+10

«Отцы и дети: есть ли диалог поколений?»

Я из того времени, когда все мы были огромным, могучим, непобедимым Советским Союзом. Моя «малая» Родина – небольшая деревенька Капторуны на западе Беларуси, в Поставском районе. Она чем-то напоминала тургеневскую из «Отцов и детей», особенно соломенной крышей барского дома, где жили родители Базарова. Под таким же «саламяным дахам» прошло мое детство.

Нам, мальчишкам и девчонкам 50-60-х годов прошлого столетия, даже в голову не приходило, что наши внуки будут читать великого Тургенева в компьютерах и смартфонах, сравнивая и анализируя взгляды и убеждения его бессмертных героев на своей страничке в интернете. Все-таки надеюсь, что гаджетомания не убьет желание думать на бумаге.

С благодарностью вспоминаю своих школьных учителей и первую учительницу, мою мамочку Надежду Андреевну, научившую меня читать лет в пять. Читала я взахлеб. И пока школьная программа от «Муму» и «Записок охотника» добралась до романов и повестей И.С. Тургенева, я их уже все «проглотила». «Отцы и дети» не были из числа любимых. Я еще слишком мало жила, чтобы самой понять глубинный смысл романа о русском народе, самом странном и самом удивительном народе на свете. Что жизнь человеческая скрывает великие тайны, она бесконечно многообразна, что «люди не деревья в лесу», как утверждал нигилист Евгений Базаров, а тоска утонченного аристократа Павла Петровича Кирсанова о потерянной любви имеет женское имя.

Все эти тонкости нам 15–16-летним подросткам 55 лет назад объясняла учительница русского языка и литературы Пухальская Александра Денисовна. Она грамотно, понятно, а главное интересно проводила параллели между прошлым и настоящим, предлагая поразмышлять в школьных сочинениях о проблемах фермерского хозяйства Николая Кирсанова и сравнить с трудом наших родителей на колхозных полях, фермах, приусадебных участках. Об упорстве и трудолюбии крестьянина, о любви и уважении, во все времена, к земле-кормилице, а если нарушалось это сбалансированное годами равновесие, земля наказывала неурожаем и голодом.

Сегодняшний крестьянин из благоустроенного агрогородка, управляющий современными сельскохозяйственными машинами, конечно, не тургеневский крепостной мужичок и даже не колхозник из моего детства, работающий за скромный трудодень, но их объединяет запах свежеиспеченного хлеба – запах добра, уюта, достатка. Это запах, отчего дома, родного гнезда, у И.С. Тургенева «Дворянского», а у меня своего деревенского, с мерцающими огоньками над горкой углей в печи, керосиновой лампой над столом, тенями отца и матери на выбеленных стенах комнаты.

Перелистывая собрание сочинений И.С. Тургенева в 2-х томах 1980 года Московского издательства «Художественная литература», невольно зачитываясь любым произвольно открытым произведением, пораженная остановилась на последней главе «Отцов и детей». Двое стариков – муж и жена Базаровы на могиле своего сына Евгения. Пронзительной болью отозвалось мое сердце на тихую скорбь этих обездоленных родителей. Вот так, через века и поколения Иван Сергеевич дотронулся до ран моего сердца. Это всегда мучительно больно – хоронить своих детей, но, увы, не ново от сотворения мира. Безвольно падать в бездну безысходности и печали – великий грех, а принятие испытания болью, «вечное примирение» (гл. 28 «Отцы и дети»), в которых «жизнь бесконечная» (гл. 28 «Отцы и дети») – угодны Богу. И это прочла я между строк главы завершающей роман, ведь смерть важная и неизбежная часть жизни.

Тургенев – живой и искренний в своем творчестве, и в наше время герои его романов и повестей не отпускают читателя, вызывая у нас свои личные ассоциации. Их образы и поступки заставляют анализировать и сравнивать, давать свои оценки и делать выводы, учат расставлять приоритеты в человеческих ценностях в пользу очень простых и важных вещей, которые часто не замечаем в силу их обыденности, как не замечаем воздух, которым дышим, ласкающий ветер, греющее солнце. Но их отсутствие делает нашу жизнь невозможной, лишая ее глубины и теплоты.

Произведения Тургенева вне времени и вне политики. Они интересны в любом возрасте. Конечно глубина их восприятия разная, соответствующая жизненному опыту читателя. Современных молодых людей, конечно, заставят улыбнуться возрастные определения тургеневских героев: Анна Одинцова в 30 лет – дама среднего возраста, а Павел Кирсанов в 50 лет – изящный, седой, подагрический старик. Безусловно, люди помолодели, и энергичные, подтянутые мамы и папы в своем большинстве выглядят скорее старшими братьями и сестрами своих чад-акселератов.

Наши дети не хуже и не лучше нас родителей и тех далеких классических героев – они просто другие: более смелые, грамотные, инициативные, амбициозные, владеющие современными техническими новинками, не желающие усложнять жизнь. Например, старшеклассники одной из белорусских школ разработали компьютерную программу, тестирующую психологический уровень ученика за пару часов. На эту работу у школьного психолога уходило полгода, а у тургеневских героев – вся жизнь.

И если не углубляться в материалы мудрых критиков, это просто прекрасные книги о человеческих отношениях, о любви, требующей не только верности и восхищения, но и жертвенности, дружбе и преданности, равнодушии и предательстве. А живописные картины родной природы, дополняющие душевные переживания героев, понятны как современникам художника слова Тургенева, так и нам, его потомкам. И неважно, прочтут ли они электронный вариант его романов и повестей или книгу из библиотеки, главное, что отголоски «вечных» мыслей, выдержав напор столетий, затронут их сердца. И тогда талантливые, трудолюбивые молодые люди, предлагающие 100 идей своей Родине, осуществляя национальную идею уютного для жизни общества, будут понимать всю ответственность за свои открытия, и как сделать этот мир счастливее и защитить его от хаоса.

ИВАНИНА НЕЛЛА ИОСИФОВНА

Республика Беларусь, Витебская обл., Поставский р-н, г.п. Лынтупы

70 лет, пенсионер