Таджикский праздник. Осень - самое изобильное и щедрое время года, пора сбора урожая. Мехргон - это древнейший праздник таджикского народа отмечается осенью, когда заканчиваются сельхозработы и на столах появляются дары щедрой природы.
Если Навруз является символом весны и весеннего солнцестояния, то Мехргон сообщает о наступлении осени - времени, когда солнце постепенно уходит из созвездия Весов. «Мехргон» происходит от корня «мехр» (чувства, любовь), его отмечали еще предки таджиков во времена зороастризма. Историки полагают, что это слово связанно с именем древнего божества Митра, почитаемым индоиранскими народами. Его имя тысяча четыреста лет тому назад было высечено на камнях и гравюрах.
Согласно зороастрийскому календарю, этот праздник отмечался в середине осени - на 16 день месяца мехр, что равносильно 8 октября по нашему летоисчислению.
Одной из обязательных традиций праздника - накрытие праздничного стола с обилием фруктов и овощей.
Также существует интересная легенда об этом древнем празднике. Во время сбора урожая, в месяц Мехр шах собирал всех своих придворных. Придворные, военачальники а также другие приглашенные гости должны были преподнести шаху дорогие подарки. Подарки дарились поочередно, следуя церемонию преподношения. Обязательным условием преподнесения было то, что подарки должны подавать на золотых подносах и закрыты дорогой тканью так, чтобы подарок мог видеть только шах. Каждый подарок имел свой смысл.
Например, во времена правления шаха Хусрава Парвиза, известного своей справедливостью, повидавшего в своей жизни много трудностей, как-то принесли на подносе подарок. Когда шах поднял ткань, он увидел два куска угля. Очень удивившись такому подарку на дорогом подносе, шах задумался: что бы это значило? Один из ученых объяснил, что недавно стал свидетелем лесного пожара, где в огне сгорели две птицы - беркут и куропатка. Куропатка погибла от своего страха, так как увидев беркута, охотившегося на нее, она бросилась в огонь. А беркут сгорел, потому что преследовал куропатку и в своем охотничьем азарте не видел ничего вокруг. Оба вмиг превратились в два куска угля.
«Мы подарили вам эти угли, чтобы эта история стала для вас поучительной, — сказал мудрец. Человек никогда не должен бояться врагов, иначе его победит его же собственный страх. И человек не должен думать о материальных благах, жадничать, подобно тому беркуту, который сгорел из-за жажды наживы». Когда Хусрав узнал смысл столь необычного подношения, он одарил этого ученого дорогой одеждой и поблагодарил за мудрые слова.
В наши дни Мехргон не потерял своей значимости и широко отмечается среди зороастрийцев Ирана.
Зороастрийцы Язда и Кирмана отмечают праздник плодородия и урожая шесть дней подряд, обязательно учитывая порядок всех древних традиций. В этот день люди одеваются во все новое, веселятся, накрывают на стол. Причем, на столе должна быть курица, начиненная различными пряностями и начинками. На праздничном дастархане в обязательном порядке наличествуют зеркало, сурьмадон - емкость для сурьмы, книга «Авеста», а комнату украшают горной мятой. Соки, розовая вода, сладости, овощи, фрукты, различные цветы - все должно быть на дастархане. Дополнительно на стол кладут несколько серебряных монет, санчит (джут), миндаль и фисташки, а в кувшине - мятный настой. Зажигают свечи и сжигают испанд (траву, которая изгоняет злых духов).
В полдень вся семья собирается за праздничным столом. Они смотрятся в зеркало и читают молитвы, потом пьют соки и воду. Интересно, что за дастарханом и мужчины, и женщины красят глаза сурьмой, затем сухой мятой и санчитом, легко касаются головы друг друга и поздравляют всех с праздником. В этот день молодым новобрачным приносят сладости, а бедным и нищим - дают подаяние. Если в этот день рождается ребенок, его обязательно нарекают именем, в котором есть корень «мехр»: Мехроб, Мехрдод, Мехрноз, Мехрбону, Мехрон, Мехрубон, Мехрваш…
После монгольского нашествия праздник Мехргон запретили отмечать во дворцах падишахов, но среди обычных людей этот праздник не потерял свою значимость.
Например, среди дехкан Таджикистана и среди таджикского населения Узбекистана после сбора урожая, который приходится на середину октября, проводят церемонию «Сайри мазор». Жители режут барана или корову, и весь кишлак собирается в просторном месте, накрывает дастархан, изобилующий фруктами, арбузами и дынями, поют песни. Жители отмечают «Сайри мазор» так, чтобы каждый год дехкане получали богатый урожай, жили в мире и согласии, чтобы их дома были всегда наполнены весельем и радостью, чтобы их домашний скот всегда был в здравии и Всевышний берег их от всех бед.
Примечательно, что и в советское время отмечали праздник Мехргон, но под официальным названием «Иди хосилот» - праздник урожая. Председатели колхозов и совхозов в октябре месяце после сбора всего урожая на полях недалеко от сельского клуба или хирмана (места для сбора хлопка) собирали народ, показывали образцы собранного урожая и под звуки карнаев и сурнаев веселились, угощали всех праздничным пловом.
Сохранился Мехргон и до наших дней. По совместной инициативе министерств культуры и сельского хозяйства республики в 2005 году впервые за годы независимости официально отмечался Мехргон - праздник урожая. Все это стало возможным после предложения правительства страны о ежегодном праздновании Мехргона в День работников сельского хозяйства республики. В этот день повсеместно в республике проводятся выставки-продажи сельскохозяйственной продукции, бесплатные концерты с участием артистов, массовые народные гуляния.