Иван Купала, Иванов день, День Святого Иоанна, Йонинес (Jonines) - летний народный праздник языческого происхождения. Отмечается в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, на Украине, в Германии и др. европейских (христианских) странах, где к этому языческому празднику присовокуплен свой - именины Иоанна Крестителя. Именно в этот день именины отмечают в разных странах Иоганны, Джоны, Иваны, Яны, Юханнусы, Юсси - все тезки Иоанна Крестителя.
Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя – 24 июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XX – XXI веках), так как православная церковь живёт по старому стилю. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию.
Из участников праздника, знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется его подготовкой и проведением. Различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапиву) для всех участников праздника, которые крепятся на поясе. Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала».
Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста из соломы, веток, иногда из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высокий шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада) для сожжения лика Ярилы.
Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами) или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина). Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут и начинается гулянье. Играют в рожки и бубны, трещотки и колокольчики, громко поют, водят хороводы. Все веселятся, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают.
Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась, а разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, сказывают старинные былины и небылицы. Ночью зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют. На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже охранять праздник от врагов. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головную траву, зверобой, богородицкую траву, велесов корень, трипутник, зяблицу, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-траву). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.
В Германии праздник называется Gehane. В этот день немцы жгли костры на возвышенности. Распространенным было поджигание колеса, укрепленного на шестах. Огонь и дым обладали особыми целительными свойствами. Парни и девушки парами прыгали через костер. Девушки гадали в этот день о замужестве с помощью венков из полевых цветов - Геханекранц. Такой венок вешали на дверях дома, между рамами окон, выходящих на улицу. По поверью, 24 июня особой целительной и чудодейственной силой обладали травы и цветы, собранные в эту ночь. Особые целительные свойства приписывались 24 июня и воде.
Этот праздник в Литве по своей популярности соперничает только с Рождеством. Иногда его ещё называют Расос - Праздник Росы. Это самый важный летний праздник литовцев, еще в XVI-XVII вв. его праздновали весь июнь и только в конце XIX в. стали отмечать 24 июня — в день святого Йонаса.
С 2003 г. праздник Йонинес объявлен государственным праздником. На организуемых массовых мероприятиях в честь праздника Йонинес особенно много народа собираются в Кярнаве, на горе Рамбинас, здесь стараются возродить старинные традиции праздника Росы. В этот день — 24 июня - стала популярной поездка в Йонаву — «столицу Йонасов и Янин», тогда же обязательно следует поздравить всех знакомых с такими именами. Ночь святого Йонаса - магическая. Накануне праздника девушки собирают цветы марьянника (Иван-да-Марья), так как собранные именно в это время травы являются целебными: приносят людям счастье и здоровье. Считалось, что марьянник может оберегать от пожаров, злых сил, поэтому им украшали дом, развешивали на чердаке. Собранные букеты этого растения или сплетенные венки вывешивали перед воротами, через которые будут провозить в гумно хлеба. Женщины забрасывали на крышу венок из девяти трав, сплетенными тяжелыми венками из роз, спаржи, гвоздик, васильков, зеленой руты украшали все кресты. Сплетенные венки из девяти трав девушки бросали через голову на дерево — сколько будет попыток забросить, через столько лет и выйдет замуж. Венки клали под подушку, чтобы приснился избранник, бросали их в воду.
Эту ночь праздновала и мистическая нечисть. Рассказывали, что на горе Шатриес собираются ведьмы, разжигают костер, собирают ягоды и несут старику с ольховым носом, сидящему у костра. Люди говорят, что после праздника Йонинес заливные луга пахнут сеном. Накануне праздника с пастбищ пораньше пригоняли домашних животных и закрывали их в хлеву. Дверь в заборе перед хлевом утыкали чертополохом, крапивой или ветками рябины, чтобы пришедшие к животным ведьмы наткнулись на них, испугались рябины. Жители Дусятай дверь в хлев закрывали бороной, а у порога клали зеркало и деревянные башмаки.
Кроме того, накануне ночи на Йонинес с заборов снимали горшки, чтобы ведьмы не пользовались горшками, если станут доить коров. Чтобы запугать ведьм, зажигали снопы соломы и носили их вокруг дома и лугов. Было поверье, что роса на Йонинес может отнять у коров молоко, поэтому выгоняли животных на пастбища, только когда роса испарялась. Однако умывшись и окунувшись в утреннюю росу на Йонинес, человек становился словно помолодевшим. Перед восходом солнца больные шли купаться на речку и озера, бродили по росе в надежде выздороветь. Люди на праздник собирались в самых красивых местах: на холмах, берегах рек, лесных опушках. Они разводили большой костер или зажигали лучину. Около костра отведывали различные угощения, танцевали, перепрыгивали через костер. Огонь на Йонинес чудотворный: он не только очищает душу, но и придает сил, лечит, может увеличить урожай хлеба, льна. Поэтому накануне праздника чистой водой гасили в доме очаг и снова его разжигали принесенным углем из праздничного костра. С холмов катили горящие ободы, бочки — это символы солнца. Молодежь в ночь Йонинес не ложилась спать до зари — верили, что кто не уснет в праздничную ночь, приобретет целебную силу.
В ночь на Йонинес обязательно следовало искать цветок папоротника. Считалось, что он расцветает в полночь, на короткое мгновение. Этот цветок показывается только хорошим людям и только один раз в жизни. Если человек найдет этот цветок, он станет не только богатым, но и превратится в знахаря, будет понимать язык растений и животных. Цветок папоротника — это воплощение самых желанных надежд человека, своеобразного идеала мудрости, счастья, любви. Существует много способов поиска этого цветка. Считалось, что нужно углубиться в лес, чтобы было не слышно лая собак, расстелить белое полотно, очертить вокруг себя круг с помощью рябиновой палки, зажечь свечку и поводить им по горшку. После этого стать на колени посередине круга и ждать, но не оглядываться и ничего не бояться. За пределами начерченного круга соберется всякая нечисть: ведьмы, лошади и собаки без голов, колесницы без лошадей. После всех испытаний папоротник расцветает. Цветок нужно сорвать и быстро спрятать. В XIX в. этнограф Л.Лунцявичюс писал, что в день праздника Йонинес солнце из своего дворца выезжает на трех лошадях: серебряной, золотой и алмазной. К своему мужу Месяцу Солнце едет и танцует по кругу.
В Вильнюсе, забравшись на гору Гядиминаса в праздничное утро, можно увидеть солнце, встающее над костелом Св. Петра и Павла — там, где стояло легендарное святилище всех языческих богов. Йонинес – это лучший способ познакомиться с фольклором литовцев. Все четыре июньских дня на улицах больших и малых городов страны практически не прекращаются выступления народных ансамблей. Вся Литва танцует и поет с утра до ночи. Йонинес – это еще и шанс увидеть национальные литовские костюмы «в действии», попробовать разнообразные блюда литовской кухни и терпкие литовские настойки.