Сентябрь http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr Fri, 03 Apr 2020 08:22:06 +0000 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru 1 сентября - День знаний (отмечается в России, Армении и Беларуси) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/468-1-sentyabrya-den-znanij-otmechaetsya-v-rossii-armenii-i-belarusi http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/468-1-sentyabrya-den-znanij-otmechaetsya-v-rossii-armenii-i-belarusi 1 сентября в Армении отмечают «День знаний, письменности и литературы». В этот день начинаются занятия в ВУЗах и школах, проводятся торжественные собрания и традиционный «первый звонок» для первоклассников. Армения может гордиться своими учеными. Среди них - основатель астрофизики академик СССР Виктор Амбарцумян,

физик, член-корреспондент АН СССР, один из основателей Московского инженерно-физического института Артем Алиханьян, изобретатель цветного телевизора Ованес Адамян, заместитель директора Института биохимии РАН, один из инициаторов создания ныне всемирно известного Института биохимии и физиологии микроорганизмов в Пущино Норайр Сисакян, а также филолог Грачья Ачарян, философ Павел Флоренский, знаменитая семья Орбели.

В Беларуси 1 сентября - День знаний - это увертюра ко всему учебному году. А для тех, кто идет впервые в школу, этот день особый - праздник Первого звонка, первого портфеля и первого учебника, первого букета первой учительнице. Это праздник и для студентов-первокурсников. И те и другие вступают в совершенно новую жизнь. Потому этот день для них - самый волнующий и запоминающийся.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
6 сентября - День белоруской письменности (первое воскресенье сентября) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/469-6-sentyabrya-den-beloruskoj-pismennosti-pervoe-voskresene-sentyabrya http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/469-6-sentyabrya-den-beloruskoj-pismennosti-pervoe-voskresene-sentyabrya Является национальным праздником и отмечается ежегодно. Его концепция предусматривает демонстрацию единства белорусского печатного слова с историей белорусского народа, его тесной связи со славянскими истоками, а также осмысление исторического пути письменности и печати в Беларуси. Именно в книгах, в «прыгожым пiсьменстве», в словах поэтов и мыслителей отражаются история народа, его славные дела. Белорусам есть чем гордиться - белорусская письменность имеет многовековые традиции. Просветители белорусского народа - фигуры европейского масштаба. Это и Франциск Скорина, фреска с изображением которого украшает стену Падуанского университета рядом с портретами других гигантов Возрождения; Кирилл Туровский, столпник и проповедник, оставивший нам поэтичное «Слово о премудрости». Известны также Евфросиния Полоцкая, подвижница, которая предпочла небесную мудрость золоту княжеской славы, и Симеон Полоцкий, чье творчество ученые считают не только одним из истоков белорусской литературы, но и началом русского стихосложения и театра.

Традиционно праздник проводится в городах, являющихся историческими центрами культуры, науки, литературы и книгопечатания. Впервые в 1994 году праздник проходил в древнем городе Полоцке. Затем столицами праздника стали такие исторически значимые культурные центры страны, как Туров, Новогрудок, Несвиж, Орша, Пинск, Заславль, Мстиславль, Мир, Каменец, Поставы. Ежегодно в праздничных мероприятиях Дня белорусской письменности принимают участие высшие должностные лица Республики Беларусь, руководители министерств, деятели литературы, культуры, науки, искусства, журналисты, представители посольств, аккредитованных в Республике Беларусь, зарубежные делегации.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
8 сентября - Международный день грамотности http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/470-8-sentyabrya-mezhdunarodnyj-den-gramotnosti http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/470-8-sentyabrya-mezhdunarodnyj-den-gramotnosti Международный праздник, отмечается и в Азербайджане.

По разным оценкам, в мире насчитывается 774 миллиона взрослых, не умеющих читать и писать, из которых две трети составляют женщины. Более 72 миллионов детей не посещают школу. Эти цифры служат напоминанием о том, как много еще предстоит сделать для того, чтобы обеспечить реализацию прав граждан на образование и грамотность. В общемировом масштабе борьба с неграмотностью до сих пор является важнейшей задачей. В ее решении должны участвовать все - правительства, организации системы Организации Объединенных Наций, другие международные организации, частный сектор, гражданское общество, местные группы и отдельные лица.

У детей есть больше шансов вырасти здоровыми и получить образование, когда их воспитывают грамотные матери. Умение читать и писать является мощным инструментом, позволяющим женщинам и мужчинам развивать необходимые способности и чувство уверенности в себе, что в свою очередь побуждает их более бережно относиться к своему здоровью. Таким образом, грамотность полезна не только для индивидуума, но и семьи и общества в целом.

Педиатрическая практика доказала свою эффективность в плане разъяснения важного значения овладения грамотой и оказания родителям помощи в подготовке детей к школе. Программы по распространению грамотности, предусматривающие меры по охране здоровья, могут играть такую же важную роль в создании и поддержании более здоровой окружающей среды, как и инициативы в сфере здравоохранения с компонентом грамотности.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
8 сентября - Род и Роженица    http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/471-8-sentyabrya-rod-i-rozhenitsa http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/471-8-sentyabrya-rod-i-rozhenitsa Этот славянский праздник посвящен семейному благополучию. После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы. После «похорон» начинается обрядовая охота на «лосих». Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать. Праздник заканчивается рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино) и игрищами. Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных. После праздника Рода и Рожениц наступает «бабье лето».

