Православные праздники http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/pravoslavnye-prazdniki Fri, 03 Apr 2020 08:30:41 +0000 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru 7 января - Рождество Христово у восточных христиан http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/598-7-yanvarya-rozhdestvo-khristovo-u-vostochnykh-khristian http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/598-7-yanvarya-rozhdestvo-khristovo-u-vostochnykh-khristian Отмечается в России, Беларуси, Украине, ряде стран СНГ. Православное Рождество в Беларуси является государственным праздником. Рождественский сочельник, или Навечерие Рождества Христова, православные верующие отмечают 6 января. Название праздника - сочельник - происходит от особой пищи, предписываемой на этот день церковным уставом - сочива: размоченных и разваренных зерен пшеницы или риса, чаще с медом, а также бобов, гороха и овощей. Согласно традиции, ужин в сочельник - щедрый, но постный, состоящий из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. В этот день по приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Христа. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения.

По календарю православной конфессии в Беларуси Рождество Христово отмечает более 80 % всего верующего населения. Традиционно с дохристианских времени в Беларуси 6-7 января - Первая Коляда - конец шестидневного Пилиповского поста, начало праздничных дней и вечеров. Этот праздник всем известен под названием «Большая кутья», который отмечался в честь зимнего солнцестояния (24 декабря по старому стилю). Позже значительный отпечаток на старинный языческий праздник Коляды наложили традиционные христианские представления. Вторая кутья (Щедрая или Богатая Кутья) отмечалась через неделю в предвестие Нового года (31 декабря по старому стилю). Третья Кутья завершала праздники Коляды 6 января по старому стилю.

Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество). Когда, например, первый день Коляд ясный - будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет - урожайный. Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд - летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град - горох будет большой, если снег - будут хорошо роиться пчелы.

 

]]>
7 января - Рождество Христово у восточных христиан Mon, 07 Jan 2019 05:20:41 +0000
19 января - Крещение Господне (Святое Богоявление) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/609-19-yanvarya-kreshchenie-gospodne-svyatoe-bogoyavlenie http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/609-19-yanvarya-kreshchenie-gospodne-svyatoe-bogoyavlenie Отмечается в России, Беларуси, Украине. 18-19 января - праздник Крещение (Вадохрышча), третья (постная, «водяная») кутья. Христианская религия связывает Крещение с крещением Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. В церквях в этот день происходит крещение воды, которую берут из ближайшей реки, высекая на льду большой крест. Праздник Крещения заканчивал двенадцатидневные (по количеству месяцев в году) колядные праздники. В христианском празднике Крещения нашли отпечаток стародавние языческие верования в магию воды. В полночь перед Крещением хозяйки ходили на речку или на озеро и черпали воду, которая потом хранилась весь год как лечебная. Крещеную воду давали пить больным, опрыскивали ею поле перед посевной, домашних животных, новый дом перед заселением, гроб, перед тем как положить туда покойника. На Крещение ходили в церковь и стремились как можно быстрее вернуться домой - тогда урожай хозяин соберет первым. Сено, на котором на протяжении Коляд стояла кутья, постепенно отдавали домашним животным как защитное средство от болезней и от негативного воздействия ведьм. Подсохший верх кутьи снимали и отдавали курам, «каб добра неслi». В этот день исполнялся также обряд «записывания Коляды», целью которого была охрана дома, всего хозяйства от воздействия нечистой силы. Для этого хозяин, вынув из печи горшок с кутьей, ставил в нем сделанный из лучины крест, который на следующий день опускался в воду (чаще всего в реку). Вечером хозяин, взяв первый блин или верх кутьи, обходил все свои постройки и рисовал на стенах кресты мелом.

Существовал уникальный обряд под названием «Цягнуць Каляду на дуба». Жители волочили по улицам борону, на которой стоял горшок с кутьей. На окраине деревни они выбирали самое высокое дерево, как правило, дуб. Мальчик оставлял горшок с кашей на самой верхушке дерева. Кутья символизировала жертву природным стихиям и душам предков. В старину верили, что собранный в этот день снег отбеливает холстину и кожу девушек, обладает целебными свойствами. Если бросить его в колодец, то он сохранит в нем воду в засуху. Участники колядных гуляний и ворожбы стремились, невзирая на сильный мороз, три раза окунуться в проруби и тем самым очиститься от грехов. По поверьям, ясный и холодный день на Крещение указывает на засушливое лето. Хмурое небо и снег - к большому урожаю.

