День покаяния и молитвы (Buß- und Bettag) в Германии - это ритуальный праздник протестантской церкви, уходящий своими корнями во времена бедствий и войн. В этот день речь идет не о покаянии в смысле получения наказания за него, а об изменении отношения, возвращении к Богу. В Библии есть притча об Ионе, посланном Богом в Нинивею, чтобы возвестить о гибели этого города. По велению царя Нинивеи все должны были с силой призывать к Богу. И люди раскаялись в содеянных грехах, и обратились от зла к добру. Бог услышал молитвы и увидел деяния, и не сотворил задуманного.
Совместные покаяния и молитвы были известны еще в античности как день ходатайства церкви за вину всех верующих перед Богом. Далее, церковь должна в день покаяния исполнять свою контролирующую функцию в отношении грехов. И в заключение, дни покаяния служили каждому для проверки совести перед Богом. В Риме, например, такие дни всеобщих покаяний и молитв должны были предотвращать опасность бедствий и войн. В средние века существовало два вида дней покаяния: одни были предписаны властью и отмечались по мере необходимости. Другие, примерно три постных дня в начале каждой четверти года, проистекали из церковных положений. Обе категории были переняты и продолжены протестантской церковью.
В 1532 году, как реакция на Турецкую войну, состоялся первый протестантский День покаяния и молитвы. С 16 по 17 века для разных территорий Германии существовали разные даты «Дня покаяния и молитвы». В 1878 году в 28 немецких землях можно было насчитать 47 Дней покаяния, празднующихся в 24 различных дня. В 1983 году в Пруссии по инициативе соответствующих государственных органов такое многообразие было устранено и праздник назначен на среду перед 23 ноября, как и отмечается до сих пор. Сущность дня покаяния и молитвы в те времена также зачастую интерпретировалась по-разному: то народ должен был каяться и молиться, то церковная власть предписывала изменить свое мышление и отношение к Богу.
Во время Второй мировой войны «День покаяния и молитвы» был перенесен на одно из воскресений и сделан фактически специальным выходным днем - для приложения всех сил к молитвам о войне. После окончания войны «День покаяния и молитвы» был возвращен к довоенному виду. В ГДР это был выходной день до 1966 года, когда была введена 5-ти дневная рабочая неделя. В ФРГ после войны «День покаяния и молитвы» стал государственным выходным днем, кроме Баварии, где до 1981 года он считался выходным лишь в территориях с преобладающим протестантским населением. Только с 1981 года этот день стал всеобщим выходным днем в Федеративной Германии. После объединения Германии праздник был перенят всеми землями и оставался выходным днем еще 4 года. Затем правительство решило, что с 1995 года День покаяния и молитвы перестанет быть выходным днем. Такое изменение было обосновано как необходимость выравнивания увеличенной нагрузки на работодателей, вынужденных выплачивать вновь созданную обязательную страховку за счет увеличения рабочего времени работников.
Сейчас только в земле Саксония «День покаяния и молитвы» является государственным выходным днем. В остальных землях каждый работник имеет право взять в данный день выходной, обосновав это своими религиозными обязанностями. Кроме того, в Баварии закрыто большинство школ и детских садов. Все это вызывает много критики. Однако попытки вернуть выходной день до настоящего времени не имели успеха. Но, несмотря на отсутствие выходного, «День покаяния и молитвы» остается важной составной частью христианской веры. Конечно, регулярные богослужения уже не проводятся, но зато накануне в школах ставятся короткие пьесы на библейские истории, имеющие отношение к покаянию. А вечером в этот день во многих приходах проходят богослужения, где народ призывается к возвращению к Богу. При этом речь идет не только о возвращении духовном. Поступки и дела также должны быть изменены к лучшему. Размышления о содеянном помогают понять, где вы были неверны Богу. А покаяние и молитвы служат для того, чтобы вновь услышать Слово божье, вернуться на путь истинный и научиться творить добро. Именно поэтому молитва, обращенная к Богу, должна стать неотъемлемой частью повседневной жизни каждого.