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
8 (21) сентября – Рождество Божьей Матери http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/472-8-21-sentyabrya-rozhdestvo-bozhej-materi http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/472-8-21-sentyabrya-rozhdestvo-bozhej-materi Католический праздник Рождества Божией Матери Девы Марии (Feast of the Nativity (Birth) of the Blessed Virgin Mary) посвящен воспоминанию рождения Матери Иисуса Христа - Пресвятой Девы Марии. В Новом Завете содержится крайне мало сведений о жизни Богородицы и событие, отмечаемое в этот день, зафиксировано только в церковном предании. В нем говорилось о том, что родителями Девы Марии были благочестивые Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна - из рода первосвященников. Дева Мария была рождена по особому обетованию Бога, данного Иоакиму и Анне, когда они уже были в преклонном возрасте. Имя Богородицы было указано ангелом, который возвестил родителям о ее рождении. Празднуя Рождество Богородицы, христиане подчеркивают, насколько важная роль отведена Деве Марии в осуществлении божественного плана спасения человечества.

Первые упоминания о праздновании Рождества Богородицы относятся ко второй половине V века. Примерно в это же время праздник был включен в церковный календарь. Рождество Богородицы является одним из великих праздников и отмечается в течение 6 дней — с 7 по 12 сентября.

Православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 21 сентября.

 

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
8 сентября - День коронации Витаутаса Великого http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/473-8-sentyabrya-den-koronatsii-vitautasa-velikogo http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/473-8-sentyabrya-den-koronatsii-vitautasa-velikogo Витаутас Великий (Great Prince of the Grand Duchy of Lithuania, 1350 - 1430), с 1392 года - великий князь Литвы, сын Кейстута. После унии Литвы с Польшей 1385 года Витаутас, опираясь на литовских и русских бояр, живших в русских областях Литвы, боролся за независимость Литвы от Польши. 4 августа 1392 года в Острове (на границе Литвы и Польши) Витаутас и польский король Ягайло заключили договор, по которому Витаутасу передавалось Тракайское княжество, и он становился фактическим правителем Великого княжества Литовского.

За короткое время Витаутас укрепил централизованную власть и ликвидировал последствия внутренних раздоров. Препятствовал объединительной политике московских князей; заключил договоры с враждебными Москве князьями тверским (1427), рязанским (1430), захватил Смоленск (1404); вмешивался в дела Новгорода и Пскова и трижды (1406 - 1408) вторгался в пределы Московского княжества. Литовские владения при Витаутасе достигали верховьев Оки и Можайска. Он отнял у татар Южную Подолию и расширил свои владения до Черного моря; упорно воевал с немецкими рыцарями. Витаутас и Ягайло были организаторами разгрома немецких рыцарей в Грюнвальдской битве 1410 года (Battle of Grunwald). В 1422 году Витаутас вернул Литве Жемайтию, захваченную орденом (1398). Опираясь на находящихся у него служилых людей, Витаутас попытался устранить удельных князей Гедиминовичей на Руси и посадить своих наместников. Упразднение Витаутасом местных княжений в Подолии, Киеве, Витебске привело к повышению политического значения литовских бояр.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
9 сентября - Осенины http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/474-9-sentyabrya-oseniny http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/474-9-sentyabrya-oseniny В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери - Земле. В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни.

Вторые Осенины отмечали 21 сентября, они совпадали с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Третьи Осенины приходились на 27 сентября.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
9 сентября - День государственной независимости Республики Таджикистан http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/475-9-sentyabrya-den-gosudarstvennoj-nezavisimosti-respubliki-tadzhikistan http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/475-9-sentyabrya-den-gosudarstvennoj-nezavisimosti-respubliki-tadzhikistan По Закону Республики Таджикистан «О праздничных днях» (редакция закона № 628 от 22 мая 1998 года) 9 сентября таджикский народ широко отмечает национальный праздник - День государственной независимости Республики Таджикистан.

В этот день в соответствии с Положением «О государственном флаге Республики Таджикистан» поднимается Государственный флаг Республики Таджикистан.

В рамках праздновании Дня независимости Таджикистана в Душанбе проходят встречи глав парламентов Ирана, Таджикистана и Афганистана. Обсуждается широкий круг вопросов сотрудничества трех персоязычных государств.

В этот день в Душанбе проходит парад, в 2006 году он был посвящен 15-летию независимости Таджикистана. Президент Таджикистана принимает поздравления от глав государств СНГ.

По случаю Дня независимости по инициативе государственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов проводятся мероприятия общественно-политического характера.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/476-10-sentyabrya-vsemirnyj-den-predotvrashcheniya-samoubijstv http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/476-10-sentyabrya-vsemirnyj-den-predotvrashcheniya-samoubijstv Международный день (World Suicide Prevention Day).

Самоубийства по самым разным причинам остаются актуальной проблемой и в Азербайджане. Международная ассоциация предотвращения самоубийств в сотрудничестве с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) проводят в этот день мероприятия, направленные на спасение жизни людей, склонных или подвергавших себя суициду. По данным ВОЗ, самоубийство является крупнейшей проблемой человечества, ежегодно суицид становится причиной смерти миллиона человек. Кроме того, самоубийство - одна из основных причин смертности в глобальном масштабе, прежде всего - среди молодежи. ВОЗ призывает предотвращать самоубийства не только с помощью специалистов системы здравоохранения, но и образования, правоохранительных органов, юстиции, религии, политики, СМИ. Случаи суицида не редки и в развитых странах, с высоким уровнем жизни населения. По данным статистики, мировым лидером по самоубийствам является Швеция, одна из самых благополучных стран в мире. Лучшей защитой общества от самоубийств могли бы быть национальные традиции, семейные ценности и другие качества, присущие каждому народу.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
14 сентября - Закрытие Сварги (Вырий) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/477-14-sentyabrya-zakrytie-svargi-vyrij http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/477-14-sentyabrya-zakrytie-svargi-vyrij Славянский праздник. Считали, что в этот день Землю покидает богиня Жива - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека, и в свои владения постепенно вступают Мороз и Зима. Заканчивается уборка урожая, и люди благодарят Живу за то, что не дала умереть с голоду, а послала плодородие на Землю. Духи Предков с этого дня не опускаются на землю. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим, поскольку по славянским верованиям, птицы способны перелетать в верхний мир (светлое небесное царство по ту сторону облаков), где живут души умерших. Вырий (или Ирий-сад) - это древнее название Рая у восточных славян. В Раю растет мировое древо (наши предки полагали, что это береза или дуб), у вершины которого обитали птицы или души умерших. Ключи от Ирий-сада были некогда у вороны, но та прогневила богов, и ключи передали ласточке. По народным легендам, в Ирий-саду у колодцев находятся места с чистой ключевой водой, вокруг которых растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки и сладко поют райские птицы. Они приготовлены для будущей жизни хороших, добрых людей.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
14 сентября - День Огненного Волха http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/478-14-sentyabrya-den-ognennogo-volkha http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/478-14-sentyabrya-den-ognennogo-volkha Славянский праздник. Огненный Волх - Бог войны у древних славян, страж Ирийского сада, муж Лели. Через отца (Индрика) он - потомок Великого Черного Змея, владыки всех темных сил, а мать его - Сыра Земля, по мифам и легендам разных народов, непременно рождала чудовищ. Когда Волх подрос, он убил своего отца Индрика-зверя, унаследовав от него власть над силами тьмы, а затем захотел покорить и небесное царство, и всю Вселенную. Молодой бог обладал не только силой, но и хитростью.

