Еврейский праздник (евр., арам. освящение, обновление, новоселье), который начинается 25 кислева и продолжается восемь дней, до 2 или 3 числа месяца тевета по иудейскому лунному календарю, т.е. в декабре по григорианскому календарю. Другое название праздника - Хаг Урим («Праздник Огней», «Светочи») - впервые упоминается античным историком Иосифом Флавием (I–II вв. н.э.).
Во II в. до н.э. Палестина была захвачена греками. Они не только лишили евреев политической независимости, но и посягнули на веру, стремясь превратить иудеев в эллинов-язычников. Во всех уголках Израиля греки заставляли народ отрекаться от веры предков, прекратить соблюдение субботы и изучение Торы, не соблюдать законы о чистой и нечистой пище и начать есть свинину. Иерусалимский храм был захвачен в 170 году до н.э. эллинистическим царем Сирии Антиохом IV Эпифаном. В 169 году до н.э. Антиох отправил в Сирию священную храмовую утварь, включая знаменитый золотой семисвечник - Менору. Верхом унижения веры в единого Бога был момент, когда греки осквернили Храм в Иерусалиме, установив в нем статуи своих идолов и тем самым превратив его в языческое место поклонения. Народ был крайне подавлен, но в нем зрели искры восстания. И настал момент, когда семья храмовых священнослужителей-когенов, жившая в городе Модиин, во главе с Маттафией Хасмонеем (Матитьягу Хашмонаем), подняла восстание, бросив клич: «Кто за Бoга - ко мне!» К восставшим присоединились все, кто не хотел примириться с уничтожением евреев и их веры. Маттафия назначил своего третьего сына, Иуду Маккавея (Иегуду Маккаби), вождем и полководцем. Сам же старец Маттафия вскоре скончался. В ходе жестоких боев иудеи разгромили могущественного врага. Их вера и беззаветная преданность своей цели придавали им силы. Иерусалим был освобожден от греков, а Храм очищен от идолов. Согласно 1 книге Маккавеев, когда воины освободили Храм и хотели вновь зажечь культовый светильник, оказалось, что все масло для Меноры осквернено язычниками. Нашелся один-единственный маленький кувшинчик чистого масла, которого могло хватить только на одну ночь. Однако, по преданию, это масло горело целых восемь дней, и иудеи сочли, что Всевышний совершил чудо. Согласно 2 книге Маккавеев, праздник продолжался восемь дней потому, что так установил царь Соломон, празднуя открытие Первого храма. В книге устроенный Хасмонеями праздник уподобляется празднику Суккот (Кущей) и рассказывается, что небесный огонь спустился на жертвенник подобно тому, как это произошло во время первого служения в Храме и при открытии Второго храма в эпоху Неемии.
В память о победе над греками и о чуде, произошедшем в Храме, евреи восемь дней празднуют Хануку. Праздник в честь освящения Храма связался в сознании иудеев с очистительной силой огня, со светлым чудом и с символикой победы духа над грубой материей, единобожия над язычеством, с особой менорой. Первый из известных источников, где упомянуто зажигание ханукальных свечей как заповедь праздника, - повествование из Вавилонского Талмуда. Там упомянут спор о порядке зажигания свечей: школа Шаммая полагает, что в первый день зажигают восемь свечей, а в последующие дни убавляют по свече; школа Гиллеля, напротив, считает, что в первый день следует зажечь одну свечу, а в последующие дни праздника добавлять по одной свече. Такова и сегодняшняя практика. Погибших в борьбе против завоевателей братьев Иуды Маккавея почитают и христиане - как воинов за веру и мучеников. В Православной церкви день памяти Маккавеев - 1 (14) августа (т.н. «медовый Спас»).
Как только спускается вечер, зажигают специальный ханукальный светильник (ханукию) у входа в дом или на подоконнике, чтобы свидетельствовать всему миру о чуде, совершенном Всевышним. В первый день зажигают один огонек, а затем каждый вечер прибавляют еще один - пока в восьмой вечер не горят все восемь свечей ханукии. Ханукию зажигают особой свечой-«служкой», средней или отдельной свечой: в первый день - 1, во второй - 2 свечи, и т.д. Помимо основных свеч каждый день горит «служебная» свеча. Ее роль - зажигать других и служить. Можно встретить мнение, что эта свеча служит прообразом Мессии. После зажигания светильника поют традиционный ханукальный гимн - «Маоз цур йешуати» («Оплот и опора моего спасения»). Ханука входит в число праздников, празднование которых было установлено не на горе Синай, а мудрецами. По этой причине не существует запрета работать в дни Хануки. Хануку и Пурим иногда называют «детскими» праздниками (дни этих праздников, как правило, являются рабочими, только у детей в школах каникулы). Во время праздника хануки принято есть специальные пончики и картофельные оладьи («латкес»), которые жарят на масле - это должно напоминать о чуде с кувшинчиком масла. Дети играют в традиционную ханукальную игру с волчком-дрейдлом («савивон» на иврите).