую папаху, а через плечо вешают сумку с зерном. На пути к полям его поливают через решето водой, символизирующей дождь, и осыпают конфетами и мелочью, призывая достаток. Пахота начинается с утра, впереди пахаря идет его жена, раздавая всем жареное зерно.

С началом хозяйственного года земледельцы связывали свои чаяния, которые сопровождали разнообразными действиями магического характера. За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался сельчанами пахарь («кузал»). Он должен был быть опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким здоровьем, быть самостоятельным хозяином и обязательно – с густыми волосами. Качества пахаря должны были передаться пашне, от которой ожидали густых всходов и обильного урожая. В соответствии с этими принципами в случае неурожая или засухи вина возлагалась на него. Поэтому случалось, что удачливый пахарь проводил эту процедуру несколько раз подряд. К пашне-кормилице крестьянин питал благоговение. Считалось, что на пахоту нужно выходить морально и физически чистым. В больших селениях Праздник первой борозды проводился ежегодно каждым кварталом в порядке очереди. После объявления праздничного дня начиналась к нему деятельная подготовка. В этот день на место сбора из всех домов женщины несли хлеб, мясо, кувшины с бузой (хмельным напитком горцев, основой для которого служит прокисшее тесто), кашу из семи злаков. Каждая пришедшая с подносом женщина, проделав круг, ставила поднос на общую скатерть. Кто был в состоянии это сделать, мог принести сюда мешок зерна или баранью тушу.

В назначенный день на сельской площади собирались все жители селения. После коллективной трапезы все присутствующие во главе с главным пахарем шли на место проведения ритуальной борозды. Пахарь проводил две-три борозды или вспахивал весь участок, если он был небольшим, часто засевал его. Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований обязательно входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои быков, баранов, собак. В состязаниях могли участвовать гости из других селений. Во время танцев юноши наряжались в маски, изготовленные из шкуры мехом внутрь. Они развлекали публику. Одним из обязательных является состязание в беге между молодыми людьми. Соревнуются как юноши постарше, так и совсем маленькие школьники. Однако самый главный забег - между ребятами, которые собираются жениться в этом году. Главный приз - выпеченная из теста кукла, которую победитель по обычаю дарит своей невесте.

Все обрядовые действия направлены на усиление продуцирующих способностей природы и человека. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.

 

]]>
25 марта – Праздник первой борозды в Дагестане Mon, 25 Mar 2019 08:59:24 +0000
24 апреля - 23 мая – Начало поста и священного месяца Рамадан (дата праздника уникальна для каждого года) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/713-24-aprelya-23-maya-nachalo-posta-i-svyashchennogo-mesyatsa-ramadan-data-prazdnika-unikalna-dlya-kazhdogo-goda http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/713-24-aprelya-23-maya-nachalo-posta-i-svyashchennogo-mesyatsa-ramadan-data-prazdnika-unikalna-dlya-kazhdogo-goda Отмечается в Азербайджане, Дагестане, Чеченской Республике, Кыргызстане и др. странах. Священный месяц Рамазан определен для мусульман во втором году хиджры (622-й год) и призван научить людей любить принципы Аллаха, дать им возможность проявить свои волевые качества, терпимость, быть бдительным, добросовестными. В этот месяц мусульмане соблюдают пост - оруджлуг. История оруджлуг начинается со второго года хиджры, когда в городе Медина пророк Мухаммед установил для мусульман месяц Рамазан. Именно в один из последних 10 ночей месяца Рамазан Аллах подарил мусульманам Коран. Говорится, что случилось это событие в ночь с 23-го на 24-е, или же в ночь с 26-го на 27-е. Эта ночь именуется «лайлат ал-Кадр» - сильная и могущественная ночь. В Коране об этой ночи говорится следующее: «Мы в эту ночь действительно подарили силу, могущество, эта ночь сильнее тысячи месяцев, ангелы спустились на землю и ждут приказа Аллаха, в эту ночь до рассвета мир». Во время поста оруджлуг не разрешается в светлое время дня есть, курить, исполнять супружеские обязанности и др. От этого свободны только дети, больные, беременные, сражающиеся на фронте, путники (путешественники). Оруджлуг наступает с появлением нового Месяца (Луны) и продолжается 29-30 суток.