Обернувшись Соколом (кстати, Финист Ясный сокол, молодой богатырь из русских сказок, это прообраз Волха, а по некоторым источникам, о нем же идет речь и в сказках про Серого Волка), он проник в небесный сад и хотел склевать золотые яблоки, чтобы получить бессмертие и власть над Миром. Но случайно он услышал, как поет в Ирийском саду Леля, и заслушавшись ее, забыл о своем желании захватить Вселенную, что неизбежно привело бы мир к гибели. Став тайным любовником Лели, Волх не мог быть ее супругом, так как принадлежал Подземному миру и должен быть враждебен силам Света. Узнав, что Лелю по ночам навещает гость, ее сестры (Жива и Марена) истыкали иглами окно, через которое влетал Сокол-Волх. Поранив крылья, Волх вынужден был вернуться в свое царство. Леля ушла из небесного царства; за долгие годы поисков Волха она «износила три пары железных башмаков, изломала три чугунных посоха и изжевала три каменных хлеба». Когда Леля шла босиком по острым камням, она поранила ноги, и из капель крови богини Любви родились розы. Леля нашла Волха и освободила его от власти подземного мира. Враг небесного мира, грозный и властолюбивый Герой, Любовью был превращен в главного его защитника.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
14 (27) сентября – Воздвижение Креста Господня http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/479-14-27-sentyabrya-vozdvizhenie-kresta-gospodnya http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/479-14-27-sentyabrya-vozdvizhenie-kresta-gospodnya Католический и православный праздник. Праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы - места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
15 сентября - День знаний в Азербайджане http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/480-15-sentyabrya-den-znanij-v-azerbajdzhane http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/480-15-sentyabrya-den-znanij-v-azerbajdzhane Новый учебный год в школах Азербайджана начинается 15 сентября с многочисленных мероприятий, посвященных Дню знаний. Этот день был установлен Указом президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 21 августа 2004 года.

С 2004 - 2005 учебного года в I-IV классах общеобразовательных школ Азербайджанской Республики введена пятидневная учебная неделя.

День знаний в России и большинстве стран СНГ традиционно проходит 1 сентября.

 

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
18 сентября - День национальной музыки в Азербайджане http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/481-18-sentyabrya-den-natsionalnoj-muzyki-v-azerbajdzhane http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/481-18-sentyabrya-den-natsionalnoj-muzyki-v-azerbajdzhane Ежегодно отмечается в день рождения основоположника профессионального музыкального искусства Азербайджана Узеира Гаджибекова. Первая в Азербайджане и на всем Востоке опера Гаджибекова «Лейли и Меджнун» впервые была поставлена 12 января 1908 года. С этой даты берет свое начало история профессиональной национальной оперы в Азербайджане. 34-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках программы организации по проведению юбилеев выдающихся личностей и знаменательных событий приняла решение об официальном праздновании в 2008-2009 годах 100-летнего юбилея оперы «Лейли и Меджнун». Первый Фестиваль национальной музыки, стартовавший в феврале 2007 года и приуроченный к столетию первой в Азербайджане оперы, а также в целом композиторской школы страны, проходил в регионах Азербайджана: в Исмаиллах, Габале, Физули, Кюрдамире, Агсу, Ханларе, Гяндже, Геранбое, Масаллах. В концертах принимали участие государственные музыкальные коллективы.

В музыкальной истории Азербайджана незабываемы страницы, связанные с именем оперного и эстрадного певца, Народного артиста СССР Муслима Магомаева.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
18 – 20 сентября (1 - 2 тишрей) - Рош ха-Шана http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/482-18-20-sentyabrya-1-2-tishrej-rosh-kha-shana http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/482-18-20-sentyabrya-1-2-tishrej-rosh-kha-shana Рош ха-Шанá, также Рош а-Шана, Рош га-Шана (букв. «голова года», т.е. начало года) - еврейский (иудейский) Новый год. Является библейским праздником, то есть предписывается Танахом (Левит 23:23-24): «В седьмой месяц (тишри), в первый день месяца да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание». Празднуется с начала эпохи Второго Храма (к. VI - нач. V вв. до н.э.). Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней: 1-го и 2-го числа месяца тишрей (тишри), совпадающего обычно с сентябрем. Как и все еврейские даты, Рош ха-Шана наступает вечером после захода солнца. Самым торжественным моментом праздника является трубление в рог (шофар) во время синагогальной службы. Это действие истолковывают как вызов на суд или призыв к покаянию. По сложившемуся обычаю, к новогодней трапезе готовят особые блюда.

В первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни. Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую халу), над которым было произнесено благословение, в мёд, чтобы наступающий год был сладким; существует также обычай на Рош ха-Шана есть яблоки с мёдом.

Слова пророка Михи (Михея): «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:19) легли в основу обряда ташлих: после полудня (в первый день Рош ха-Шана или во второй, если первый день приходится на шаббат) евреи собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят этот стих, равно как и другие библейские тексты, покаянные гимны и молитвы. Этот обряд не упоминается в Талмуде, поскольку имеет более позднее происхождение.

Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве. Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, должны содержать 10 библейских текстов, упоминающих Господа как царя, 10 текстов, упоминающих Всевышнего как помнящего всё, и 10 текстов, в которых упоминается шофар (бараний рог), один из существенных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.

Основные мотивы Рош ха-Шана как религиозного праздника, освящающего начало года, - это раскаяние в преддверии приближающегося Судного дня и молитвы о том, чтобы наступающий год оказался благополучным и плодородным. В эти дни верующий отдаёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу.

Во многих сферах жизни Израиль начинает свой год в Рош ха-Шана. На правительственной корреспонденции, в газетах и радиопередачах «еврейская дата» указывается первой. Новогодние поздравления в Израиле также отправляют перед Рош ха-Шана, а не в последних числах декабря, как это принято в западных странах.

С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые «Дни Трепета», или «10 дней покаяния», которые заканчиваются праздником Йом-Кипур.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
19 сентября – 4 октября - Октоберфест (3-я суббота сентября) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/483-19-sentyabrya-4-oktyabrya-oktoberfest-3-ya-subbota-sentyabrya http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/483-19-sentyabrya-4-oktyabrya-oktoberfest-3-ya-subbota-sentyabrya Oktoberfest - крупнейший в мире фестиваль пива, который начинается в столице Баварии, Мюнхене, в третьи выходные сентября и продолжается 16 дней. 12 октября 1810 года, в день бракосочетания Баварского наследника престола, кронпринца Людвига I и принцессы Терезы Саксонской, на праздничные гуляния с бесплатным пивом и конными скачками были приглашены все жители города, которых собрали на большом лугу за городом. Теперь, в честь принцессы, его называют Луг Терезы (Theresienwiese). Праздник удался, и Людвиг отдал распоряжение праздновать Октоберфест ежегодно (с перерывом на 1 и 2 мировые войны).

С каждым годом к традициям прошлых лет добавлялись новые. Так, в 1811 году к скачкам добавился праздник фермеров с показом красивейших коней и быков. В 1818 были установлены карусели, качели и первые пивные ларьки. В 1881 году открылась первая и крупнейшая в мире жаровня цыплят. После Второй мировой войны фестиваль пива открылся в 1950 году, по распоряжению тогдашнего мэра Мюнхена Томаса Виммера. В 2003 году Мюнхен отметил «праздник октября» в 170 раз.

По традиции, в день открытия, ровно в 12 часов, мэр города откупоривает бочку с пивом и этим дает старт «пивному марафону». Затем по центральным улицам города начинает движение праздничная процессия. Во главе ее - «Munchner Kindi» - символ города, молоденькая девушка с большим колокольчиком в руке, верхом на разукрашенной лошади. Она одета в монашескую одежду желто-черного цвета. Рядом с ней движутся кареты мэра Мюнхена и администрации Баварии. За ними следует вереница украшенных карет и телег с пивом из всех районов Германии, прежде всего из Баварии. Кроме них в процессии участвуют колонна стрелков, артисты и исполнители фольклора, духовые оркестры, отряды в исторических униформах, а также представители всех земель Германии. В руках участников процессии - музыкальные инструменты разных районов страны, использующиеся с давних времен и по сей день. На ходу разыгрываются традиционные жанровые сценки, люди несут украшенные ветви и гирлянды.

Эта традиционная костюмированная процессия получила почетное звание самой красивой, исторически важной и лучше всего организованной в мире. Шествие всегда проходит по одному и тому же маршруту, длина которого составляет 6 километров. Он начинается в Siegestor и проходит через великолепные улицы внутреннего города к основному месту празднования - Лугу Терезы.

Другая традиция Октоберфеста - открытие гигантских пивных шатров, именуемых в народе «палатками». Каждый год их ровно 14. Первые такие «палатки» появились в 1896 году. Самая большая из них, принадлежащей мюнхенской пивной «Hofbrauhaus», располагает 11. 000 посадочных мест. У каждого шатра - своя вместимость и своя особенность. Например, в пивоварне августинцев (Augustiner-Festhalle), рассчитанной на 10. 000 человек, подают пиво из деревянных бочек, сваренное монахами. В Schottenhamel (6. 000 мест) чаще всего ходят необузданные и дикие студенты. Рядом со старейшей пивной города - пивной стрелков-арбалетчиков (Armbrustschutzenzelt) - тир с 14 стендами для стрельбы из арбалета. А в Winzerer Fahndl можно прийти и с детьми - там тихо и спокойно.

Во время пивного фестиваля открываются многочисленные пивные точки на свежем воздухе - биргартены (пивные сады). Пиво разносят официантки, одетые в старинные немецкие костюмы. Поражает выносливость этих женщин, без труда поднимающих по 3-4 литровых кружек пива, которые называются «масс». Впервые «масс» появилась в 1892 году. Интересно, что за время праздника посетители уносят с собой на память о фестивале более 70. 000 таких кружек!

О детях в дни праздника тоже не забывают. Для будущих потенциальных участников фестивалей специально строятся карусели, продается мороженое и прочие сладости. Дети катаются по детской железной дороге, ездят в повозках, запряженных лошадьми, для них устраиваются специальные представления. На каждом углу продают светящиеся рожки, сердечки, шапки с мигающими лампочками. Однако, покупают их не только дети, но и взрослые, чтобы по мигающим в темноте сердечкам и звездочкам специальная служба опознала заснувших на свежем воздухе «перебравших» гуляк. На тележках их отвезут в специальное место, где они выспятся и их заберут друзья и родственники.

