ЕВРЕИ, ед. ч. еврей м., еврейка ж. Самоназвания: йегудим (на языке иврит) йид/айид (на языке идиш). Названия евреев в языках некоторых др. народов: араб. яхуд; перс. джухуд; тур. Yahudi, Musevi; греч. 'Ιουδαΐος; исп. hebreo, israelita, judio; итал. ebreo, israelita, giudeo; португ. judeu, israelita; рум. evreu; польск. Zyd; лит. žydas; белор. яўрэй; укр. єврей; узб. яҳудий; тадж. яхудй. В англ. Hebrew, Jew; нем. Hebräer, Jude; франц. Hebreu, Juif.
Количество субэтнических групп евреев довольно велико, что связано с существованием значительной еврейской диаспоры в разных странах мира. Выделяются евреи-ашкеназы - европейские евреи, сформировавшиеся в Германии и мигрировавшие оттуда в другие страны (среди них до 2-й мировой войны сохранялось деление на этнографические группы: лытваки в Литве и Белоруссии, на юге Псковской обл., в западных районах Брянской, Смоленской обл.; поляки в Польше; украинские евреи на Украине и в Бессарабии; курляндцы в Латвии; галыцианер в Западной Украине и Южной Польше и др.). К потомкам ашкеназов относится большая часть евреев мира, в том числе почти половина евреев Израиля. В России также подавляющее большинство евреев относится к ашкеназам. Кроме них, существуют другие субэтнические группы евреев: сефарды (выходцы из Испании), грузинские евреи (самоназвание эбраэли), среднеазиатские (бухарские) евреи (самоназвания исроил, яхуди), горские евреи (татоязычные иудаисты) и др. евреи говорят главным образом на языках иврит и идиш.
Иврит - древнееврейский язык, относящийся к семитской языковой семье; в качестве разговорного языка использовался до первых веков н. э., затем евреи перешли на разговорный арамейский, а иврит на долгие века стал мертвым языком, языком письменности и литургии (на нем написан Ветхий Завет). В течение последних ста лет иврит возродился и стал общим официальным и разговорным языком евреев Е. Израиля с момента образования этого государства. Большинство евреев мира говорят на языке идиш, который сформировался в X - XII вв. на базе верхненемецких диалектов области среднего течения Рейна, а в последующие века распространился на территории Польши и всей Восточной Европы. Кроме этих языков евреи употребляют языки окружающих их народов.
Общая численность евреев в мире 12,8 млн. чел. Евреи. составляют основное население Государства Израиль: в нем проживают 4,6 млн. евреев. Своей столицей израильтяне считают Иерусалим, но этот город в качестве столицы Израиля не был признан Советом Безопасности ООН. Один из самых крупных городов Израиля - Тель-Авив. Евреи живут в США (ок. 6 млн. чел.), Франции (650 тыс.), на Украине (486 тыс.), в Великобритании (410 тыс.), Аргентине (300 тыс.), Канаде (300 тыс.), Бразилии (150 тыс.), ЮАР (120 тыс.), Белоруссии (111 тыс.) и в целом ряде др. стран, в том числе РФ, Молдавии, Узбекистане, Азербайджане, Латвии, Казахстане, Литве, Грузии, Таджикистане. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., в РФ проживало 536. 848 чел. евреев (38, 9 % всех евреев бывшего СССР), из них 8, 89 % считают родным язык своей национальности, 90, 52 % - русский язык, 0, 59 % - другие языки. В РФ существует национальная автономия - Еврейская авт. обл. (8. 887 чел. евреев, или 0, 6 %), Центр автономии г. Биробиджан. В др. областях РФ Е. проживают дисперсно.