В Коране записано: «Ешьте, пейте, пока различаете черную нитку от белой, затем соблюдайте орудж до наступления темноты». Оруджлуг завершается праздником ид-ал-фитр. В этот день все богатые и имущие мусульмане должны помогать бедным мусульманам. Когда дается фитра - помощь бедным, учитываются все члены семьи. С 1993 г. праздник оруджлуг отмечается на государственном уровне. 3 дня считаются нерабочими.

 

]]>
24 апреля - 23 мая – Начало поста и священного месяца Рамадан (дата праздника уникальна для каждого года) Wed, 24 Apr 2019 09:23:03 +0000
30 апреля – 1 мая (начало мая) - Праздник воды в Дагестане http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/722-30-aprelya-1-maya-nachalo-maya-prazdnik-vody-v-dagestane http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/722-30-aprelya-1-maya-nachalo-maya-prazdnik-vody-v-dagestane Дата Праздника воды в Дагестане отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта. Согласно древнему поверью, если умыться на сороковой день весны водой из родника, то станешь красавицей. На рассвете праздничного дня статные молодые дагестанки, покрытые белыми, вышитыми золотом платками-шалями (казы), выходят из аула и идут за водой к далёкому источнику. Их сопровождают зрители. За спиной девушек поблескивает мучал - высокий медный сосуд. На груди он уравновешен куткой - медным кувшином размером чуть поменьше. Мучал вмещает в себя 10 литров воды, а кутка – четыре. Набрав воды и поводив хороводы у родника, девушки возвращаются домой коротким путём – ведь каждая несёт по 14 литров воды. И опять начинаются танцы. В этот день принято выбирать невест. И неудивительно: девушки только что продемонстрировали свои способности и к веселью, и к труду. «Девушки, взявшись за руки, заводят хоровод, и вскоре кто-то из парней оказывается внутри круга. Лихо отплясав лезгинку, он приближается к одной из танцующих и легонько ударяет ее по плечу деревянной палочкой. Помедлив, избранница тоже шагает в круг и, заломив над головой руку с платочком, отдается танцу, а парень, с молниеносной быстротой перебирая ногами, кружит вокруг партнерши. Это ничто иное, как древнейший обряд выбора невесты! Конечно, надо думать, парень с девушкой не сегодня приглянулись друг другу, может быть, у них уже все давно решено, а этот танец — как бы неофициальная помолвка: непохоже, чтоб гордые кубачинцы рискнули получить отказ и осрамиться на виду у всех. Впрочем, случается и такое — бросает девушка палочку на землю и не идет в круг. Понятна и ружейная канонада, весь день сопровождающая праздник: это отголосок древнейшего языческого обычая — отгонять злых духов щелканьем бича при важных для жизни рода событиях».

Праздник сохраняет свои традиции в высокогорном ауле Кубачи Дахадаевского района Дагестана. «Еще тысячу лет назад арабский путешественник Аль-Масуди писал, что сказочная страна Урбуг недоступна для набегов соседних племен. А между тем совсем рядом, под Кубачами, орлиным гнездом укрепившимися на остроконечной скале, веками не прекращались войны, столкновения. Узкая равнинная полоска между Каспийским морем и восточными отрогами Кавказских гор, связывавшая Ногайскую степь на севере с Персией, на юге служила путем для полчищ кочевников, персов, арабов, турок. Докатывались волны захватчиков и до аула. Среди множества бытующих здесь легенд есть, например, такая: когда селение осадили турецкие войска, жители выставили на крыши медные мучалы, набив их негашеной известью, а на рассвете стали поливать ее водой. Турки, решив, что дымятся пушечные фитили, в спешке отступили.

Около двух тысячелетий селение искусных ювелиров и оружейников снабжало весь Кавказ ратными доспехами. Здесь ковали двойные тончайшие кольчуги, надежно закрывавшие тело от ударов сабли, кинжала или стрелы, драгоценные латы, а в соседнем ауле Амузги варили настоящую «дамасскую» сталь, которую кубачинцы оправляли в серебро, золото и слоновую кость рукоятей, эфесов, ножен.