Все 16 дней распития пива сопровождаются костюмированными парадами, шествиями стрелков, скачками, концертами. Танцоры в традиционных баварских костюмах с кожаными штанами отбивают чечетку «шуплаттль» тяжелыми альпийскими ботинками. О размахе праздника лучше всего говорят цифры статистики. За время фестиваля выпивается около 7 миллионов литров пива (с каждым годом этот объем увеличивается), съедается порядка 1,5 миллионов жареных цыплят и сосисок, 84 быка. Пиво, предоставляемое шестью пивоварнями Мюнхена, продается в 650 пивных местах. Дополнительно открывается 363 магазина с сувенирами. Посетителей развлекают 200 аттракционов и концертных площадок. Во время фестиваля Мюнхен посещают более 7 миллионов туристов со всех континентов земли. Сам праздник освящается в прямом эфире телеканалов различных стран мира. За все это пивной фестиваль «Октоберфест» был занесен в Книгу рекордов Гинесса как самый большой в мире праздник.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
20 сентября (третье воскресенье сентября) – День чеченской женщины http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/484-20-sentyabrya-trete-voskresene-sentyabrya-den-chechenskoj-zhenshchiny http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/484-20-sentyabrya-trete-voskresene-sentyabrya-den-chechenskoj-zhenshchiny Этот праздник учредил Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров еще в 2009 году как дань всем чеченским женщинам, которые вынесли на своих плачах все тяготы и лишения прошлых столетий. В этот день города и райцентры республики будут восхвалять имена скромных, добродушных чеченских женщин. Пройдут народные гуляния, на площадях выступят коллективы художественной самодеятельности, звезды чеченской эстрады. В школах проведут выставки подделок, а также утренники в честь матерей и сестер.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
21 сентября - День независимости Армении http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/485-21-sentyabrya-den-nezavisimosti-armenii http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/485-21-sentyabrya-den-nezavisimosti-armenii Именно в этот день в 1991 году по решению Верховного Совета Армении был проведен референдум о выходе из состава СССР, в который республика входила с 1921 года, и создании независимого государства Армения. 99% граждан, обладающих правом голоса, ответили на вопрос о выходе утвердительно. Через два дня, 23 сентября, независимость была провозглашена. Формально Республика получила независимость 26 декабря в связи распадом Советского Союза. В октябре 1991 года Левон Тер-Петросян был избран Президентом независимой Армении. В том же году Армения вступила в Содружество Независимых Государств. В 1992 году Армения вступила в ООН. С 2001 года Армения стала полноправным членом Европейского Совета, с 2002 года - Всемирной Торговой Организаци (ВТО). 21 сентября в Армении - один из самых главных праздников.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
21 сентября - День Сварога http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/486-21-sentyabrya-den-svaroga http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/486-21-sentyabrya-den-svaroga Славянский праздник. Праздник Небесного Кузнеца, Сварога. К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает мороз, влияние светлых Богов падает. Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня режут кур, а первых подают Сварогу в жертву. Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями. Братчиной (другие названия - канун, свеча) называли совместную трапезу полноправных членов общины одной деревни, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян. В основе братчины лежал благочестивый обычай - поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
21 сентября - Международный день мира http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/487-21-sentyabrya-mezhdunarodnyj-den-mira http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/487-21-sentyabrya-mezhdunarodnyj-den-mira В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия (резолюция от 30 ноября 1981 года). Изначально Международный день мира отмечался в третий вторник сентября – день открытия очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В резолюции от 7 сентября 2001 года Генеральная Ассамблея постановила, что начиная с 2002 года Международный день мира будет ежегодно отмечаться 21 сентября. В этот день озвучивается призыв хотя бы на 1 день прекратить все военные действия и почтить этот праздник во всех странах минутой молчания в полдень по местному времени. ООН использует празднование Дня мира для привлечения внимания к своей разносторонней работе в поддержку мира и для того, чтобы побудить отдельных людей, группы и общины на всей планете к осмыслению проблем мира и обмену информацией и практическим опытом деятельности по его достижению. ООН призывает все государства-члены, организации системы Организации Объединенных Наций, региональные и неправительственные организации и отдельных лиц соответствующим образом отмечать Международный день мира, в том числе путем просвещения и информирования общественности, а также сотрудничать с ООН в обеспечении прекращения огня во всем мире.

«Мир - это одна из насущных потребностей человечества, в его обеспечении состоит высшее предназначение ООН». События последних лет – война, терроризм, военные расходы, глубокие противоречия, разделяющие народы и отдельных людей во всем мире, - обусловили беспрецедентную актуальность Международного дня мира сегодня.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/488-21-sentyabrya-rozhdestvo-presvyatoj-bogoroditsy http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/488-21-sentyabrya-rozhdestvo-presvyatoj-bogoroditsy Праздник установлен Церковью в IV веке и является первым двунадесятым праздником православного церковного года (по старому стилю церковный год начинался 1 сентября).

