Лицея день заветный.

«В Москве на Немецкой улице 1,

родился человек,

которому суждено было

прославить свою родину

и стать её славой».

Иннокентий Анненский

Этого человека звали Александр Сергеевич Пушкин, он же Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин.

В небольшой, но уютной гостиной-зале собралось много народу. Люди стояли маленькими и большими группами. Губернаторы, советники, генералы, полковники, директора, путешественники, поэты, издатели, композиторы.

Что общего у людей разных профессий? – спросите вы. Крепкая дружба, сохранившаяся с Царскосельского лицея и продолжающаяся на протяжении всей жизни.

Я подошла к знакомым писателям. Они громко шутили и смеялись.

- Вот познакомьтесь, - обратился ко мне самый весёлый из компании, указывая на незнакомца.

На меня смотрели ясные тёмно-серые с синеватым отливом глаза, в которых отражался ум. Насмешливая, но приятная улыбка мужчины с большим открытым лбом и длинным носом.

- Многоуважаемый и всеми любимый Пушкин Александр Сергеевич, - представил мой друг незнакомца с удивительными глазами.

Признаться честно, раньше я не очень интересовалась поэзией, стихами и творчеством Александра Сергеевича. Поэтому была удивлена нашей дальнейшей дружбе. Александр оказался интересным собеседником, с которым хотелось говорить, обсуждать и узнавать новое. У нас много общего. Мы провели не один час в беседе и не заметили, как пролетело время.

Александр Сергеевич хитро улыбнулся и предложил прогуляться до шумного круга лицеистов.

- Кюхельбекер глух на одно ухо, - между прочим произнёс Александр.

Неужели придётся кричать, чтобы быть услышанной? – испугалась я. Но как же тогда с ним общаются друзья? Александр Сергеевич будто прочёл мои мысли и рассмеялся.

- Не волнуйтесь. Виленька, встанет, так чтобы не пропустить ни одного слова.

Я улыбнулась. Что-то волнительно мне перед знакомством с лицеистами. Какие они? Как Пушкин, лёгкие и живые в общении? Или зазнавшиеся личности, смотрящие на всех свысока.

- Умоляю вас, помилуйте, - прослезился Александр. - Улыбнитесь. Никто вас кушать с солью и маслом не собирается.

Я хихикнула. Действительно, чего испугалась. А Александр Сергеевич между тем продолжил заочно знакомить меня с друзьями:

- Дельвиг близорук. А Пущин из семьи, где двенадцать детей. Присмотритесь, что общего у меня с этими людьми?

- Лицей, один возраст, - неуверенно предположила я.

- Хм, удачная догадка. Только лицей на себя не оденешь.

- Вот и первая подсказка, - обрадовалась я и едва не захлопала в ладоши.

Долго морщила лоб и хмурила брови. Обсматривала нового друга, выискивая, посторонние, но бросающиеся в глаза предметы. Ничего не находила. Мы как раз остановились возле дружной компании.

- Чугунные кольца. Мы все чугунники. Символ дружбы, - наконец сжалился надо мной Александр Сергеевич, раскрывая тайну.

Мужчины протянули руки и показали кольца, надетые у каждого на палец.

- Кольца изготовили из колокола, который созывал нас на занятия, - объяснил один из мужчин, и приветливо улыбнулся. - Позвольте представиться Яковлев Михаил. Староста. Друг Саши, наш друг.

Видно, что Михаил ответственный человек и доводит дела до конца. Вот и сейчас усевшись на стулья, расставленные полукругом, староста принялся рассказывать о лицейских временах и юности с любовью и трепетом. Глаза Михаила сверкали и лучились теплом.

Александр Сергеевич попросил друзей толкнуть Антона Дельвига, который тихонько посапывал на последнем стуле, не смотря на праздник. Мужчины по-доброму засмеялись.

- Антон и в учебные годы предпочитал отдых шумным играм, - пояснил староста.

- А помните, Антон уснул под кафедрой, не выучив урока?

- Что ни говорите, но Антон первый опубликовался и отнёс мои стихи в печать, - заступился Александр Пушкин за товарища.

- Для гимна были взяты мои стихи, - спокойно отозвался Дельвиг.

Староста указал на невысокого мужчину с пышными усами.

- Вольховский Владимир - первый ученик. Большая золотая медаль. Перевёлся в Царскосельский лицей из Московского университетского пансионата, как лучший ученик.

- Воспитывал в себе выдержку и железную волю, - кивнул с улыбкой Владимир. - Одним словом Суворочка.