Интересный факт: данный праздник отмечается в Эфиопии.

 

]]>
19 января - Крещение Господне (Святое Богоявление) Sat, 19 Jan 2019 05:20:41 +0000
15 февраля - Сретение http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/635-15-fevralya-sretenie http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/635-15-fevralya-sretenie Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.

Простолюдины западнорусского края сретенскими свечами на праздник Сретения имеют обычай поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли. В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения сельские жители судят о погоде, урожае наступающих весны и лета. О весне судили так:

  • какова погода на Сретение, такова будет и весна;
  • ежели на Сретенье установится оттепель - весна ранняя теплая, коли холода завернут - весна холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне;
  • если на Сретенье снег через дорогу несет - весна поздняя и холодная. А еще: будет снежок - весной дрожжок;
  • коли метель дорогу переметает - весна поздняя да холодная; ежели тепло - ранняя и теплая;
  • на Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру – поздних;
  • на Сретение капель - урожай пшеницы.

От имени праздника Сретения в нашем простонародье последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими.

На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон - для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья.

Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами затягивали пояса. В этот день в деревнях раньше проводили гулянья.

В день Сретения наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы - так называемую Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями - цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме. На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые - они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить животных от болезней. В этот день жглись костры, народ веселился ритуальными плясками. Скучать в Сретение нельзя - бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.

]]>
15 февраля - Сретение Fri, 15 Feb 2019 05:20:02 +0000
4 апреля – Суббота акафиста http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/689-4-aprelya-subbota-akafista http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/689-4-aprelya-subbota-akafista Православный праздник. Устав говорит о Великом акафисте, который читается на утрене праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота 5-й седмицы Великого поста).

 

]]>
4 апреля – Суббота акафиста Thu, 04 Apr 2019 09:23:03 +0000
4(11) апреля – Лазарева суббота http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/691-4-11-aprelya-lazareva-subbota http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/691-4-11-aprelya-lazareva-subbota Католический и православный праздник. В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Христом праведного Лазаря, которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим.

 

]]>
4(11) апреля – Лазарева суббота Thu, 04 Apr 2019 09:23:03 +0000
5(12) апреля - Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) дата праздника уникальна длякаждого года http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/692-5-12-aprelya-vkhod-gospoden-v-ierusalim-verbnoe-voskresene-data-prazdnika-unikalna-dlya-kazhdogo-goda http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/692-5-12-aprelya-vkhod-gospoden-v-ierusalim-verbnoe-voskresene-data-prazdnika-unikalna-dlya-kazhdogo-goda Католический и православный праздник. Отмечается в Беларуси. Он не имеет точной даты, празднуется в последнее воскресение перед Пасхой.

В Вербное воскресенье каждый крестьянин шел в церковь (костел) с большим пуком вербы и можжевельника, где они освящались. Поскольку этим освященным веткам придавались целебные свойства, то они были также необходимы в крестьянском доме, как и громничные свечки. Существовало поверье, что если в церкви, сразу после освящения, съесть почку вербы или ягоду можжевельника, то можно уберечь себя от болезней. Вернувшись домой, хозяин ударял пучком вербы каждого члена семьи, приговаривая: «Не я б’ю, вярба б’е, няхай здароўе жыве». То же самое кто-нибудь из членов семьи делал и с хозяином. Потом хозяин с хозяйкой обходили с вербой хлев, остальные хозяйственные постройки, огород, поле, постукивая веточками и втыкая их в строения и в землю. Кто-нибудь из домашних обязательно отправлялся на кладбище и там оставлял веточку с пожеланиями вечного покоя умершему родственнику. Верба оставалась в доме и после праздника, хранилась за образами и использовалась по случаю важных событий в доме. При встрече в этот день люди обменивались не рукопожатием, а похлестываниями веточками вербы и пожеланиями крепкого здоровья на весь год. Девушка, встретив незнакомого парня, дотрагивалась до него веточкой и спрашивала его имя – такое будет и у суженого.