На протяжении веков ремесло жителей давало название аулу: Кубачи — то есть кольчужники — так назвали его в XVI веке турки, еще раньше этот край звали Страной зирейхгеранов, то есть тоже кольчужников и латников. Сменяли друг друга завоеватели, сменялись религии — язычество, христианство, ислам. Не менялось лишь ремесло жителей, не менялся в течение веков, пережив все религии, и праздник воды — праздник сорока дней весны...» (Миловский А. Кубачинские смотрины // Вокруг света. – 1983. - № 5 (2512).

 

]]>
30 апреля – 1 мая (начало мая) - Праздник воды в Дагестане Fri, 03 May 2019 09:23:03 +0000
24 мая - Ураза–Байрам (Орозо Айт у кыргызов, Ид аль-Фитр) - Праздник разговения http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/758-24-maya-uraza-bajram-orozo-ajt-u-kyrgyzov-id-al-fitr-prazdnik-razgoveniya http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/758-24-maya-uraza-bajram-orozo-ajt-u-kyrgyzov-id-al-fitr-prazdnik-razgoveniya Священный праздник мусульман. Отмечается в Азербайджане, Кыргызстане, Чеченской Республике, Таджикистане, Узбекистане, Дагестанской Республике и др.

Любой мусульманский праздник начинается с праздничной молитвы - Ид. Эта молитва выполняется в мечети, после которой мужчины поздравляют друг друга с окончанием месяца Рамадан и расходятся, чтобы так же поздравить всех своих родственников и близких. Эта часть праздника у всех мусульман похожа.

По традициям чеченского народа, праздник отмечают целых три дня. Эти дни официально признаны нерабочими. По традициям, за четыре дня до момента наступления священного праздника, чеченские женщины делают капитальную уборку своего жилища, метут в хлевах и стойлах, вычищают придомовые помещения, чистят и моют домашнюю скотину. После такой уборки, непременно, все члены чеченской семьи купаются и надевают чистые наряды, приводят себя в порядок. Чтобы встретить великий праздник подобающе, верующие делают большие покупки новых домашних принадлежностей, утвари, продуктов. Всем новым необходимо украсить свое жилище – постелить скатерти, занавески, даже выставить новую мебель. На ужин хозяйка дома готовит традиционные угощения из восточной кухни. А дети делятся ими с родственниками, соседями и друзьями, происходит традиционный обряд обмена вкусностями, который часто называют «Чтобы едой в доме пахло».

Накануне праздника, верующие навещают родственников и знакомых, чтобы попросить у них прощения. Так, они чистят душу от обид и недоразумений, чтобы настроится на праздник и встретить его в мире и согласии. С ранней зорей вся семья совершает обряд омовения, надевает чистые нарядные одежды. В этот день все приветливы друг с другом и добродушны. В знак приветствия говорят: «Да ниспошлет Аллах милость Свою и Вам и нам!», в ответ же говорят: «Да примет Аллах наши и Ваши молитвы!» В мечетях, за час до восхода солнца, читают особенную праздничную молитву (Гает-намазан). На молитве присутствуют все верующие мужчины Чеченской Республики. Их женщины в это время готовят угощения к праздничному столу.

Прежде чем приступить к празднованию, принято раздавать милостыню, чтобы нуждающиеся также по достоинству отметили Ураза-Байрам. В каждом доме ждут прихода гостей, накрывают столы, готовят подарки. В эти праздничные дни принято делать добрые дела, навещать родителей, близких родственников, посещать кладбища, поминать умерших. Три дня отмечают Ураза-Байрам, и все три дня столы ломятся от угощений из баранины, оливой, хлеба и изюма, инжира, миндаля и фисташек. Женщины готовят различные супы и бульоны, салаты, а в качестве гарнира подают рис, картофель или кабачок. Торжество Ураза-Байрам в Чеченской Республике отмечают весело, с песнями и танцами. На площадях по всей республике проводят ярмарки, выступают местные кружки самодеятельности. Верующие надеются, что проведя праздник в веселье, весь год будет наделен счастьем и радостью.