- Князь Горчаков Александр, не пропускал не единой новики в одежде и с каждым находил общий язык, что не помешало ему окончить лицей с малой золотой медалью, - продолжил староста представлять лицеистов.

Сидя на стуле и слушая рассказ старосты о лицеистах, не могла не отметить гордость за каждого из них. На устах Михаила Яковлева нет-нет, да расплывалась задорная улыбка. Он вспоминал былые времена и юношеские забавы. Мне же было интересно узнать, кем были в детстве эти выдающиеся личности, и я с трепетом слушала, боясь пропустить хоть одно слово.

Матюшкин Фёдор проделал несколько кругосветных путешествий. В честь его назвали мыс в Северном Ледовитом океане в Чаунской губе.

Ломоносов Сергей перевёлся из Московского благородного университетского пансионата. Умный, хитрый и ловкий, отчего и получил прозвище Крот. Окончил лицей с серебряной медалью.

Корсаков Николай первым выпустил литературный рукописный журнал «Неопытное перо». Писал юмористические стихи, играл на гитаре, сочинял музыку и песни.

Малиновский Иван любитель пословиц и поговорок. Добрый, весёлый, искренний и свободолюбивый. Сын директора лицея. Учился наравне со всеми, никаких поблажек, ни от папы, ни от учителей не получал.

- Тырков Дмитрий виновник сорванного торжества.

Лицеисты засмеялись.

- Всё же праздник прошёл удачно, и мы повеселились, - насупился Дмитрий, чем ещё больше рассмешил собравшихся.

- Мы с Малиновским Иваном сварили гоголь-моголь в самоваре, - перехватил рассказ Александр Сергеевич. - Дмитрий, испробовав напиток, оживился и устроил шумную беготню.

- Конечно, бегали все, но Дмитрий оказался самым бодрым и весёлым. Гувернёры и инспекторы призвали к порядку, и пришлось сдаваться с повинной, - поведал, пожимая плечами Малиновский Иван.

- Друзей не выдали. К чему? Мы затеяли, нам и отвечать, - пояснил Пушкин.

- За это ребятам в личное дело должны были внести нарушения. Но или запамятовали или пожалели, - развёл руками староста, качая головой.

Не поняла я, сожалел он о том, что так и не записали о поступке в личное дело лицеистов или вспоминал с опасением до сих пор о далёком случае. Ведь, его как старосту, могли не только сильнее всех отругать, что не углядел, не предотвратил дебошир, но и снять с поста.

- Зато о стоянии на коленях во время молитвы не забывали, - вздохнул Иван и вывел меня из задумчивости. Я даже хмыкнула. Столько лет прошло со времени учёбы, а они до сих пор лелеют обиды и не забывают проделки друг друга.

- Илличевский Алексей, - вернулся староста к знакомству друзей, - остряк и в одно время соперник Пушкина. Помог Александру исправить и закончить первое юношеское стихотворение. Рисовал карикатуры в журнале «Лицейский мудрец», издаваемый Константином Данзасом.

Кюхельбекер Вильгельм закончил с серебряной медалью частный пансионат в Эстляндии и поступил в Царскосельский лицей и опять окончил с серебряной медалью.

Пущин Иван первый и бесценный друг Александра, и любимец всех лицеистов.

- Помню, как сейчас двенадцатилетнего мальчишку с кудрявой головой и восторженным любопытным взглядом, - поведал Пущин, глядя на друга. - Он прочитал и знал больше каждого из нас вместе взятых. Но не важничал и не хвастался знаниями перед мальчиками. За это я его уважал, - важно произнёс Пущин.

Я улыбнулась. В глазах Ивана теплилась нежность по отношению к другу. Дружба на века. Дружба, которая не истёрлась за годы.

- Бакунин Александр, сын директора Академии наук. Его сестра Катерина Павловна, не обучалась в Царскосельском лицее, но частый и любимый гость.

- Моя первая любовь, - протянул и расцвёл, как роза на солнце, Александр Сергеевич и подошёл к привлекательной девушке.

- Молодой Пушкин был покорён Катериной. Он каждую свободную минуту проводил у окна в томительном ожидании, завидев вдалеке знакомую девичью фигуру, бежал по лестнице, - кто это сказал, я не обратила внимания, наблюдая за красавицей Катериной. - А внизу делал вид, будто вышел случайно, - лицеисты негромко хихикнули.

- Стеснялся, - подтвердил поэт.