В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара - Иоаким и Анаа. Оба супруга были праведны, благочестивы и бездетны. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу, но священник не захотел принять его даров, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим. Анна, бывшая дома, услышала об этом и о том, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню. Она пошла в свой сад, села под лавровым деревом и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила на дереве гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», - подумала Анна. Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божье и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария». В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое». Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим к храму. Там он увидел молящуюся Анну и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись, супруги вернулись домой. Через девять месяцев у Анны родилась Дочь. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился божьего благословения. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога. Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
21 сентября (3-е тишрея) - Пост Гедалии - убийство Гедалии,последнее следствие разрушения первого Храма - полное изгнание евреев изИзраиля. http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/489-21-sentyabrya-3-e-tishreya-post-gedalii-ubijstvo-gedalii-poslednee-sledstvie-razrusheniya-pervogo-khrama-polnoe-izgnanie-evreev-iz-izrailya http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/489-21-sentyabrya-3-e-tishreya-post-gedalii-ubijstvo-gedalii-poslednee-sledstvie-razrusheniya-pervogo-khrama-polnoe-izgnanie-evreev-iz-izrailya Еврейский праздник (траурный день). В еврейской истории есть четыре особо печальные даты, связанные с разрушением страны, Иерусалима, Храма и рассеянием еврейского народа. Эти дни отмечаются постом, специальными молитвами и обычаями. Хотя посты и установлены в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных евреями, но все же скорбь не является главным содержанием этих дней. Основная цель постов - пробуждать сердца и прокладывать путь к раскаянию, напоминать о дурных поступках, о событиях, которые привели к несчастьям. Размышления о грехах приводят нас на путь исправления. Общественные посты установлены для того, чтобы еврейский народ пробудился для раскаяния, вспоминая. Чтобы несчастья прекратились, каждый человек должен задуматься над своими поступками, осознать и раскаяться.

В отличие от нееврейского календаря, в котором один день сменяется другим ровно в полночь, в еврейском календаре переход от одного дня к следующему приходится на отрезок времени между заходом солнца и наступлением темноты. Поэтому день в еврейском календаре частично накладывается на два дня в нееврейском календаре и наоборот.

6 век до нашей эры был сложным периодом в истории Иудейского царства – маленькая страна находилась между двумя могучими державами: Вавилоном с одной стороны и Египтом с другой. После смерти про-вавилонски настроенного царя Иешаягу на иудейский трон сел его сын Иегоахаз. Однако египтяне заменили его своим ставленником и превратили Иудею в свою данницу. Но в 605 году до н.э. царь Вавилона Навуходоносор разгромил египтян и покорил Иудею. Долгие годы евреи мирились со своим подневольным состоянием, хотя в 598 году до н.э. Иудея выступила на стороне Египта. В ответ вавилонский царь пленил иудейского царя Иехонию и всю национальную элиту, общее число плененных составляло десять тысяч человек. Над оставшимися на родине Навуходоносор поставил наместником царя Цидкиягу. В 591 году Цидкиягу возглавил очередное восстание против Вавилона, надеясь на поддержку Египта. В 588 году Навуходоносор вновь двинулся в поход на Иудею. После двух лет осады Иерусалим пал. Навуходоносор разрушил город, первый Храм и казнил сыновей царя Седекии, положив конец 400-летнему правлению династии из рода Давида. Он убил или взял в плен большинство членов царской семьи и знати страны. Элита еврейского общества, включая главных священнослужителей, гражданских и военных, была уведена в качестве пленных в Вавилон.

Однако Навуходоносор не хотел превращать Иудею в сплошную пустыню. Людям низших сословий было разрешено остаться в Иудее, чтобы заниматься земледелием. Правителем Иудеи Навуходоносор назначил Гедалию, сына Ахикама, мудрого и справедливого человека, друга пророка Иеремии. Гедалия стал усиленно поощрять деятельность по обработке и возделыванию полей и виноградников, и еврейская община стала возрождаться. Это стало известным, и многие евреи, бежавшие во время войны в безопасные места, в соседние страны, стали возвращаться в страну. Губернатор призывал народ хранить лояльность по отношению к Вавилону и обещал мир и безопасность.

Среди беженцев, которые присоединились к Гедалии, находился Исмаил, один из царевичей рода Давида. Дождавшись благоприятного случая, Исмаил убил Гедалию, много его видных соратников, а также уничтожил и небольшой вавилонский гарнизон, находившийся в городе Мицпа, ставке губернатора. В наказание за убийство Гедалии Навуходоносор ликвидировал Иудейское царство, превратив его в вавилонскую провинцию, и увел в плен более 9 тысяч жителей страны. В итоге еврейский народ надолго лишился своего государства и национальной независимости. Евреям осталась одна возможность – бежать в Египет. Но и там достигла их рука Вавилона: несколько лет спустя Навуходоносор вторгся в Египет, разрушил его и большинство еврейских беженцев при этом погибло. В память убийства Гедалии и трагедии, которая затем произошла с еврейским народом вскоре после разрушения Первого Храма, и был установлен этот пост, называемый постом Гедалии.

Гибель Гедалии явилась последним звеном в той трагедии, главным символом которой служит разрушение Храма. Как политик, Гедалия не пытался повлиять на политическую действительность, но лишь учитывал ее, признавая право на власть сильнейшего... Он стремился сохранить остающийся на Святой земле народ, видел свою задачу в том, чтобы сохранить на Святой земле хотя бы следы еврейского присутствия. И то, что его дело провалилось, что оно было разрушено «политиками», достойно вековой скорби. После убийства Гедалии расторглась связь народа со своей землей: в тот раз всего на несколько десятилетий, но в следующий – уже на значительно больший срок.

Если этот день выпадает на субботу, пост сдвигается на воскресенье.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
22 сентября - Балтийский День единства http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/490-22-sentyabrya-baltijskij-den-edinstva http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/490-22-sentyabrya-baltijskij-den-edinstva Латышский праздник. В 1207 году Орден меченосцев захватил территории ливов, в 1214 году - земли латгалов. Целью ордена было получить военный, политический контроль над Балтией и обратить балтийский народ в христианство. 22 сентября 1236 года монахи Ордена и крестоносцы совершили разбойничий набег на Литву. Когда они с богатой добычей возвращались домой, в городе Сауле балтийский народ объединился и отразил атаку непрошенных гостей. Орден меченосцев был разбит. В битве при Сауле пал магистр ордена, было истреблено большое число рыцарей и орденской братии, а также много крестоносцев и ратников. После этого поражения Орден уже не смог сплотить вокруг себя новые силы. За 34 года своей деятельности он нанес большой ущерб: грабил, убивал, сжигал. Оставшиеся в живых меченосцы присоединились к Немецкому ордену (в русской истории он выступает под названием Тевтонского), находившемуся в Восточной Пруссии. Образовалось Ливонское ответвление Немецкого ордена, которое с тех пор стали называть Ливонским. Он неоднократно начинал военные походы против куршей и земгалов, нападая на Земгале и Курсу. Эти походы подробно описаны в Рифмованной хронике.

