26 февраля 2020 года состоялась международная Skype-конференция «Чтение без границ: Обмен эффективными практиками вовлечения читателей с ограниченными возможностями Пскова и Витебска в библиотечную и культурную жизнь местного сообщества». Инициаторами ее проведения выступили Государственное бюджетное учреждение культуры «Псковская областная универсальная научная библиотека» (Российская Федерация) и Государственное учреждение «Витебская областная библиотека им. В.И.Ленина» (Республика Беларусь).

Партнером по организации и проведению конференции со стороны Псковской области выступило также Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».

Аудиторию встречи составили библиотечные специалисты профильных направлений библиотек Пскова и Витебска, а также студенты факультета социальной педагогики и психологии Витебского государственного университета имени П.М. Машерова (специальность «социальная педагогика»).

Модераторами встречи стали Ольга Макаровна Комендантова, заместитель директора Витебской областной библиотеки им. В.И.Ленина, и Наталья Анатольевна Митрофанова, заведующая Международным библиотечным центром Псковской областной универсальной научной библиотеки.

Это первый опыт двустороннего обмена библиотечными наработками обслуживания читателей с ОВЗ и сотрудничества с ними, а также с другими партнерскими организациями, работающими в данном направлении. В случае с Псковом имеет место наращивание потенциала областной научной библиотеки в направлении инклюзии (создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями), в том числе, и за счет слияния с Псковской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих (ныне - обособленное структурное подразделение в составе ГБУК ПОУНБ). Особенностью библиотечного обслуживания в Витебской области является отсутствие в стране (Республике Беларусь) сети специальных библиотек, и поэтому все группы пользователей, в том числе, и с ОВЗ, посещают городские, районные и сельские библиотеки на общих условиях.

В приветствиях участникам международной Skype-конференции со стороны Татьяны Николаевны Адамян, директора ГУ «Витебская областная библиотека им. В.И.Ленина», и Юлии Викторовны Белобородовой, заместителя генерального директора по международной деятельности и связям с общественностью ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека», прозвучали схожие пожелания получить новый импульс для совместного движения в заданном направлении, в котором очень важно опираться на уже имеющиеся эффективные, грамотно выстроенные теорию и практику.

Выступления Татьяны Викторовны Кондратьевой, заведующей отделом обслуживания ОСП «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» («Библиотека – территория реабилитации инвалидов по зрению»), и Светланы Васильевны Бирюковой, заведующей отделом периодических изданий Витебской областной библиотеки имени В.И.Ленина («Витебская областная библиотека как социокультурный центр реабилитации людей с инвалидностью»), выявили много общего. Мероприятия для людей с ограниченными возможностями здоровья принимают форму творческих фестивалей и конкурсов, экскурсий, тематических и календарных мероприятий, празднования юбилеев и иных торжеств. Литературные вечера, конкурсы, праздники и игровые программы, фольклорные праздники, Дни милосердия, Недели здоровья, театрализованные спектакли, и другие культурно-досуговые мероприятия дают возможность людям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя равноправными членами общества и раскрыть свои творческие способности. Для жителей Псковской области – это участие в Межрегиональной сетевой межбиблиотечной акции «Лермонтовское наследие» к 205-летию со дня рождения выдающегося русского поэта; в конкурсах на лучшего чтеца по системе Луи Брайля; 20-летняя работа литературно-краеведческого клуба «Свет малой Родины», в котором читатели делятся своими стихами о любви, новых встречах и открытиях, о сожалениях и разлуке, осмыслении добра и зла, о Родине, о том, что волнует каждого из нас. С 2008 года тифло-информационный отдел Псковской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих выпускает сборник литературно-поэтического творчества инвалидов по зрению «Дебют», в котором авторы делятся своими воспоминаниями, опытом; публикуют стихи и рассказы.

Субсидия социально ориентированным некоммерческим организациям Псковской области позволила реализовать социальный проект «Кино без границ». Два раза в месяц в Литературной гостиной библиотеки работает тифло-кинозал, в котором показываются фильмы с тифло-комментариями для инвалидов по зрению, субтитрами и сурдопереводом - для инвалидов по слуху.

В 2019 году Т. В. Кондратьева прошла подготовку в институте «Реакомп» (институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых) по специальности тифлокомментатор и получила Высшую категорию. В 2019 году успешно реализован проект «Виртуальное путешествие по российским Ганзейским городам» с тифлокомментариями. В ближайшей перспективе - совместный грантовый проект Благотворительного фонда «Особый взгляд» с Псковским академическим театром драмы по тифлокомментированию спектаклей с использованием специального оборудования.

