Этномир в датах: Календарь знаменательных дат этнокультурной тематики на 2017 год

5 - 6 октября (15 - 23 тишрей) – Суккот (Праздник кущей)

Суккóт - библейский праздник кущей; один из основных праздников еврейского народа. Начинается 15 числа месяца тишрей (осенью) и продолжается семь (восемь) дней. В это время традиция предписывает евреям выходить из домов и жить в сукке (т.е. шалаше, «кущах»), вспоминая о странствиях предков по Синайской пустыне после их Исхода из Египта.

Первый (и второй) день - йом тов (праздничный день, в который работа возбраняется), а остальные дни - хол ха-моэд (дни, в которые работа разрешается); восьмой день после начала Суккот - также йом тов, в этот день празднуют Шмини ацерет (буквально «восьмого - праздничное собрание»), который в государстве Израиль совпадает с праздником Симхат-Тора.

 Согласно Библии, Суккот - «праздник собирания [плодов]». Суккот - один из трех (наряду с Шавуот и Пасхой) израильских праздников, связанных с сельскохозяйственным годом. С древнейших времен суккот был одним из наиболее важных паломнических праздников, и поэтому назывался «праздник Господа» или просто «праздник».

Существует мнение, что в своей основе суккот - праздник, распространенный у народов древнего Ближнего Востока. Исследователи отмечают, что во время скитаний по пустыне израильтяне жили не в кущах, а в шатрах, однако предписание жить в течение семи дней в кущах объясняется памятью о времени Исхода. Освящение Соломоном Иерусалимского храма было произведено в Суккот, и потому каждый седьмой год на праздник Суккот следует читать Тору на общем собрании народа. Изначально, как и Песах, Суккот продолжался неделю; после вавилонского пленения был добавлен восьмой день.

В книге Левит (23:39–43) содержатся два особых предписания, связанные с Суккот: «В кущах живите семь дней... чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской» и «возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней». В раввинистической традиции эти растения называются арбаа миним (буквально «четыре вида») - этрог (вид цитрусовых; плод, похожий на лимон), хадассим (мирт), лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и аравот (верба).

В Суккот выполняют особый ритуал - «вознесение лулава». Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, - это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, - это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт - растение несъедобное, но приятно пахнущее - это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, - это евреи, которые не знают Тору и не делают добра. И все-таки Бог всех соединил в один букет - один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Согласно другому толкованию, каждое из растений - определенная часть человеческого тела. Этрог - это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист - позвоночник, мирт с его овальными листочками - глаза, а ива - уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.

В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки. По всей стране можно видеть шалаши - во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ни одна военная база не обходится без праздничной сукки.

После разрушения Второго храма Иоханан бен Заккай предписал, чтобы евреи, где бы они ни праздновали Суккот, брали арбаа миним в руки каждый день на протяжении всех семи дней праздника в память о Храме. Арбаа миним нужно держать в руке во время произнесения галлеля, который произносится в Суккот полностью: (в русской традиции - Псаломы 112–117); следует плавно помахивать ими при начале 117 Псалома и во время произнесения стиха 25 этого псалма. Сначала следует помахать на восток, затем на юг, запад и север - вверх и вниз. В конце синагогальной литургии Сефер-Тора вынимают из ковчега (арон кодеш), и участники литургии обходят биму, держа в руках арбаа миним в память о процессиях вокруг храмового алтаря. В первый день праздника каждый должен брать собственные арбаа миним, а в остальные дни разрешено одалживать их у других.

Раввинистические авторитеты упоминают особую церемонию «возлияния воды» в течение семи дней праздника, хотя обряд возлияния воды, сопровождавшийся игрой на свирели, осуществлялся только в хол ха-моэд и назывался симхат бет-ха-шоэва (буквально: «веселье в месте, где черпают воду»). Обряд, по-видимому, основывается на стихе из книги пророка Исайи: «И в радости будете черпать воду из источников спасения». В Талмуде говорится, что тот, кто никогда не видел симхат бет-ха-шоэва, никогда не видел подлинного веселья.

Правилам относительно сукки посвящен особый трактат «Сукка» в Талмуде. При строительстве сукки принято покрывать ее листьями или соломой, стены разрешается делать из любого подручного материала. Сукка должна быть достаточно хорошо покрыта ак, чтобы внутри было больше тени, чем света. Покрытие, однако, не должно быть столь плотным, чтобы сильный дождь не мог проникнуть внутрь. У сукки должно быть по меньшей мере три стены, и располагаться она должна под открытым небом (не внутри дома, под навесом или под деревом). Строение должно быть украшено. В первый вечер праздника хозяин сукки должен съесть в ней кусок хлеба величиной с маслину; если хозяин ужинает, он должен делать это в сукке. Принято строить сукку возле синагоги для тех членов общины, у которых нет своей сукки. Слово «сукка» символизирует отказ от опасной, в общем-то, иллюзии, что надежным дом делает крыша. Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Эрец-Исраэль, обрабатывал эту землю и радовался плодам, которые она дарила. Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.

Праздник Суккот в Израиле всегда отличает радостная и оживленная атмосфера: на праздничное угощение приглашаются не только родные и близкие, но даже малознакомые люди, и это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке. В этот праздник евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что Он благословил свой народ изобилием. 

Первые два праздничных дня праздника Суккот, а также в Шмини Ацерет (восьмой день) зажигают праздничные свечи. По обычаю, праздничные и субботние свечи зажигают в сукке (шалаше), но если сукка плохо защищена от ветра, то свечи зажигают дома. Перед зажиганием произносят благословение о свечах праздника и благодарственное благословение.

Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь. Особенно радуются Суккоту дети, воспринимающие этот праздник как интересное приключение. В Израиле Суккот (так же, как и другие паломнические праздники – Песах и Шавуот) празднуется один день. После первого праздничного дня наступают так называемые полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.