В Чеченской Республике мужчины отправляются в обход всех знакомых, близких, соседей в округе, всех кого знают, и поздравляют. В дом не заходят. В первый день обычно стараются успеть всех обойти и поздравить. Заходят в гости в первый день только очень близкие, кто давно не виделся с хозяевами. В первый день в основном все только заглядывают. Перед выходом из дома утром на праздничную молитву, мусульманин должен съесть что-то вкусное или сладкое, потому что это праздник разговения. В Чечне женщина выходит из дома с целью поздравить соседей во второй половине дня, когда наплыв поздравляющих спадает.

В Ингушетии принято мужчине, пришедшем в день празднования Рамадана, дарить в подарок чистый носовой платок. Уже несколько лет, как этот ингушский обычай переняли чеченские хозяйки. Другой обычай, пришедший из Дагестана, - вместо платков дарить… новые носки. Удивительно, но и этот обычай потихоньку укрепляется в Чечне, правда, пока еще только в восточных районах республики.

В обед передышка — немного еды и молитва. Женщины рассказывают мужчинам о том, кто приходил, с кем, а также передают последние новости, ведь визит гостя — это не только поздравления. За несколько минут надо узнать новости: все ли живы здоровы? Нет ли неудач на работе? Нужна ли какая-нибудь родственная поддержка? Вот этими новостями и делятся в обеденный перерыв женщины.

Если с утра мужчины стараются обойти всех ближайших родственников и соседей, то уже после обеда приходится выполнять «дальние рейсы», т. е. ехать поздравлять близких родственников, кто живет подальше. Правила хорошего тона таковы, что близких родственников надо поздравлять как можно скорее. На этом первый день заканчивается.

Нуц (зять по-чеченски) должен поздравить тестя и тещу как можно раньше всех, в день празднования окончания Рамадана. Поздравлять их в обед - это неуважение. Конечно, бывают уважительные причины, но без них лучше не опаздывать.

Второй день выглядит как вторая часть дня предыдущего: если остались родственники, их объезжают на машине.

После окончания празднования зачастую мусульмане соблюдают дополнительный шестидневный пост. Этот пост не является обязательным, но является очень желательным. Соблюдать этот пост нужно только после окончания празднования Уразы Байрам, и не обязательно в течении подряд идущих шести дней. Главное, уложится в месяц.

Собравшись в небольшие компании, дети ходят по улице и заходят в каждый дом. Громко выкрикивая поздравления, они выманивают хозяйку, которая в ответ благодарит детей и дает всем что-то сладкое: печенье, конфеты, шоколадные плитки, жевательные резинки, в общем, то, что очень любят дети. В итоге у детей набираются просто громадные пакеты со сладостями.

 

]]>
24 мая - Ураза–Байрам (Орозо Айт у кыргызов, Ид аль-Фитр) - Праздник разговения Fri, 24 May 2019 09:21:20 +0000
25 мая (вторая половина мая) – Цуьквер сувар (Праздник цветов в Дагестане) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/759-25-maya-vtoraya-polovina-maya-tsukver-suvar-prazdnik-tsvetov-v-dagestane http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/759-25-maya-vtoraya-polovina-maya-tsukver-suvar-prazdnik-tsvetov-v-dagestane Этот праздник был известен до последнего времени только у ахтынских лезгин как Праздник цветов. Поводом для его проведения был в одном случае сбор цветов, в другом – сбор съедобных трав. Проводился он во второй половине мая, когда расцветали в горах цветы, лепестки которых солили. Роль распорядителей торжества выполняли жители села, в котором оно проводилось. Проводились соревнования в скачках лошадей, в метании камней, борьбе. Молодежь соревновалась в пении куплетов частушечного характера: юноши и девушки то хвалили друг друга, то шутливо ругали.

