Еврейские праздники
8 января – 10-е Тевета - начало осады Иерусалима Навуходоносором
Еврейский праздник (траурный день). В еврейской истории есть четыре особо печальные даты, связанные с разрушением страны, Иерусалима, Храма и рассеянием еврейского народа. Эти дни отмечаются постом, специальными молитвами и обычаями. Хотя посты и установлены в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных евреями, но все же скорбь не является главным содержанием этих дней. Основная цель постов - пробуждать сердца и прокладывать путь к раскаянию, напоминать о дурных поступках, о событиях, которые привели к несчастьям. Размышления о грехах приводят нас на путь исправления. Общественные посты установлены для того, чтобы еврейский народ пробудился для раскаяния, вспоминая. Чтобы несчастья прекратились, каждый человек должен задуматься над своими поступками, осознать и раскаяться.
Подробнее
11 февраля (15 швата) - Ту би-Шва́т (Новый год для деревьев)
Еврейский праздник. Ту би-Шва́т (с иврита - 15-е число месяца шват по еврейскому календарю) - Новый год деревьев. Отмечается в январе – феврале. В эти месяцы в Израиле выпадает больше всего осадков - деревья цветут и плодоносят, наполняя воздух ароматом цветов и созревших фруктов.
Подробнее
12 марта (14 / 15 адара) - Пурим
Еврейский праздник. Согласно библейской книге Эсфири (9:20–32) учрежден Мордехаем и Эсфирью в память о чудесном избавлении евреев Персии от гибели, которую им уготовил царский сановник Хаман. Название праздника происходит от слова пур (аккадское пуру – жребий), который бросал Хаман, чтобы назначить месяц истребления евреев (Эсф. 3:7). В эпоху Хасмонеев праздник назывался Днем Мордехая (II Макк. 15:36). Согласно книге Эсфири, евреи Персии уничтожали своих врагов 12 и 13 адара, а 14 адара праздновали свою победу и избавление; в царской столице Сузы (Шушан) избиение врагов продолжалось еще один день, а празднование победы состоялось там 15 адара, которое называется поэтому Шушан Пурим и празднуется в тех городах Эрец-Исраэль, которые в древности были, как и Сузы, обнесены стеной (в частности, в Иерусалиме и Тверии); во всех же прочих местах Пурим отмечается 14 адара. В еврейские високосные годы, когда добавляется дополнительный месяц — адар шени (второй адар), Пурим празднуется в этом месяце, так как по талмудической традиции (Мег. 6б–7а) именно тогда произошли описываемые события; 14 и 15 числа первого адара называются в этом случае Пурим катан (малый Пурим), и в этот день возбраняются пост и надгробные речи.
Подробнее
11 - 18 апреля (15 - 21 нисана) - Пейсах (Песах)
Песах, или Пасха, - самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории - с Исходом из египетского рабства около 3. 300 лет назад, в 2. 448 году по еврейскому календарю. Название «Песах» одни исследователи трактуют как «переход», исход из земли Египетской, другие связывают с историей праздника.
Подробнее
24 апреля (27 нисана) - День Катастрофы и героизма европейского еврейства (Йом -Ха-Шоа)
День Катастрофы и героизмаустановлен в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами в период Второй мировой войны. В этот день по всему Израилю звучит траурная сирена. На две минуты прекращается всякая деятельность, останавливается транспорт. Люди замирают в почтительном и скорбном молчании. Во многих домах зажигают поминальные свечи. В мемориальном музее «Яд ва-Шем» в Иерусалиме проходит официальная церемония поминовения жертв Катастрофы. Миллионы евреев, живущих в Израиле и за его пределами, читают в этот день заупокойную молитву «Кадиш».
Подробнее
30 апреля (4 ияра) - День памяти павших в войнах Израиля (Йом а-Зикарон)
День поминовения солдат, погибших в войнах за независимость Израиля. День Независимости отмечается во вторник, среду или четверг, ближайшие к 5 ияра. Соответственно, Йом а-Зикарон — накануне.
Каждый год к этому дню точно подсчитано число евреев, погибших в арабо-израильских войнах и терактах с 1860 года. Отмечается накануне Дня Независимости Израиля.
Подробнее
1 мая (5 ияра) - День независимости Израиля (Йом ха-Ацмаут)
Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года (5 ияра 5708 года по еврейскому календарю). Закончилась вторая мировая война, мир праздновал победу над нацизмом. В этой войне уцелела лишь треть почти девятимиллионной еврейской общины Европы, но для них испытания еще не закончились. После войны англичане наложили еще большие ограничения на еврейскую репатриацию в Палестину. Ответом было создание «Еврейского движения сопротивления», ставившего своей целью борьбу с британскими властями за свободный въезд в страну. Несмотря на установленную англичанами морскую блокаду и патрулирование границ, с 1944 по 1948 год тайными, нередко опасными путями в Палестину было переправлено около 85000 человек. Положение в стране было крайне нестабильным, практически кризисным, и британское правительство было вынуждено передать решение палестинской проблемы в руки Организации Объединенных Наций. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов - 33 против 13 - приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства. Евреи ликовали, арабы выразили протест и начали военные действия. Так территорию, определенную ООН для создания еврейского государства, пришлось защищать с оружием в руках еще до создания государства как такового.