В этот день также наблюдали за погодой. Мороз на Вербное воскресенье означал, что морозов больше не будет, и они не повредят посевам. Обычай святить веточки вербы в воскресенье за неделю до Пасхи сохранился и в наши дни.

В Финляндии существует традиция посещения ряжеными, пасхальными ведьмами и троллями домов с пожеланием хозяевам счастья и удачного года. В символику праздника также входят вербные веточки, фигурки ведьм.

]]>
5(12) апреля - Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) дата праздника уникальна длякаждого года Fri, 05 Apr 2019 09:23:03 +0000
7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы  (Дабравешчанне, Звеставанне) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/694-7-aprelya-blagoveshchenie-presvyatoj-bogoroditsy-dabraveshchanne-zvestavanne http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/694-7-aprelya-blagoveshchenie-presvyatoj-bogoroditsy-dabraveshchanne-zvestavanne Отмечается русской православной церковью, также и в Белоруссии. Согласно Евангелия от Луки, в этот день архангел Гавриил поведал Марии о безгрешном зачатии, о том, что через 9 месяцев у нее родится ребенок. Отсюда и есть Благовест.

Праздник Благовещения особенно почитают женщины, которые видят в деве Марии идеал Матери, великой женщины с тяжелой, многострадальной, но счастливой судьбой.

Еще задолго до принятия христианства предки белорусов отмечали этот день как праздник прихода весны. Раньше, в этот день люди выпускали на волю птиц, которых в течение года держали в клетках: считалось, что это приблизит приход весны, окончательно прогонит зиму. В Беларуси известно поверье о том, что на Благовещение обязательно прилетает с юга аист - птица, которая пользуется в народе уважением и любовью. Зачастую в этот день проводили обряд Зазывания весны. Девушки деревни выходили на возвышенность и пели до сумерек песни-веснянки. Селянки верили, что, начиная с этого дня, приходил рабочий год, который принесет хороший урожай и счастье в дом. Хотя в этот день ждали прихода весны, но иногда она все же не приходила вовремя, поэтому было рано прощаться с зимой: «Да Благавешчання зіму не лай і сані трымай (Не ругай зиму и держи сани до Благовещения)». После праздника разрешалось начинать полевые работы.

На Полесье раньше существовал обычай выпекать на Благовещение ритуальную выпечку - «голепу» - с изображением лапы аиста и запрещалось кому-либо выходить на работу, копать землю, т.е. начинать сельскохозяйственные работы. Запрещалось давать в долг, чтобы на протяжении года иметь всё необходимое в своём хозяйстве.

Если в этот день погода была теплой, это означало морозную осень. Если же снег еще залежался до этого дня, то осень ожидалась теплой. Дождливый день должен принести богатый урожай, сухая погода - засуху. Считалось, что такая же погода, как на Благовещение, должна повториться и на Пасху.

Испокон веков отмечается он в Армении и армянских диаспорах как День Женщины, Матери, красоты и весны. В современной Армении - это национальный, но не официальный праздник. В этот день мужчины делают подарки своим матерям, женам, сестрам, любимым подругам. Глубочайшее почтение, свойственное армянам по отношению к своим матерям, хорошо передано в стихах Ованеса Шираза:

Мать, пахнет молоком твоим

От нашей почвы и ручьев,

От радостных родных цветов,

От свежих нив и от лесов.

Мать, пахнет молоком твоим

От звонких, чистых родников,

От розовых густых кустов,

От губ, целующих без слов.

Мать, пахнет молоком твоим

От наших вин и от хлебов,

От дерзостных твоих сынов.

]]>
7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы  (Дабравешчанне, Звеставанне) Sun, 07 Apr 2019 09:23:03 +0000
19 апреля – Пасха  дата праздника уникальна для каждого года (2) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/981-12-19-aprelya-paskha-data-prazdnika-unikalna-dlya-kazhdogo-goda-2 http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/981-12-19-aprelya-paskha-data-prazdnika-unikalna-dlya-kazhdogo-goda-2 Католический и православный праздник. Для верующих Пасха (Easter) - праздник воскресения Христа - один из главных христианских праздников. Его корни глубоки и связаны с дохристианским культом умирающих и воскресающих богов растительности, почитаемых еще в Древнем Востоке.

