В начале ХХ века на предприятие пришел работать племянник Маргарете Штайф Рихард, закончивший к тому времени Школу изобразительных искусств в Штуттгарте. В поисках идей для создания моделей новых игрушек он дни напролет проводил в зоопарке неподалеку от Гингена, наблюдал за животными и делал зарисовки. В 1902 году по эскизу Рихарда Штайфа был сшит первый в мировой истории плюшевый медвежонок, у которого двигались лапы и крутилась голова.  Чтобы защитить фирменные изделия от подделок, второй племянник Маргарете, Франц Штайф, предложил пришивать к ушам игрушек пуговицы с бирками. Метод сработал. Американские и европейские покупатели начали искать немецкие оригиналы, игнорируя низкокачественные копии. К 1907 году мануфактура производила почти миллион игрушек в год.

Игрушка имела фантастический успех на международных торговых ярмарках. Позднее медвежонку придумали имя - Тедди. Почему Тедди? В честь президента Соединенных Штатов Теодора Рузвельта, который всегда обожал охоту на медведей, но однажды, по рассказам очевидцев, увидев в лесу маленького медвежонка, опустил ружье и больше никогда не стрелял в животных.

Марка Steiff постепенно приобрела мировую известность. Спрос на плюшевых мишек рос чуть ли не с каждым месяцем. К концу первого десятилетия ХХ века Steiff начал выпускать ежегодно более миллиона экземпляров. Появлились все новые и новые модели медвежат: в шапочках и кепках, с шейными платочками, в штанишках и юбочках, в очках, на самокате, с книжкой в руках... Разнообразие невероятное! Сегодня в фирме Steiff работают больше десятка дизайнеров. В ассортименте сейчас 700 различных моделей. Но по-прежнему основной продукт - медвежонок Тедди. Несмотря на то, что плюшевый мишка был создан изначально для детей, на сегодняшней день среди любителей продукции фирмы очень много взрослых-коллекционеров.

Ещё одна известная мягкая игрушка, которая появилась в Германии – Вальдорфская кукла. Это особая педагогическая кукла, используемая в вальдорфской системе образования. Иногда этих кукол называют также «штайнер-куклы» по имени основателя вальдорфской школы Рудольфа Штайнера. Первая такая официальная школа появилась в 1919 году, положив начало активному развитию штайнеровского педагогического движения по всему миру. Рукоделие и создание игрушек своими руками, являются одной из важнейших практик в штайнеровском учении.

Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды — хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос — хлопковая или шерстяная пряжа. Куклы шьются мастерицами и детьми вручную, по особой технологии, чаще без использования швейной машины. Вальдорфские куклы и животные созданы на основе народных европейских текстильных игрушек.

Куклы Штайнера являются упрощенными моделями настоящих людей и животных без излишней детализации. Тела кукол пропорциональны в зависимости от возраста, который имитирует конкретная кукла, то есть кукла, младенец имеет пропорции схожие с младенцем, а кукла взрослого пропорциональна фигуре взрослого человека (например, в кукольных спектаклях). Вальдорфские животные напоминают реальных животных, позволяя ребенку в процессе игры знакомиться с базовой анатомией разных живых существ их отличиями от людей. Таким образом, играя с ними, ребёнок воспроизводит не искаженную картину мира. Малыш сам может представить любую эмоцию, ведь определенных черт лица у куклы нет, что развивает воображение, фантазию и учит ребенка свободно выражать свои эмоции – смеяться и плакать вместе с куклой.

Каждая кукла индивидуальна. Общими чертами являются плавность форм, пластичность куклы. Лицо изображается условно: глаза точками, рот — небольшим полумесяцем. При этом лицо прорабатывается тоже в соответствии с возрастом ребёнка, которому кукла предназначена: для простых кукол — это просто гладкий шар, без прорисовки лица; для более «взрослых» лицо рельефно — глаза в углублении, носик выступает. Могут даже прорабатываться носогубные складки и подбородок. У куклы нет жёсткого образа, она ничего не навязывает ребёнку, наоборот, вальдорфская кукла стимулирует детское воображение.

(Каждая вальдорфская кукла уникальна, поскольку создается для каждого конкретного ребенка в соответствии с его персональными особенностями, внешностью, характером и темпераментом. По мере роста ребенка, усложняется и создаваемая для него и с его участием кукла).

В зависимости от возраста ребёнка выделяют несколько видов вальдорфских кукол:

  • «Кукла-бабочка», предназначенная для малышей до года, представляет собой мягкую легкую куколку с вшитыми бубенчиками, на лице которой отсутствуют глаза и рот. Особое внимание тут уделяется округлой головке и вольному расположению тела, рук и ног в пространстве.
  • Кукла с более оформленным телом, предназначенная для малышей от года. В этот период ребенок начинает отождествлять себя с куклой, поэтому она должна ему функционально соответствовать. К ним относятся куклы-подушки, которые в народе называются «спальными куклами». У них тело мягкое, плотно набитое для того, чтобы кукла могла сидеть и сгибать конечности.
  • «Кукла-подружка», предназначенная для детей двух-трех лет, представляет собой куклу большую по размерам: от 20 до 50 см, одетую в штаны, платья, кофты, носки и ботинки.
  • Игровые куклы для детей от 4-х лет, не более 20 см в высоту. Их должно быть много, в разной одежде для сюжетно-ролевых игр.

Вальдорфские куклы подходят для сюжетно ролевых игр. Малыш с увлечением придумывает себе какую-либо роль и играет, ведомый своей фантазией. Самый основной сюжет в игре - это «семья», и кукла для ребенка становится членом этой «семьи», за которым он ухаживает. Игрушка используется психологами в качестве дидактического материала.

Такую куклу можно купить в магазине или сшить самим. В интернет магазинах можно найти множество наборов по изготовлению своей вальдорфской куклы.

Задания для детей, изучающих немецкий язык.

  • При изучении с детьми темы «Игрушки» возможно предложить им вместе с родителями сшить своими руками куклу, а по окончании работы назвать по-немецки части тела, элементы одежды, а также рассказать о том, что эта кукла умеет делать.
  • А вот какое замечательное стихотворение на немецком языке о кукле можно выучить с ребятами:

           Meine Puppe ist noch klein.

          Sie ist schön und immer rein.

          Meine Puppe heißt Konstanze.

          Sie kann singen, sie kann tanzen.