Евреи как этнос сложились в среде семитоязычных племен Передней Азии, обитавших с древности на Аравийском п-ове, в Месопотамии, Сирии, Палестине и Северной Африке. Кочевые племена древних евреев жили в Вавилонии, затем переселились на север - в Арам (Сирию), позднее - в Ханаан (Палестину). Древняя история евреев сохранилась в передаваемых народной традицией преданиях, записанных в виде священных книг - Библии. Согласно этой народной традиции, предком евреев, возглавившим их при переселении в Ханаан, был Авраам. В Ханаане евреи перешли от кочевого образа жизни к земледелию. Из южных районов Ханаана евреи рода Иакова (Израиля) переселились в соседние области Египта, где стали называться «сынами Израиля». Евреи рано приняли монотеизм (веру в единого бога Иегову), чем выделялись из окружавших их языческих народов. В Египте евреи были обращены в рабство; под руководством Моисея они вышли из Египта приблизительно в сер. XIII в. до н. э. и несколько десятилетий странствовали по пустыне, затем завоевали Ханаан и в XI в. до н. э. создали свое государство со столицей в Иерусалиме. Первыми царями евреев были Саул (1025 - 1004) и Давид (1004 - 965). Однако в результате смут единое государство евреев распалось на два царства - Израильское и Иудейское, что облегчило их завоевание Ассирией и Вавилоном в VIII - VI вв. до н. э. Значительное число евреев было выведено завоевателями за пределы Израиля и расселялось в др. странах. Центром евреев становится Иудея, куда в кон. VI в. до н. э. часть евреев возвращается из вавилонского плена после завоевания Вавилонии персидским царем Киром. Период персидского владычества (537 - 332) был относительно спокойным для Иудеи, затем начались завоевания Александра Македонского и владычество греков и сирийцев. Освободительные войны евреев под руководством рода Хасмонеев привели к созданию второго древнееврейского царства - Хасмонейского, или Маккавейского (164 - 37 гг. до н. э.). В это время Иудея расширила свои пределы и в еврейский этнос включились некоторые семитские и эллинизированные группы окружающих областей.
Завоевание Иудеи римлянами (Помпеем - в 63 г. до н. э.) превратило ее в римскую провинцию, а освободительные движения Е. в I - II вв. н. э. привели к массовому насильственному выселению их из Иудеи. По этой причине диаспора евреев в др. странах значительно расширилась: кроме первоначальной диаспоры в Месопотамии, общины евреев возникли в Египте, странах Малой Азии, в Сирии, Иране, Северной Африке, Западном Средиземноморье, Крыму, на Кавказе, в отдельных районах Средней Азии. Иудея перестала быть центром еврейского этноса после завоевания Палестины арабами в 638 г. В период Багдадского халифата обособляется еврейская секта ананитов, или караимов. В VI - X вв. главная масса евреев живет еще на востоке - в Вавилонии, Персии, Аравии, Сирии, Палестине и Египте; отдельные поселения евреев существуют на западе, в европейских странах - Италии, Византии, Испании, Франции, Германии, Руси. В XI - XV вв., наоборот, основная часть евреев мигрирует на запад - прежде всего в Испанию (которая в VIII в. была завоевана арабами, что облегчало миграцию туда евреев), Францию и Германию. В европейских странах, особенно с началом крестовых походов (кон. XI в.), евреи подвергались различным притеснениям за веру со стороны высшего духовенства (как католического, так и византийского), их принуждали к насильственному крещению, преследовали, грабили и убивали, а также изгоняли почти из всех европейских государств. Еврейские общины возрождались в Европе лишь при господстве арабов, а также мирно существовали (до 2-й пол. XVI в.) в Италии - единственной европейской стране, в которой в средние века не было геноцида евреев. Изгнанники направлялись в Северную Африку, Италию и Турцию.