Идея воскресения является основополагающей в христианстве. Ее смысл - в переходе от смерти к новой жизни, от земли к небу. В день Пасхи ранняя церковь отмечала распятие Христа. С 4 века акцент был смещен на Воскресение Христово, которое взяло на себя основную смысловую нагрузку.

Конкретный день празднования Пасхи долгое время оставался причиной дискуссий. Апостольские каноны требуют отмечать Пасху через сорок дней по завершении Великого поста. Восточные христиане, следуя иудейско-христианской традиции, праздновали ее по лунному календарю - 14 нисана. В Риме Пасха праздновалась в первое воскресенье после первого новолуния по весеннем равноденствии. В связи с тем, что день Пасхи связан с лунным календарем, она является подвижным праздником, и дата ее празднования с каждым годом может давать расхождение. Вопрос был решен на I Вселенском соборе, постановившем, что Пасху «следует отмечать в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия».

Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядками. В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в костелах, продолжаются уличные представления на религиозные темы. По одной из легенд обычай красить яйца на Пасху появился в результате следующего случая. Когда Иисуса вели на распятие, ему повстречался простой человек, который нес на продажу яйца. Увидев мучения Христа, несущего тяжелый крест, человек проникся жалостью и попытался помочь Христу нести его ношу. Он поставил корзину на землю, а когда вернулся и поднял ее, то оказалось, что яйца окрасились в красный цвет. Хотя этот человек был беден, он не продал яйца, а сохранил их. Современные христиане также красят яйца и называют их крашенками. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки - возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки.

Пасху - Ostern или Воскресение Христово - немцы, как и другие христиане, отмечают в воскресенье после первого весеннего полнолуния - не раньше 22 марта, не позже 25 апреля. Пасха в Германии длится два дня: пасхальные воскресение и понедельник; оба они - государственные выходные. Первоначально древние германцы отмечали в этот день весеннее равноденствие и восхваляли богиню весны и плодородия Остару, от имени которой и пошло название праздника. Христианская церковь терпимо отнеслась к этому языческому обычаю, вследствие чего объединила данное празднество с Воскресением Христовым.

Яйцо (Osterneier), имевшее ранее значение жизни и плодородия, в христианстве стало символом новой жизни и нового завета. В Германии яйца стали освящать примерно с IV века, и уже тогда их красили в разные цвета (в основном - в красный). Другой символ немецкой Пасхи - пасхальный заяц (Osterhase). Он также позаимствован из древнегерманских культов и, по народным поверьям, несет праздничные яйца (считается, что их не могут нести обычные куры). Накануне праздника Воскресения Христова заяц прячет от ребятишек в траве, в саду, в лесу пасхальные яйца, которые дети к удовольствию родителей в дни праздника с рвением ищут. Это очень интересный и забавный пасхальный обычай Германии, напоминающий игру «12 записок».

Однако этим важным делом (крашением яиц и их прятаньем) не всегда занимался только заяц. Еще в XIX веке в некоторых германских землях эти особенности зайца были совершенно никому неизвестны. Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались животные самых разных видов. В некоторых регионах их «прятали» лисы и петухи, в других – аисты, кукушки, журавли и глухари. В Средние века пасхальный заяц подвергался гонениям, так как считался символом похотливости (у зайцев весной большой приплод), почитаясь только протестантской церковью. Сейчас пасхальный заяц – любимец всех детей. В Германии и других германоязычных странах он очень популярен. Накануне Пасхи его можно встретить везде: на шторах и полотенцах, на дверях и на окне; от шоколадного и привычной мягкой игрушки до деревянных, керамических и даже восковых. Фантазиям на тему зайцев нет счету.

И еще один важный элемент Пасхи – это венок, характеризующий просыпание природы, возрождение новой жизни. Пасхальный венок в Германии вывешивается на входные двери или окна, а можно и одновременно. Украшаются цветами, распустившимися ветками. В этот день принято святить в церкви только распустившиеся ветки. Их украшают сладостями (особенно шоколадом), фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов. Засушенные ветки хранят и используют как обереги при непогоде, грозе, болезнях.