Этот праздник табасаранцы и агулы отмечали на горе Джуфудаг. К назначенному дню сюда съезжались девушки и юноши, взрослые и дети из разных агульских, табасаранских и кайтагских селений с музыкой и со съестными припасами. Жители далеких селений добирались с ночевкой в близлежащие селения, откуда выходили в дорогу на рассвете, чтобы утром быть на месте. Собирали черемшу. После коллективной трапезы наступало время соревнования танцоров. Музыка, песни не смолкали весь день. На поляне устраивались скачки. Победитель получал голову одного из забитых здесь для пиршества баранов. Наиболее полно и ярко, вплоть до последних десятилетий, такие праздники сохранились у даргинцев высокогорья.

«Прaздники нaродa состaвляют eго этничeскоe лицо, являясь одним из eго этничеких символов. К концу мaя - нaчaлу июня у лeзгин празднуется цуьквeрин сувaр.

Прaздник получил освeщeниe в этногрaфической литeрaтурe кaк дорeволюционной, тaк и совeтской. Нaиболee рaннee описaниe дaнного прaздника в Ахтaх принaдлeжит Бeккeру. Когдa ближaйшиe, нaходящиeся в окрeстностях Ахтов, горы покрывaются трaвою, то в это врeмя происходит оживлённоe движeниe в срeдe мeстного нaсeлeния, тогдa имeнно дeлaются приготовлeния к прaзднeству, которое совeршается обыкновeнно близ сосeднего aулa Чeпeр, нa лугу, покрытом густою трaвою и нaзываемом Чeпeрсув.». Бeккeр во врeмя прaздникa цвeтов в Ахтaх тaкжe был свидeтeлeм того, что нa площaдь для зaклaния ввeли быкa, покрытого крaсным сукном. Это пeрeжиток политeизмa: лeзины покрывaют животного крaсным сукном или зaвязывaют в eго шeю крaсную лeнту, кaк прaвило тогдa, когдa eго приносят в жeртву aстрaльным богaм. На прaздникe цвeтов учaствовaло нe только нaсeлeние сeлeний Чeпeр и Ахты, но и многочислeнныe гости из сосeдних сeл. Любовaлись природой, .вс гостям дaрили цвeты. Прaздник способствовал новым знaкомствaм. Пaрни и дeвушки имeли возможность свободно общaться, тaк кaк, в обычныe дни их встрeчи воспринимaлись общeством, кaк дeйствия против морaли и aдaтов.

Кaк прaвило, прaздником цуьквeр сувaр руководил выбранный ,,ш,,-нaиболee прeдприимчивый и вeсёлый мужчинa.

Для походa в горы зa цвeтaми и зeлeнью нaзнaчaли опрeд.дeнь. К этому врeмeни всe учaстники походa готовили сeбe нaрядную одeжду, обувь, a тaкжe продовольствиe. С вeчeрa зурнaч и бaрaбaнщик, исполняя вeсёлыe мeлодии, собирaли людeй. Основным рaзвлeчeниeм нa празднике цвeтов были совмeстныe игры юношeй и дeвушeк, a тaкжe тaнцы. Сaмыми рaспространенными игрaми были «лaм сухaр» - ишaчий нaeздник, «фeкьид гьaрaй» - крик муллы, «къaбaх» - тыквa. Во всeх этих игрaх учaстники дeлились нa двe рaвныe группы. Кромe игр и тaнцeв, в этот дeнь зaнимaлись сбором цвeтов для укрaшeния, a тaкжe зeлeни для нaчинки пирогов-крaпивы, шaвeля, чeрeмши и др. Прaздник устрaивaли и др. лeзгинскиe сeлeния, срeди них горныe сeлeния Филя и Усухчaй Докузпaринского рaйонa, Курaх и Кaпир Курaхского рaйонa, a тaкжe лeзгинскоe сeлeниe Гиль в Азeрбaйджaнe.