Новый духовный центр евреев образовался в Польше. Польские князья охотно допускали евреев, благодаря которым в стране развивались торговля, промышленность и ремесла. В Польше и Литве евреи были свободными жителями, в кон. XIV в. в Литве существовали пять еврейских общин. На русских землях еврейские поселения существовали еще раньше образования Киевской Руси: уже в первые века н. э. были еврейские поселения в Северном Причерноморье и на Крымском п-ове (выходцы из Византии, имевшей в этих землях свои колонии). В VII в. соседом Киевской Руси было Хазарское государство, жители которого приняли иудейскую религию. Большая еврейская община существовала в Киеве еще в кон. XI в. В Московской Руси лишь во 2-й пол. XV в. при Иване III появляются отдельные выходцы – евреи из Литвы и Крыма, иногда из Западной Европы. После разделов Польши (кон. XVIII в.) большая часть евреев перешла в подданство России (другая часть стала австрийскими или прусскими подданными). Польские евреи, в жизни которых в сер. XVII в. произошла резкая перемена к худшему (евреи и поляки массово истреблялись во время восстания казаков на Украине в 1648 г.), оказались в бесправном положении и в России. Московские цари прежде не разрешали евреям селиться на постоянное жительство, даже изгоняли их из временно занятых литовских и белорусских городов. При Екатерине II им было разрешено селиться только в Новороссийском крае, при этом евреи подвергались различным притеснениям. После краткого периода либерального отношения к евреям при Александре I их положение значительно ухудшилось в царствование Николая I. В частности, им не разрешалось постоянное жительство вне бывших польских областей, составлявших «черту оседлости евреев». В эту черту (по законодательству, действовавшему до 1917 г.) входили Царство Польское (в составе 10 губерний) и 15 белорусских, литовских и украинских губерний. Евреям запрещалось жить вне черты оседлости до сер. XIX в. совершенно, а после того было сделано исключение для некоторых категорий населения, в том числе купцов 1-й гильдии, лиц с высшим образованием и ремесленников. Провозглашенное в Европе равноправие евреев после 1848 г. в Германии, Австрии и Италии упрочило положение евреев в этих странах, а также во Франции и Англии, но с последней четверти XIX в. в Европе зародилось новое движение против евреев - антисемитизм (впервые возникло в Германии при императоре Вильгельме I и Бисмарке). В России в 1881 - 1882 гг. прошла серия еврейских погромов во многих южных городах, особенно там, где в XVIII в. свирепствовали гайдамаки. Бесправие и ухудшение экономического положения явились толчком к эмиграции евреев из России; большая часть их направлялась в Америку, меньшая - в Палестину, куда подавляющее большинство еврейского народа никогда не переставало надеяться вернуться со времен изгнания с его исторической родины. В XX в. в европейских странах, в том числе в СССР, не прекращалась национальная и культурная дискриминация евреев. Во время 2-й мировой войны евреи подверглись геноциду в фашистской Германии и в оккупированных ею странах; эта война унесла ок. 6 млн. жизней евреев.
14.05.1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было образовано государство Израиль. В 1996 г. в населении Израиля евреи составляли 81 %, остальные - в основном арабы. Еврейское население страны формировалось в большой степени за счет иммигрантов, хотя отдельные группы евреев оставались в Палестине на всем протяжении ее истории. Среди прибывших в Израиль евреев много выходцев из государств, входивших ранее в СССР; так, в 1989 - 1996 гг. из них переселилось в Израиль 800 тыс. чел.
Самоназвание евреев йегудим, йид (айид), а также происшедшие от них обозначения евреев в различных языках восходят к названию Иудеи; отсюда и рус. иудей - из греческого через церковнославянские формы ИЮДЄИ. Сюда же относится и рус. жид - в этой форме слово заимствовано как обозначение евреев из польского языка, с сер. XIX в. превратилось в уничижительное или архаичное название евреев. Еще одно древнее обозначение евреев сохранилось в европейских языках - формы, возникшие через греч. от ивритского слова иври «перешедший через что-либо». Значение его предположительно объясняется тем, что праотец евреев Авраам при переселении в Ханаан со своим родом перешел р. Евфрат, поэтому в Библии слово иври первоначально было применено к Аврааму, а затем распространилось на евреев последующих поколений. Наконец, названия типа исп., итал. и португ. israelita восходят к древнему самоназванию евреев йисраэль «израильтяне», от второго имени Иакова - Израиль; отсюда же и название современного государства Израиль. Наименования некоторых субэтнических групп евреев связаны с обозначениями в языке идиш тех стран, где сформировались эти группы, например сефарды - от Сефарад «Испания», ашкеназы - от Ашкеназ «Германия».
Лит.: Агеева, Р. А. Какого мы роду–племени? Народы России : имена и судьбы : Словарь-справочник. – М.: Academia, 2000. – С. 112-117; Даймонт, М. Евреи : Бог и история. - М., 1994; Дубнов, С. М. Краткая история евреев. - М., 1996; Евреи в Российской империи XVIII - XIX вв. : Сб. трудов еврейских историков. - М.: Иерусалим, 1995; Телушкин, Й. Еврейский мир : Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. - М.: Иерусалим, 1995; Членов, М. А. Евреи // Народы России : Энциклопедия. - М., 1994; Юхнёва, Н. В. Этническая территория и некоторые особенности расселения евреев-ашкеназов России в конце XIX в. (Опыт картографического анализа данных переписи 1897 г.) // Малые и этнодисперсные группы Европейской части СССР. - М., 1986.