В Польше, как и в Германии, празднуются два дня: воскресенье и понедельник. Утро пасхального воскресенья начинается с праздничной мессы в костеле, после чего поляки садятся за праздничный стол. За этим столом по традиции должны собраться все поколения одной семьи. Праздничная трапеза начинается с молитвы. Завтрак состоит из освященной пасхи, яиц, хрена, мяса и колбасы. Следующий за Пасхальным воскресеньем – «мокрый понедельник». Поляки щедро поливают друг друга водой. Водяные «бомбы», пакеты, наполненные водой, падают из окон на мостовые и головы прохожих, взрываются в вагонах метро, обливая пассажиров, но никто не жалуется, наоборот, все довольны. Считается, что вода приносит здоровье, удачу, прибыток в хозяйстве. Остаться сухим в «мокрый» день - примета крайне плохая.

В Латвии отмечается как лютеранская, так и православная Пасха. Для представителей разного вероисповедания он имеет одни и те же традиции. В церквях проходят богослужения. Предшествующий Пасхе пост заканчивается в 24.00 и по его окончании принято вкушать еду. Обязательными на столе считаются крашеные яйца и пасхальный кулич.

В Финляндии в символику Пасхи (Pääsiäsipäivä eli pääsiäinen) входят пасхальные яйца, цыплята, зайчата, жёлтые нарциссы, плевел -eli munat, koristetipuja ja- pupuja, keltaisia narsisseja, rairuoho. Традиционными пасхальными блюдами служат густая каша, приготовленная из солодовой муки (mämmi), пасхальные яйца (pääsiäismunat), пасха (pasha).

В литовских городах Вильнюсе и Каунасе ежегодно возводят Пасхальную пирамиду из 30 тысяч крашеных яиц, предоставленных как государством, так и самими литовцами. После праздника яйца распределяют между приютами и бездомными.

Пасха (католическая и православная) утверждена в официальном календаре и широко распространена на территории Республики Беларусь.

Неделя перед Пасхой испокон веков была полна забот и волнений, особенно для женщин: приготовление еды и уборка в доме с мойкой пола, стен, столов, лавок, побелкой печи, крашение яиц. В четверг все мылись в бане, в воду обязательно клали серебряную монету, чтобы быть весь год чистыми и здоровыми. В пятницу пекли черный хлеб, в субботу всю приготовленную еду складывали в плетеную корзину, чтобы освятить ее в церкви (костеле). Вечером взрослые и молодежь одевались в праздничную одежду, шли на богослужение, дома оставались только старики и дети. После окончания службы, которая проходила всю ночь, каждый хозяин старался как можно быстрее попасть домой, обогнать соседа, т.к. согласно народному поверью это должно было помочь раньше всех закончить полевые работы, вырастить лучший урожай. В белорусских городах также отправлялись на всенощную и освящали творог, пироги, крашеные яйца.

За праздничным столом сначала ели по кусочку вареного яйца, а потом все остальное. В первый день Пасхи нельзя было одалживать никому из соседей или родственников. Любимой забавой было битье и качание яиц. На следующий день ездили и ходили в гости друг к другу. Крестные родители приходили к крестникам и приносили подарки. Особенностью Пасхи на Беларуси было хождение волочебников – парней и молодых мужчин, которые прославляли в своих песнях хлебороба, его семью, его нелегкий труд. Каждая семья, к которой заходили волочебники, одаривала их хлебом, салом, яйцами, сыром и т.д. Волочебники ходили всю ночь, а под утро собирались в чьей-либо избе и устраивали всеобщее угощенье.

 

]]>
19 апреля – Пасха  дата праздника уникальна для каждого года (2) Fri, 19 Apr 2019 09:23:03 +0000
28 мая - Вознесение Христово (дата праздника уникальна для каждого года) (2) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/982-21-28-maya-voznesenie-khristovo-data-prazdnika-unikalna-dlya-kazhdogo-goda-2 http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/982-21-28-maya-voznesenie-khristovo-data-prazdnika-unikalna-dlya-kazhdogo-goda-2 Католический и православный праздник. Великий праздник Вознесения Христово (Christi Himmelfahrt) символизирует возвращение Христа на небеса к Богу-отцу и завершает его спасение Христа после смерти и возрождения. День приходится всегда на четверг, на 40-й день после Пасхи, за 9 дней до Дня Святого Духа. Вместе с Троицей эти праздники завершают пасхальный круг (пасхальное время).