В Витебске, как и по всей Беларуси, ежегодно масштабно проходит «Месячник человека с белой тростью», в рамках которого проводятся мастер-классы по декоративно-прикладным умениям (декупаж. изготовление холодного фарфора и др.), творческие вечера инвалидов по зрению. Огромную работу осуществляют белорусские коллеги по подготовке и изданию журналов, набранных шрифтом Брайля. Интересен опыт проведения фотовыставок, в которых участвуют семьи – родители и дети, причем как здоровые, так и с особенностями развития.

С. В. Бирюкова затронула проблему преодоления стигмы, сохранения и поддержания психического здоровья. Этому содействует деятельность Витебского Клубного дома «Крылья надежды» (куратор – психолог Вера Николаевна Лобейко), с которым тесно сотрудничает Витебская областная библиотека.

Слово «стигма» в переводе с греческого языка означало некий знак на теле - клеймо, татуировку, шрам, которыми метили рабов или преступников, делая их, таким образом, людьми второго сорта и предписывая иные формы обращения с ними. Сегодня под стигматизацией понимается формирование стереотипов о той или иной социальной группе людей. Для создания социальной стигмы необходимо, как правило, одно качество, которое считается показательным, и набор качеств, которые приписываются на основании наличия первого. Распространено, например, следующее утверждение: «Психические заболевания неизлечимы, и люди с психическими заболеваниями всегда общественно опасны» — на самом деле люди с психическими расстройствами в основном не агрессивны (случаев агрессивного поведения среди них столько же, сколько среди здоровых индивидов), и психические расстройства часто поддаются лечению (многие из пациентов с психическими расстройствами выходят в ремиссии). В Витебске успешно преодолевать эти стереотипы помогают работа Студии современных методик по сохранению психического здоровья, циклы обучающих семинаров «Психическое здоровье: от проблемы к благополучию», анти-стигмационные выставки, например, иллюстраций к сказкам, которые делают обычные дети и дети с ОВЗ.

Оксана Сухарева, заместитель директора ГБОУ ПО «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», коснулась ключевых моментов организации инклюзивной среды в учреждениях культуры и итогов реализации международного проекта «INKultur».

ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» создано в 1993 году совместно Администрацией города Пскова, и Евангелической церковной общиной города Вассенберга (Германия). Инициаторами реализации этого проекта стали группа родителей детей-инвалидов г. Пскова и пастор общины Вассенберга Клаус Эберль, ныне - председатель немецкого общественного объединения «Инициативы Псков», почётный гражданин города Пскова.

До конца 2010 года Центр работал в статусе муниципального образовательного учреждения, на основе договоров между городом Псковом и немецкими партнёрами. В 2011 году ЦЛП перешёл в областное подчинение. Распоряжением Администрации Псковской области от 24 марта 2015 г. № 231-р к Центру лечебной педагогики была присоединена специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 4 VI вида. В 2017 году Центру лечебной педагогики присвоен статус Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными и тяжёлыми множественными нарушениями.

Направлениями работы центра являются: обучение и воспитание «особенных» детей; научно-методическая работа; сопровождение семей учащихся ЦЛП и сотрудничество с родителями; расширение контактов учащихся ЦЛП с особенностями развития и их семей с местным сообществом, социализация и трудоустройство выпускников с ОВЗ.

С 2018 года проект «INKuLtur» содействует инклюзии (включенности) людей с инвалидностью через обеспечение участия в культурной жизни общества в разных регионах России. После того как в 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию Генеральной Ассамблеей ООН о правах инвалидов, которая направлена на включение людей с инвалидностью в общественную жизнь, было принято много мер для создания безбарьерной среды. Однако большинство из них касаются основных потребностей, таких как услуги и инфраструктура. Проблемой является и недостаточная квалификация персонала учреждений культуры, что усиливает их неуверенность в обращении с посетителями с инвалидностью и нередко приводит к неуместному поведению, опрометчивым замечаниям, которые могут быть крайне ранящими и демотивирующими. Поэтому проект «INKuLtur» направлен на повышение осведомленности по вопросам инклюзии и разнообразия через систему семинаров и вебинаров с привлечением различных референтов из России и Германии с инвалидностью и без для получения знаний о взаимодействии с людьми с инвалидностью. Итогом проекта станет концепция реализации безбарьерного пространства и создания инклюзивных структур в трёх типах учреждений культуры — кино, театр и музей.