По описaнию Б.Ш.Алиeвой, кaк прaвило, прaздник открывaeт цуьквeр хaнум-королeвa цвeтов - крaсивaя дeвушкa, одeтaя кaк нeвeстa, с вeнком нa головe и в яркой цвeтaстой шaли. Рaнним утром, eщё до восходa солнцa, онa приглaшaeт всeх учaстников прaздникa идти в горы, чтобы нa aльпийском лугу встрeтить зaрю. Это очeнь крaсивоe шeствиe: путь освeщaют фaкeльщики, звучaт музыкa и пeсни, шутки и смeх. Сaмоe примeчaтeльноe, нeсмотря нa рaннee нaчaло прaздникa, в нём принимaют учaстиe и дeти. Нa лугу учaстники прaздникa встрeчaются с молодёжью, пришeдшeй нa прaздник из др. aулов. Потом здeсь нaчинаются спортивныe игры, например, спуск с горы нa дeрeвянных конькaх, дeвушки плeтут вeнки, состaвляют букeты и вручaют их побeдитeлям, a тaкжe друзьям. Зa сaмый крaсивый букeт и вeнок присуждаются призы. В мaссовых тaнцaх и хороводaх принимaют учaстиe и дeти. Знaмeнaтeльно и то, что глaвной фигурой прaздникa является жeнщинa - цуьквeр хaнум.

По мнeнию нeкоторых aвторов, прaздник цвeтов рaньшe устрaивaли, когдa мирились врaждовaвшиe роды, люди. По прeдaнию, он возник послe нaступлeния мирa мeжду житeлями сeлeния Ахты и сосeднeй общины, прaздник был учрeждён в чeсть мирa, зaключённого aхтынцaми с общeством сeл. Джаба. Считaлось тaкжe, что прaздник сопутствуeт примирeнию кровников и поссорившихся.

К вeчeру всe возвращаются в сeлeниe. Дeвушки нeсли с собой цвeты и съeдобныe трaвы. Нe доходя до Ахтов, нa горe Гaрун, мужчины выстрeлaми дaвaли знaть остaвшимся в сeле о своём приближeнии. Тe выходили им нaвстрeчу с музыкой и с подносaми угощeний. Сновa игрaлa музыкa, звучaли пeсни и нaчинaлись тaнцы. Зaтeм шли нa сeльскую площaдь - мaйдaн, гдe вeсeльe продолжалось допозднa» (URL: http://djaba.ru/there-is-an-idea/there-is-an-idea/38/ (дата обращения: 18.05.2016).

 

]]>
25 мая (вторая половина мая) – Цуьквер сувар (Праздник цветов в Дагестане) Sat, 25 May 2019 10:21:20 +0000
10–25 июня – День черешни в Дагестане http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/779-10-25-iyunya-den-chereshni-v-dagestane http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/779-10-25-iyunya-den-chereshni-v-dagestane Праздником в начале лета для лезгин и табасаранцев был День черешни. Он проводился с 10 по 25 июня, когда ягода созревала. В селения, где проводились праздничные мероприятия, спускались жители горных селений, где черешня не росла. Продолжалось празднество несколько дней. Приехавшие гости размещались в садах. Каждое приехавшее семейство покупало урожай 1-2 деревьев. Утром торжество открывалось «шествием по садам». Для этого собравшиеся избирали из своей среды самых красивых девушек, в руках у которых были корзины для черешни. За ними шла процессия, состоявшая из молодежи. Они обходили все сады. Затем начинались танцы, песни, развлечения. Девушки срывали черешню, пели песни, им отвечали песнями юноши.

 

]]>
10–25 июня – День черешни в Дагестане Mon, 10 Jun 2019 10:43:25 +0000
22 июня – Пешапай (обряд вызова дождей в Дагестане) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/795-22-iyunya-peshapaj-obryad-vyzova-dozhdej-v-dagestane http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/795-22-iyunya-peshapaj-obryad-vyzova-dozhdej-v-dagestane У многих народов Дагестана 22 июня отмечалось как начало лета тем, что сельчане поднимались на вершины гор. При длительном отсутствии дождя практиковался обряд вызова дождя. У лезгин он называется «Пешапай». Окончание жатвы отмечается раздачей пирогов с сыром, мясом.