Множество церквей, в том числе в Германии, используют этот день, чтобы провести богослужение вне стен церкви, потому что Бог принадлежит миру. В конце службы под открытым небом выпускают в небо голубей как олицетворение вознесения Иисуса в мир к своему Отцу (немецкий символ этого праздника) и наблюдают, пока они не исчезнут.

В немецких деревнях жива еще одна традиция. Считается, что ранним утром в Вознесение вода и растения приобретают целебную силу, поэтому именно в это время собирают травы, особенно тимьян (Thumian), солодку (Sussholz), делаются запасы травяного чая на весь год. Травяной чай у немцев - самый популярный напиток после молотого кофе, который помогает от многих болезней, в первую очередь, от болезней глаз и при простуде. Также в деревнях Германии совершаются обходы полей с молитвой о плодородии.

Плохая примета в Вознесение - дождь, особенно гроза.

В Финляндии на Вознесение (Helatorstai) непременное условие - соблюдение тишины и покоя, есть традиция зажигать святые огни (helavalkea).

 

]]>
28 мая - Вознесение Христово (дата праздника уникальна для каждого года) (2) Tue, 28 May 2019 10:21:20 +0000
31 мая (7 июня) – Троица (Пятидесятница, День Святого Духа) (дата праздника уникальна для каждого года)  http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/767-31-maya-7-iyunya-troitsa-pyatidesyatnitsa-den-svyatogo-dukha-data-prazdnika-unikalna-dlya-kazhdogo-goda http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/20-natsionalnosti/767-31-maya-7-iyunya-troitsa-pyatidesyatnitsa-den-svyatogo-dukha-data-prazdnika-unikalna-dlya-kazhdogo-goda Католический и православный праздник. День Святого Духа празднуется на 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день, когда все ученики Иисуса были в одном доме, вдруг раздался громкий шорох. Языки пламени зажженного огня засветились над головами, и апостолам открылась истина учения о Святой Троице. После этого события апостолы начали говорить на разных языках. Это разделило их и, вместе с тем, объединило, потому что теперь они смогли проповедовать христианское учение по всему миру, среди всех народов. Традиционно это событие считается началом Христианской Церкви.

Название праздника в Германии - Pfingsten - образовалось от старогреческого слова пятидесятый (fϋnfzigste) день. С древних времен в Германии этот день сопровождается плетением венков, гаданием, катанием на качелях и на лодках. Перед этим днем наводят порядок в доме и саду. Рано утром собирают полевые цветы, а также распустившиеся зеленые ветки деревьев, ценится береза. Ими украшают двор и комнаты. Букеты и венки развешивают над дверями, окнами, по углам дома, расставляют в вазы, на стол и подоконники. Во дворе украшают даже заборы. Во время празднования обычно организовывают утренние концерты, экскурсии, прогулки. Проводят традиционные встречи молодежи, фестивали песни и танцы, спортивные соревнования. Устраиваются различные шутки, например, скамейки в парке могут поменять свое местожительство (но только на время, к утру вторника они вернутся на место).

В деревнях вновь совершается обход полей с молитвами о плодородии. В этой торжественной процессии принимают участие все жители села, которые читают Евангелие. Это традиционный народный праздник, поддержанный церковью. День Святого Духа в Германии празднуется два дня. Это государственные выходные, закрепленные на федеральном уровне. Пятидесятница (Pfingstensonntag) приходится на воскресенье и Духов день (Pfingstenmontag) - на понедельник.

Существуют следующие приметы в Германии: «Если на День Святого Духа дождь, дождь будет идти семь воскресений подряд» или «Сырой День Святого Духа - к жирному (сытому) Рождеству». Традиционное приветствие - «Радостного дня Святого Духа» («Ein frohes Pfingstefest»).

В Финляндии пятидесятница (Helluntai) имеет свои традиции празднования: гадания, посещение сауны, зажжение «святых огней» (hellavalkeat).

 

]]>
31 мая (7 июня) – Троица (Пятидесятница, День Святого Духа) (дата праздника уникальна для каждого года)  Fri, 07 Jun 2019 10:21:20 +0000