Я задумалась, рассматривая лицеистов. С любовью в глазах они рассказывают друг о друге. Их дружба прошла через всю жизнь. Каждый год они собираются 19 октября, чтобы увидеть и узнать новости о друге детства.

Мило и трогательно.

***

После встречи лицеистов Александр уговорил меня, поехать с ним в Санкт-Петербург, обосновав своё решение незаконченным разговором. По дороге Александр продолжил повествовать о детстве:

- Моя весёлая пора детства началась с семи лет. Каждое лето я проводил у бабушки Марии Алексеевны в деревне Захарьина. Ей удалось прогнать скуку, и застенчивость из моей души. Бабушка, добрый умный рассудительный человек. Она же научила писать и читать меня на русском языке.

На просторе полей и лесов я превратился в проворного непослушного мальчика. Ни уговорами, ни лаской я не поддавался укрощениям. На глазах шокирующих родителей перепрыгивал через стулья и упражнялся в броске мяча. Убегал в берёзовую рощу, становясь могучим богатырём, непобедимым и бесстрашным. Защищал бабушкину усадьбу и сражался со злыми силами.

Александр Сергеевич улыбнулся. Прикрыл на секунду глаза. В его памяти всплывали яркие моменты из детства.

- Няня Арина Родионовна - добрый гений. Её речь насыщена пословицами и поговорками. Оставаясь вдвоём с няней, я с нетерпением ждал новую сказку. Слушая её певучий голос, забываешь обо всём на свете. Она описывала ослепительно-зачарованный мир народной фантазии. Рассказывала бесконечное число песен и сказок. Сколько она знала! – воскликнул Пушкин.

Вот такое детство должно быть у каждого ребёнка. Счастливое и разнообразное. Тёплое и волшебное. Переполненное чудесами, сказками, пословицами и, конечно же, тёплыми пирожками.

- Свой вклад в моё воспитание так же внёс дядя Никита Козлов. Он водил меня на народные гуляния, где я познакомился с чудесной речью, грамотного языка, не знающего письма.

***

В Петербурге нас встретили родители Александра, сестра Ольга и брат Лев.

Мама Надежда Осиповна внучка Ганнибала Абрама Петровича. Того самого, который «Арап Петра Великого», по происхождению был африканцем, эфиопцем.

Папа Сергей Львович из старинного дворянского рода. Имена предков Пушкина не раз можно встретить на страницах русской истории.

Брат Сергея Львовича, Василий - известный поэт.

В доме Пушкиных частые гости Николай Михайлович Карамзин, Василий Андреевич Жуковский. В доме было всегда шумно, весело и громко.

За обедом подали любимые блюда Александра: запечённую картошку, клюкву в сахаре и Калью с огурцами. Последнее блюдо состояло из курицы, копчёной грудины, острой колбаски, шпината, сельдерея, морковки, чеснока, репчатого лука, огуречного рассола и гренок белого хлеба. А вот обещанных по названию огурцов не было. Тогда почему калья с огурцами?

Спрашивать из вежливости, даже скорее из нежелания показаться неграмотной, я не стала. Куда как любопытней разузнать о семейном укладе Пушкиных, их увлечениях и друзьях.

Ольга, старшая сестра и подруга по увлечениям, поведала, что по ночам младшего брата можно было отыскать в книжном шкафу. Ого! Он, с единственной свечкой, перечитывал папину французскую литературу. Так же, Ольга являлась единственным зрителем французских комедий поставленных братом.

Слушая, я задумалась, многие современные молодые люди и девушки хотят достичь высот в… Да много в чём. На сцене, в жизни, в карьере. Но многие ли с таким же упорством, как Александр Сергеевич достигали цели, шли напролом к своей мечте, не смотря на преграды, отказы, возгласы завистников. Нет! Большинство отступали, сдувались, бросали начатое дело. Возможно, даже не начинали. Давили замечательную идею на корню, в зародыше. Эх, сколько не реализованных идей витает в эфире, дожидаясь своего часа.

Есть чему поучиться у Пушкина. Чего-чего, а отважного взгляда на будущее ему не занимать.

Ленью ничего не добиться. Об этом не надо забывать!

За столом не прекращался разговор. Дядя припоминал курьёзные случаи. Мама нежно улыбалась сыну. Папа рассказывал:

- Как Саше не заразится творчеством? Поэзия окружала наших детей со всех сторон. Пронизывала дом снизу вверх, вдоль и поперёк. В нашем доме постоянно были гости, читались стихи…

- Папа любил удивить красивым стихом, - кивнула Ольга.

