&

Белорусский праздник. Зажинки - один из древнейших земледельческих праздников. По одним источникам он праздновался 21 июля в день Прокопия Жатвенника (Прокопа Жнеца), который «жней и жатвенник, жатву начинает». По другим – 29 июля, в день памяти священномученика Афиногена, епископа Пидахвийского: «на Афиногена (Финогена) пташки задумываются (замолкают)». Если этот день с теплом да со светом - уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым - хлеб в снопе прорастет» (погода будет сырой). Примерно с этого периода по народным приметам заканчиваются жаркие дни, ночи становятся холоднее.

Традиционно, начало и конец уборки урожая торжественно отмечались и сельской общиной, и в каждой семье. Считалось, что каков будет зажин, таковы и зажинки. К началу жатвы готовились как к большому празднику: каждая хозяйка или хозяин ходили осматривать свои нивы: поспел ли колос, пора ли жать. Хозяйка мыла дом, хозяин убирал двор, гумно. Стол застилали белой скатертью, в некоторых местах проводили обряд «пакрывания поля». На зажинки отправлялись или утром до восхода солнца, или в сумерках. Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно на поле вместе с хлебом и сыром. Потом начинали жать первый сноп - «гаспадарок». Он считался именинным. Обычно его зажинала старшая в семье женщина. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы. С него же начинали осенью молотьбу, а соломой кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц.

Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором обязательно была еда, принесенная с поля. Пели специальные песни. В современной Беларуси точной даты Зажинки не имеют и празднуются в день начала уборочной кампании.