Партнерами проекта являются: НКО «DRA. За европейское гражданское общество» - некоммерческая организация, расположенная в Берлине, содействующая укреплению гражданского общества и более 25 лет поддерживающая диалог между Россией, странами Восточной Европы и Германией; АНО научно-практическое социально-педагогическое объединение « Благое дело» (Екатеринбург, Свердловская область), Псковское региональное отделение благотворительной организации «Я и Ты» (общество родителей детей-инвалидов с аутизмом), АНО «Петербургская культурная практика» (Санкт-Петербург). Финансовую поддержку проекту оказывают Министерство Иностранных Дел Германии и НКО Aktion Mensch.

31 января – 1 февраля 2019 г. специалисты МБЦ ПОУНБ и ОСП ПСБС стали участниками мероприятий международного семинара «Организация инклюзивной среды в учреждениях культуры» в рамках международного проекта «INKuLtur - содействие участию людей с инвалидностью в культурной жизни». В программу семинара были включены лекции, мастер-классы, тренинги, видеодоклады специалистов, работающих с разными видами ментальных и физических отклонений. Задача вводного семинара – показать типичные ошибки и способы их преодоления при работе с людьми с инвалидностью в условиях именно учреждений культуры. По итогам проекта было выпущено комплексное научно-практическое пособие «Организация инклюзивной среды в учреждениях культуры».

Жанна Викторовна Бекашева, заместитель директора Централизованной библиотечной системы г. Витебска, в выступлении «По принципу равных возможностей: создание безбарьерной культурной среды в библиотеках города Витебска», рассказала, как интересно проходят в библиотеках караоке-вечера, Дни рождения читателей с ОВЗ.

Уникальный опыт представили Марина Евгеньевна Сильвестрова, педагог-библиотекарь, и Елена Владимировна Балыкова, педагог-организатор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Пскова. Они рассказали об использовании собак–адвенторов в практике работы библиотеки и школы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. «Библиотечные собаки» - новый, но уже очень востребованный в мире формат работы с собаками, нацеленный на социализацию детей, научение чтению, созданию комфортной среды и условий для формирования любви к книге. Собака сочетает в себе тренера, друга и спортивный снаряд; побуждая ребенка к игре, она мотивирует его двигаться и выполнять нужные для занятия упражнения, выдерживать физическую нагрузку. Е.В.Балыкова отметила, что в результате изучения литературных и Интернет-источников по проблеме развития умений смыслового чтения у детей начальной школы выявилась актуальность проблемы, но собаки-адвенторы для этого используются редко. Елена Владимировна разработала программу курса обще-интеллектуального направления «Почитай-ка для Чифа и Чуда». В нее включились обучающиеся 4-ого класса в количестве 10 человек, которые хотели посещать занятия и не имели медицинских противопоказаний к общению с собаками. Формами организации курса являлись литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, уроки-спектакли, путешествия - квесты. Было организовано и проведено 10 групповых занятий с детьми при участии собаки-адвентора Чифа. Итогом реализации программы стало более частое посещение учениками школьной библиотеки; они активнее стали делиться друг с другом и с родителями информацией о прочитанном, глубже вникать в смысл произведений.

М. Е. Сильвестрова рассказала о мероприятиях для глухих детей - воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 5, в которых также используются собаки как слушатели и участники: дни чтения вслух «Слово о собаке» (к 100-летию И.С. Тургенева), «Дело о похитителе собак» (к 105-летию Виктора Драгунского), «Музыка, расколовшая темноту» (к Международному дню слепых и 165-летию В.Г. Короленко), День космонавтики «Раньше Гагарина», посвященный собакам-космонавтам. Дни чтения вслух с собаками хорошо показали себя и в аудитории детей с особенностями развития специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 6: «Четвероногие друзья семьи, или без собак никак нельзя!», «Сказочные истории Бориса Заходера», «Семь собак рекомендуют семь книг писателей-юбиляров 2019 года»; «День поиска сказок с Тайной». Очень хорошие эффекты дают Уроки безопасности с участием собак: «Детям об электробезопасности», «Безопасный Новый год». Литературно-кинологическое путешествие к Дню кинолога, «Господин Великий Псков» (День литературного краеведения к Дню города Пскова) проводятся для малышей с нарушениями зрения МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 49 «Тополек».

Белорусские коллеги подтвердили эффективность использования собак в библиотечной работе на примере проекта «Книжная собака» библиотеки г. Лиозно.