В Латвии этот праздник не является официальным выходным днем.

 

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
22 сентября (по новому стилю, 8-9 сентября – по старому) - Праздник Лады http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/491-22-sentyabrya-po-novomu-stilyu-8-9-sentyabrya-po-staromu-prazdnik-lady http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/491-22-sentyabrya-po-novomu-stilyu-8-9-sentyabrya-po-staromu-prazdnik-lady Славянский праздник Особый статус Лады - великой богини весенне-летнего плодородия и покровительницы свадеб, брачной жизни - обусловил множественность посвященных ей праздников: они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему и осеннему циклу праздников. В частности, именно у Лады и ее дочери Лели (Лельник) испрашивали разрешения закликать весну. Затем к богине обращались перед началом летних полевых работ. Остальные обряды были связаны с весенне-летним циклом молений о дожде, праздником первой зелени, первых всходов, первых и последних колосьев.

На праздник Красной горки, который в большей степени был посвящен Ладе, девушки вели игру «А мы просо сеяли, сеяли». Местом ее проведения был холм (красная горка). Играющие делились на две группы - одна пела о посеве проса, другая - о его вытаптывании. Вытаптывание обозначало завершение всего цикла - обмолот хлеба. Возможно, именно подобное игрище описывал летописец, отмечавший, что славяне «устраиваша игрища межю селы и ту умыкаху жены себе».

Исследователи также установили, что к Ладе обращались и для обеспечения благополучия будущего брака. Нередко именно в середине лета, к осени, принималось решение о заключении брачного союза, хотя свадьба игралась значительно позже, после окончания полевых работ. Цикл прославления богини завершался после уборки хлебов (в конце августа - сентября), поэтому последним праздником, связанным с Ладой, был праздник осеннего равноденствия.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
27 сентября - Родогощь (Таусень) http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/492-27-sentyabrya-rodogoshch-tausen http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/492-27-sentyabrya-rodogoshch-tausen Славянский праздник, который празднуют, когда собран урожай, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?». Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог. После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой - еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается. В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме. Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая заговоры. Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов, поскольку жрецы вводят себя в особое состояние равномерными ударами в бубен. Праздник заканчивается многолюдными игрищами.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
28 сентября (10 тишрей) - Йом-Кипур http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/493-28-sentyabrya-10-tishrej-jom-kipur http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/493-28-sentyabrya-10-tishrej-jom-kipur Йом-Кипýр, Йом-Киппур (евр. «День Искупления», на русский язык обычно переводится как «Судный День») - в иудаизме: один из самых важных праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей (тишри) по лунному иудейскому календарю, завершая «10 дней покаяния». Название «Йом-Кипур» (в ашкеназском произношении - Йом-Кúпер) - термин средневековой раввинистической литературы; в Торе и Талмуде он называется Йом ха-Киппурим, а в мидрашах иногда - просто киппур.

Йом-Кипур считается наиболее святым и торжественным днём в году, его основная тема - искупление и примирение. Согласно предписаниям иудаизма, в этот день запрещены не только работа (как в субботу, и в другие праздники), но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и супружескую близость. Пост - полный отказ от еды и питья - обычно начинается за полчаса до захода солнца в канун праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки.

На вечернее богослужение мужчины надевают талес (это единственный раз в году, когда талес надевается на вечернюю службу). Литургия Йом-Кипура начинается с произнесения молитвы «Коль нидрей», которая должна быть прочитана до захода солнца, после чего читается маарив (вечерняя молитва), включающая в себя дополнительные молитвы - слихот. Некоторые религиозные иудеи остаются в синагоге на всю ночь, читая псалмы, славословия и различные молитвы. Пост в Йом-Кипур соблюдают и многие светские евреи, обычно не соблюдающие другие религиозные законы. Многие из них посещают в этот день синагогу, поэтому число посетителей в синагогах в этот день может возрастать в два-три раза.

Для выполнения обычая «капарот» (обряда искупления), который очень важен в дни перед Йом-Кипуром, берут курицу (для женщин) или петуха (для мужчин), совершают обряд и относят к шойхету (резнику), а затем дарят бедным примерную стоимость птицы. Среди традиций, принятых даже в светской среде накануне Йом-Кипура - пожелание «хорошей записи» (в Книге Жизни), «лёгкого поста» и обычай просить прощения у всех.

В Израиле публичное нарушение Йом-Кипура (например, приём пищи или вождение автомобиля) даже среди светских евреев не принято. В этот день дороги пустуют (за редкими исключениями - например, машины скорой помощи), поэтому дети, родители которых не приучают к соблюдению религиозных традиций, свободно ездят по улицам и шоссе на велосипедах. В Израиле в этот день не работают теле- и радиостанции, общественный транспорт и аэропорты.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
29 сентября - День Микеля, Михайлов день http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/494-29-sentyabrya-den-mikelya-mikhajlov-den http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/494-29-sentyabrya-den-mikelya-mikhajlov-den Отмечается в Латвии, Германии, финнами-ингерманландцами.