- Пример заразителен, - подтвердил Сергей Львович. - Александр стал писать. Не смотря на критику и смешки, задевающие самолюбие маленького мальчика.

Я согласна кивала. Дети во многом подражают родителям. Кем стал бы Александр Сергеевич, не будь его папа стихотворцем. Не сочиняй он стихи и, не устраивай тематические вечера. Действительно, как самому не взяться за перо. Не заразиться прекрасным словом и не возжелать стать успешным и прославленным.

Затем родители перешли к рассказу о домашнем обучении их сына. Как оказалось, маленький Саша не нашёл общий язык с учителями и гувернёрами. Вернее, не сложилось у взрослых с ребёнком. Они не смогли отыскать правильный подход. Мальчику было неинтересно их слушать. Он сам мог рассказать, куда больше и в увлекательной форме.

Как часто, мы взрослые не хотим пойти на уступку малышу, придерживаясь натоптанных тропинок. А как чудесно бывает, свернуть в неизвестность и очутиться в сказочном месте. Пройтись босиком по песку, зачерпнуть ледяной воды, и даже попробовать на вкус сосульку. Ведь мы, взрослые, все через это прошли, а своим детям и подопечным запрещаем. Как же так? Несправедливо!

Надежда Осиповна и Сергей Львович между собой вспоминали разные истории: «а помнишь…», «а тогда». Василий Львович и Ольга вставляли, добавляли:

- Лев поступил в Благородный пансион при Лицее. Он часто виделся с Сашей. Лёвушка очень любил старшего брата, знал наизусть все его стихи.

Лев Сергеевич глубокомысленно покивал.

- Это было накануне рождества, я приехал домой на одну неделю. Родители приняли меня, как самого почётного гостя. А возвращаясь в лицей, думал, что еду домой из гостей, - поделился Александр Сергеевич.

Разговор плавно перешёл на переводные экзамены. Как Саша, стоя перед комиссией, читал стихи. Державин поднялся из-за стола, чтобы пожать руку молодому талантливому поэту, но Саши уже и след простыл. Его захватили эмоции. Он выбежал из зала и слышал, как зрители аплодировали и восхищались успехом стихотворца.

***

После обеда Пушкин захотел показать мне Царское село и вспомнить детские года.

- Город почти не изменился, - испытал радость поэт. - Давно здесь не был.

На широких улицах попадались невысокие домики с фонтанами и живописными деревьями.

- Город неповторимо прекрасен, - восхищался Александр Сергеевич.

Мы вошли в здание лицея. Поэт осмотрелся по сторонам и произнёс:

- 2060 дней вне дома, - помолчал и добавил. - Во время учёбы на географических картах не было Антарктиды.

Вот так и узнаёшь, что Земля не всегда имела форму шара, на ней не было самого холодного материка и возможно, динозавры – вымысел. А вдруг?

Мы прошлись по первому этажу. Здесь разместились хозяйственное управление, квартиры инспекторов и губернаторов. На втором этаже - гардеробная, столовая, буфетная, больница с аптекой, малый конференц-зал и канцелярия. На третьем, находится большой зал, классы, физический кабинет.

Мы вошли в зал. Александр встал, на то место где он рассказывал стихи во время первого экзамена.

...О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

***

- К началу октября 1811 года закончились приготовления в лицее. Мебель приведена в порядок. Для воспитанников сшили форменную одежду, - припомнил Пушкин.

Мы дошли до библиотеки. Александр взял книгу и подошёл к окну.

- До сих пор помню содержание каждой, - он поставил книгу обратно. - В библиотеке и газетной комнате мы читали вслух журналы и газеты, новые стихи. Вели обсуждения на разные темы, спорили и высказывали своё мнение.

Поднялись на четвёртый этаж, где расположены комнаты-спальни. Прошли по длинному коридору. В каждой двери окошечко с сеткой и занавеской. Над одной из дверей чёрная табличка с надписью:

N 14.

Александръ Пушкинъ.

- Сижу за решеткой в темнице сырой...- продекломировал поэт первую строчку из своего стиха «Узник».

Александр Сергеевич открыл дверь и зажёг свечу, оглядев помещение. Я замерла на пороге. Это не просто комната, это комната уединения, вдохновения и посещения музы. Здесь маленький мальчик сочинял стихи, придумывал поэмы или просто смотрел в окно. О чём он думал? О доме, родителях, сказках, детских приключениях, о первой любви. Или обо всём сразу?

В комнате стоят узкая железная кровать со свежим одеялом, умывальный столик с зеркалом, комод, стул, конторка. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами. Александр прикоснулся к конторке и заглянул в зеркало.