Юлия Сергеевна Гамзюк, студентка 3 курса факультета социальной педагогики и психологии Витебского государственного университета имени П.М. Машерова (специальность «социальная педагогика»), рассказала о «Специфике организации социально-культурной деятельности в условиях инклюзивного образования». Ею проводилось исследование потребностей и возможностей людей с ОВЗ (40 респондентов), результаты которого могут быть полезны при выстраивании инклюзивного взаимодействия учреждений социально-культурной сферы как друг с другом, так и с данной группой пользователей.

Ирина Александровна Сивакова, заведующая сектором репродуцирования изданий тифло-информационного отдела ОСП «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих», затронула аспект создания творческого взаимодействия между библиотекой, семьей и книгой.

Для этого ОСП ПОСБНС выпускает адаптированные многоформатные издания для детей в серии «Книжки для семейного чтения», сочетающие в себе плоскопечатный укрупненный шрифт и дублирующий рельефно-точеный шрифт на прозрачных пластиковых листах. Следующим этапом в этом направлении стал выпуск комплектов, состоящих из книги рельефно-точечного шрифта с тактильными элементами, книжки укрупненного шрифта, дублированной шрифтом Брайля, а также «говорящей» книги на CD –диске. Данные книги могут читать одновременно и зрячие и незрячие члены семьи, и даже те, кто ещё не умеет читать, могут разглядывать картинки. Выпускает библиотека и книги для детей с участием самих детей - учащихся коррекционных школ, которые сами иллюстрируют эти издания. Первой книгой, иллюстрированной детьми, стала книга Бориса Заходера «Разные разности». На Неделе детской и юношеской книги проводятся творческие семейные конкурсы, например, «Любимая книга моей семьи» в 3 номинациях: «Лучший самиздат», «Лучшая иллюстрация», «Любимый литературный герой». Итогом стали рисунки, аппликации, макеты книг, книжки-игрушки, портреты литературных героев из глины и пластилина, электронные презентации. В конкурсе приняли участие не только читающие семьи, но и целые коллективы из детского сада № 49 «Тополек» для детей с нарушением зрения и классы коррекционных школ города Пскова.

Ежегодно в библиотеке организуются фотоконкурсы: в Год экологии в России - «Экологический патруль» (2017), «Семейный портрет на фоне библиотеки» (2018) и др.

В конце 2019 года, к Международному дню инвалидов рамках Года театра в России, библиотека организовала творческий конкурс литературно-театрализованных постановок среди детей с ограниченными возможностями здоровья в 3 номинациях: «Инсценировка», «Театральная постановка», «Кукольный спектакль».

Новым направлением работы ОСП ПОСБНС становятся семейные просмотры фильмов и мультфильмов с тифлокомментариями и субтитрами.

Подводя итоги конференции, модераторы встречи отметили, что главным достижением 21 века стал отход от определения и формулировок «инвалид», «слепой», «глухой» в сторону понятий «человек» и «люди с ограниченными возможностями», поскольку у каждого человека на планете есть неотъемлемое право на жизнь, счастье, достойные условия существования и деятельности, которые возможно создать только коллективными усилиями властных структур, социально-культурных, правовых учреждений и общественных организаций.

Также библиотекарям необходимо постоянно вырабатывать навыки общения и взаимодействия с людьми с ОВЗ через все доступные формы повышения квалификации. Примером таких компенсирующих компетенций является опыт МАУК «Централизованная библиотечная система города Пскова», специалисты которой в феврале 2020 года приступили к дистанционному обучению в цикле вебинаров «Шаг навстречу» по освоению краткого курса основ русского жестового языка для библиотекарей, работников учреждений культуры и социальных учреждений, который проходит в рамках социально-просветительского проекта «Мастерство без границ».  

Продолжением данной Skype-конференция станет онлайн-фестиваль «Чтение без границ», который в октябре 2020 года объединит в единой трансляции чтения стихотворений о своей Родине читателями с разными типами ОВЗ и обычными жителями Пскова и Витебска, которые будут одновременно проходить на площадках Псковской и Витебской областных библиотек – партнеров проекта.

Отдельную благодарность участники конференции выразили специалистам Отдела автоматизации Витебской областной библиотеки им. В.И.Ленина и системным администраторам ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» за обеспечение бесперебойной связи и комфортного общения сторон.

Материал подготовила Н.А.Митрофанова, заведующая Международным библиотечным центром Псковской областной универсальной научной библиотеки.