Католический праздник святого Михаила (Feast of the Archangel Michael) или День Микеля (у разных народов Европы - Михеля или Маттиса) - традиционный базарный и торговый день окончания всех летне-осенних работ (старинный германский обычай). В средние века праздник считался обязательным, но с восемнадцатого века постепенно утратил свое торжественное значение. В католической церкви существует ещё ряд праздников, связанных с архангелом Михаилом:

  • в честь явления архангела Михаила 8 мая 494 года на Монте-Гаргано;
  • в честь его заступничества в войне против лангобардов 8 мая 663 года. Праздник в честь этой победы распространился на всю католическую церковь и получил название «Явление святого Михаила».

Почитание Архангела Михаила издревле было связано с верой в торжество добра над злом. В иконографии Михаил часто изображался как воин-защитник, покровитель народа Божьего в его борьбе за свободу. С Архангелом Михаилом связываются важные библейские эпизоды. Отцы Церкви учат, что именно Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни. В Ветхом Завете Архангел Михаил выступает главным образом как военный покровитель избранного народа израилева. Казалось бы, воинская функция святого Михаила должна была перейти и в христианскую традицию. Однако этого не произошло. Не потому, что у древних христиан не было святых покровителей воинства, но эту роль выполняли преимущественно мученики: святые Георгий, Теодор, Диметрий и др.

Святому Михаилу молились о здоровье. Вероятно, это связано с тем, что Архангел Михаил воспринимался как победитель злых духов, которые считались источником болезней. Во Фригии (в древности страна центральной Малой Азии), где в основном складывалось почитание святого Михаила, его значение как ангела-исцелителя также затмило воинский образ. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвященные святому Михаилу. Наиболее известен источник в местечке Херотопа, недалеко от Колосса, по легенде, сотворенный самим Архангелом, где каждый немощный, искупавшись и воззвав к Пресвятой Троице и святому Михаилу, получал исцеление.

Святого Михаила почитают как своего небесного заступника больные, умирающие, а также медики и водители «скорой помощи». Он также является покровителем моряков, военных, полицейских и, конечно, рыцарей Церкви.

В Ирландии в средние века авторитет архангела Михаила не уступал авторитету Богоматери: обращение к Михаилу регулярно сочеталось с обращением к деве Марии, причем, могло стоять даже на первом месте: «Святой Михаил, молись за нас, Святая Мария, молись за нас...». Эта роль святого Михаила, как посредника между Богом и человеком, отражена в некоторых изображениях Страшного суда, где архангел Михаил на весах правосудия взвешивает души умерших.

Архангел Михаил - персонаж Нового Завета, победитель Сатаны, - считается покровителем немецкого государства. В соответствии с народными верованиями он появляется преимущественно на горных вершинах, то есть в тех местах, где в годы язычества обитал верховный бог германцев Один (Вотан). Изображение архангела, начиная с IX века, неизменно присутствует на боевых знамёнах. Существует легенда, что победа при Лехфельде в 955 году была одержана благодаря вмешательству Архангела на немецкой стороне (апокалиптическая битва Михаила с сатаной воспринималась, как «первое деяние воинской и рыцарской доблести»). В этой битве у города Аугсбурга Оттон Великий нанёс сокрушительное поражение мадьярам, что существенно ослабило постоянную угрозу созданной им Священной Римской империи германской нации (возникла в 962 году, когда Оттон был коронован в Риме папой Иоанном XII как император) со стороны воинственных венгров. В немецком искусстве имеется тенденция проведения параллели между архангелом и победителем червя-дракона легендарным национальным героем Зигфридом.

В Старой части города Риги в этот день проводят веселую ярмарку, из всех уголков Латвии свозят ароматные и вкусные яблоки. В центре отдыха «LIDO Atputas centrs», одного из самых больших срубных построек в Европе, проходит специальная праздничная программа с живой музыкой. С этим днем связано много народных примет. Если 29 сентября ночь морозная, то и зима будет морозной. Если листва на деревьях держится до Дня Микеля, то будет холодная весна. Если в этот день погода хорошая и солнечная, то лето следующего года тоже будет хорошим.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000
30 сентября - День святого Григория, Просветителя Армении http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/495-30-sentyabrya-den-svyatogo-grigoriya-prosvetitelya-armenii http://test.pskovbook.ru/etnomir2020/sentyabr/495-30-sentyabrya-den-svyatogo-grigoriya-prosvetitelya-armenii Святой Григорий Просветитель - первый епископ (католикос) Армении. Его отец был подкуплен персами, убил армянского царя Хосрова и за это был казнен. Всю семью убийцы ожидала та же участь. Спасся только самый младший, нареченный вскоре при крещении Григорием. Кормилица-христианка успела унести мальчика в Кесарию Каппадокийскую, где тот крестился и получил христианское воспитание. Григорий вырос и, чтобы загладить позор своего отца, поступил на службу к сыну убитого им царя - Трдату. Когда Трдат узнал, что Григорий - христианин, то приказал жестоко мучить его, а потом бросить в ров на голодную смерть. Однако одна благочестивая женщина подкармливала Григория, и таким образом он прожил во рву 13 лет.

К этому времени царя Трдата охватило безумие. Исцелил его Григорий. После этого чуда царь Трдат крестился сам и в 301 году придал христианству статус государственной религии. А святой Григорий получил сан епископа и прочно утвердил христианство в Армении. В 331 году, незадолго до своей кончины, святой Григорий передал епископскую кафедру своему сыну, и удалился в уединение.

Еще многие поколения католикосов Армении происходили из славного рода святого Григория Просветителя. До сих пор Армянскую Апостольскую Церковь в честь этого святого называют еще Григорианской. Согласно древней легенде, святой Григорий Просветитель установил на вершине Арагаца (Алагеза) вечную лампаду - источник света и надежды. В тяжелые моменты своей истории взоры армян устремляются к Арагацу, и это придает им сил и надежды.

 

]]>
Сентябрь Thu, 24 Oct 2019 05:25:01 +0000