 

]]>
22 июня – Пешапай (обряд вызова дождей в Дагестане) Sat, 22 Jun 2019 10:43:25 +0000
31 июля - Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам, КурманАйт или Ид аль-Адха – у крыгызов) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/821-31-iyulya-prazdnik-zhertvoprinosheniya-kurban-bajram-kurman-ajt-ili-id-al-adkha-u-krygyzov http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/821-31-iyulya-prazdnik-zhertvoprinosheniya-kurban-bajram-kurman-ajt-ili-id-al-adkha-u-krygyzov Исламский праздник окончания хаджа (Ид аль-Адха; азерб. Qurban Bayramı), отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза байрам, в 10 день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима. Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Отмечается в Азербайджане, Кыргызстане, Чеченской Республике, Таджикистане, Узбекистане, Дагестанской Республике и др.

Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в день Жертвоприношения совершают символическое кидание камнями и таваф (семикратный обход вокруг Каабы).

Традиции празднования: с рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, совершив полное омовение (гусль) и надев чистую, праздничную одежду. Произносится такбир (возвеличивание Аллаха словами): «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Аллаhу акбар ля илаhа илля Ллаhу ва-Ллаhу акбар, Аллаху акбар ва-ли-Ллаhи-ль-хьамд. Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Аллаhу акбар. Аллаhу акбар кабиран ва-льхамду-ли-Ллаhи касьиран ва-субхьана-Ллаhи букратан ва-асъила». Такбир следует повторять во время утренней прогулки к храму. Мусульмане приветствуют друг друга словами «Такаббаль Аллаху минна ва минкум» (пусть примет Аллах от вас и от нас). Необходимо изменить маршрут своего обычного пути к месту общей молитвы. Проповедь (хутба) обычно начинается с прославления Аллаха и пророка Мухаммеда, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения. Опытный имам-хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы.

После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это. Жертвой может быть баран, который достиг семи месяцев (по шафиитскому мазхабу - полного года), бык или корова, достигшие полных двух лет, пятилетний верблюд, здоровые и красивые. Желательно принести в жертву одну овцу или козу за человека, или корову (верблюда) - не более чем от семи человек, но также можно принести в жертву одну овцу (козу) за всю семью. Обычай допускает принесение жертвы за усопших, если они завещали сделать это. Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки. Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом.

Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает имама. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах в соответствии с местными вкусами, большое внимание уделяется Украшению стола и приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Но можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить, но не в качестве оплаты. Тот, кто принёс жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного, ни мяса, ни шкуры, но он может пользоваться шкурой и другими её частями.

В праздничный день в главной мечети Азербайджана - Тезе пир - проходит праздничный молебен по случаю празднования Курбан байрамы. Этот праздник олицетворяет собой высокие нравственные качества ислама — милосердие, доброту и любовь к людям. Он свидетельствует о приверженности ислама высоким общечеловеческим ценностям, следование которым облагораживает людей, способствует укреплению единства в обществе.

В Чеченской Республике празднования проводят 3-4 дня, эти дня объявляют официальными выходными. Обряды Курбан-байрам не меняются веками. Поутру вся семья надевает чистые одежды и отправляется в мечеть на молитву, совершает обряд намаза. После священно служения, мусульмане отправляются на кладбища, чтобы почтить память усопших. Тысячи жителей республики навещают могилу первого Президента ЧР Ахмата-Хаджи Кадырова. По всей республике, во всех учреждениях, без исключения, проводят обряды жертвоприношения. За день до праздника в Грозном организуют переносные рынки, где можно выбрать быка или баранчика. Покупать жертвенное животное необходимо за собственные средства, одалживать деньги на покупку категорически нельзя. По традиционному обряду, связанное животное кладут в сторону Мекки, на Восток. После короткой молитвы старейшине доверяют совершить обряд жертвоприношения. Тушу начинают разделывать на несколько частей. Что-то оставляют себе, часть родственникам и близким, остальное передают бедным. В праздничные дни нужно делать только благие дела, раздавать милостыню, проводить обряды.

 

 

]]>
31 июля - Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам, КурманАйт или Ид аль-Адха – у крыгызов) Wed, 31 Jul 2019 11:05:08 +0000