…Когда все в Лицее уже спали, Саша вёл вполголоса разговоры с другом Иваном Пущиным, через невысокую перегородку. Они говорили о товарищах, об учителях, о прожитом дне с его несчастьями и весёлыми мгновениями.

- Рассудительный и справедливый Иван не раз успокаивал мои эмоции, гнев, несдержанность, - прошептал Александр, будто боясь, что услышит дежурный дядька, который изредка постукивал в дверь, призывая соблюдать тишину.

Александр присел на кровать и признался:

- Последний раз я плакал, когда гувернантка сестры выхватила тетрадь с начатой поэмой и отдала моему гувернёру Шеделю. Как он хохотал, - Пушкин выдержал минуту молчания, проживая период заново. - Я сжёг тетрадь в печи...

Как часто мы раним своих детей. Безразличием, гневом, плохим словом. Как мало им надо: улыбку, похвалу, понимание.

***

Распорядок в Лицее был твёрдым.

6. 00 - Подъём, утренняя молитва

7. 00 - 9. 00 - занятия «класс»

9. 00 - чай

До 10. 00 - прогулка

10. 00 - 12. 00 - класс

12. 00 - 13. 00 - прогулка

13. 00 - обед

14. 00 - 15. 00 - чистописание или рисование

15. 00 - 17. 00 - другие уроки

17. 00 - чай

До 18. 00 - прогулка. Повторение уроков вспомогательный класс

20. 30 - ужин

До 22. 00 - отдых

22. 00 - вечерняя молитва. Сон.

Среда, суббота - танцеванье или фехтованье

Суббота - баня

Уроки разнообразные:

  • нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
  • словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
  • исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
  • физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
  • изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

***

Мы вышли на улицу. Направились по старой аллее в Екатерининском парке к мраморному мосту. Александр повествовал забавные случаи.

Юному поэту всё давалось легко, но учился он неровно и не очень любил математику.

Как-то учитель вызвал к доске решать задачу. Саша долго выводил формулы и в ответе получил ноль. Учитель, сказал, что у Пушкина в математическом классе, всё заканчивается нулём и лучше, если он сядет на место и будет писать стихи.

В другой раз, учитель совсем выставлял Сашу из класса, если юный поэт не замечал речей учителя и читал посторонние книги.

***

Дошли до Розового поля. Оно очень большое. Александр Сергеевич указал на места, где он с мальчишками гуляли. Здесь разрешалось резвиться, бегать и играть в мяч. Вообще летом, мальчики чаще гуляли, а зимой читали.

Иногда маленький Саша забирался на дерево, и в одиночестве сочинял стихи. Мысли часто посещали Александра, и он, уединившись, грыз перо и хмурил брови, создавая шедевры.

***

В 1820 году вышла первая поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

В декабре 1828 году в Москве Александр встретил юную красавицу Наталью Николаевну Гончарову и сделал ей предложение. Но получил от её мамы отказ. Он не отступил. Ведь Александр с малолетства привык идти к цели. В середине февраля 1831 года Пушкин обвенчался в Москве с Натальей и поселился с ней в Санкт-Петербурге. Судьба распорядилась по своему. 9 февраля 1837 году на Чёрной речке поэт был смертельно ранен на дуэли.

Я отговаривала его. Спрашивала: «Зачем?»

Он спокойно отвечал: «любовь».

Я вспоминаю его слова со слезами на глазах. Как не справедлива жизнь. Почему, почему нельзя было решать свои проблемы другим способом?

Кто знает, сколько бы Александр Сергеевич ещё успел написать за отведённый ему срок жизни.

Жалко, прекрасный человек и талантливый поэт, так рано ушёл из жизни.

***

Прошло много лет...

Я вновь приехала в город Пушкина. И вновь, я вспоминаю его последние слова, нашу экскурсию, обед у родителей и знакомство с лицеистами. На сердце тяжело. За что?

У египетских ворот стоит задумчивая скульптура Александра Сергеевича. В лицейском садике на бронзовой скамье мечтает юный поэт. О чём он думает? Сочиняет стихи. Вспоминает взволнованные речи Чаадаева?

Он полон сил, надежд и стремлений. У него всё впереди.

«... В сладкой тишине

Я сладко усыплён моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем...»

Вспомнив строки, в моей голове проносятся слова, знакомого голоса:

- Не плачьте обо мне…

www.zimnyk.ellink.ru

1
6
2
3
4
5