Подробнее
14 мая - Лаг ба-Омер
Еврейский праздник,традиция которого восходит ко временам существования Иерусалимского Храма. Слово «омер» на иврите означает сноп, а еще омер - это мера сыпучих тел, которая в древние времена считалась достаточным количеством зерна для одного человека на день. На второй день Песаха полагалось приносить дар в Храм, а именно - сноп ячменя нового урожая. Это был первый омер. На следующее утро возносили Богу молитву об урожае. Начинали отсчет «дней омера»: всего 49 дней, от Песаха до Шавуота, по числу дней от Исхода из Египта - до получения Торы. Каждый день имеет свое порядковое число. На пятидесятый день в Храм приносили второй омер - сноп пшеницы нового урожая. Согласно Торе, время между первым омером и вторым сопряжено с большим количеством ограничений. Оно называется периодом трепета и надежды, так как в эти семь недель решается судьба всего года - быть ему урожайным или нет. И лишь на тридцать третий день отсчета омера, в Лаг ба-омер, снимаются многие ограничения, устраивается как бы «перерыв» в тревогах семи недель.
Подробнее
24 мая (28 ияра) - День Иерусалима
Еврейский праздник в честь объединения Иерусалима, которое произошло 7 июня 1967 года.
14 мая 1948 года было провозглашено существование государства Израиль со столицей в г. Иерусалиме. В течение первых 19 лет становления независимости Израиля Иерусалим был разделен, и его восточная часть с главной иудейской святыней находилась под контролем Иордании. В соглашении о перемирии Иордания согласилась разрешить евреям посещать свой сектор и молиться у Западной стены Иерусалимского Храма (Стены Плача). Но это соглашение не соблюдалось, и на протяжении ряда лет евреи не имели доступа в Восточный Иерусалим и Старый Город, а жители израильской части Иерусалима постоянно подвергались опасности обстрела с арабской стороны.
Подробнее
1 июня - Шавуот (праздник Дарования Торы)
Еврейский праздник дарования нравственного закона свободному народу. Он является в Израиле выходным днем.
На иврите слово «шавуот» означает «недели» - семь недель, отсчет которых начинается со второго дня Песаха. По преданию в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. Заповеди содержат основы всей человеческой морали, без которой не может обойтись ни один народ и ни один человек. Кроме того, Моисей получил устные заповеди, часть которых записал (получился свиток Пятикнижия - Письменная Тора), а часть - Устная Тора - были записаны только через 1500 лет, после разрушения Второго Храма. Запись Устной Торы представляет собой многотомное произведение - Талмуд, а также много других книг, в свою очередь объединенных общим названием Мидраш.
Подробнее
31 мая - 1 июня - Шавуот (праздник Дарования Торы)
Еврейский праздник дарования нравственного закона свободному народу. Он является в Израиле выходным днем.
На иврите слово «шавуот» означает «недели» - семь недель, отсчет которых начинается со второго дня Песаха. По преданию в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. Заповеди содержат основы всей человеческой морали, без которой не может обойтись ни один народ и ни один человек. Кроме того, Моисей получил устные заповеди, часть которых записал (получился свиток Пятикнижия - Письменная Тора), а часть - Устная Тора - были записаны только через 1500 лет, после разрушения Второго Храма. Запись Устной Торы представляет собой многотомное произведение - Талмуд, а также много других книг, в свою очередь объединенных общим названием Мидраш.
Подробнее
4 июля – День памяти геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны
Отмечается в Латвии, Израиле и др. странах (памятная дата).
В этот день, в 1941 году, на второй день после вступления немецких войск в Ригу, в латвийской столице были сожжены 8 синаног вместе с тысячами евреев. Этот день вошел в историю как «хрустальная ночь».
Подробнее
11 июля – Пост 17 Таммуза (первый пролом в стене Иерусалима)
Еврейский праздник (траурный день). В еврейской истории есть четыре особо печальные даты, связанные с разрушением страны, Иерусалима, Храма и рассеянием еврейского народа. Эти дни отмечаются постом, специальными молитвами и обычаями. Хотя посты и установлены в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма и в память о перенесенных народом мучениях, их главное содержание и цель - побуждать к раскаянию и исправлению провинившихся, напоминать о дурных поступках и событиях, приведших к несчастьям.
Подробнее
1 – 2 августа – Пост 9 Ава (дата разрушения Храмов, Первого и Второго)
Еврейский праздник (траурный день). В еврейской истории есть четыре особо печальные даты, связанные с разрушением страны, Иерусалима, Храма и рассеянием еврейского народа. Эти дни отмечаются постом, специальными молитвами и обычаями.
Подробнее
7 августа (15 Ава) - День любви
День любви - Ту бе-Ав - не относится к общепринятым еврейским праздникам, это приятный повод поздравить любимого человека и (или) предложить руку и сердце.
Подробнее
21 – 22 сентября (1 - 2 тишрей) - Рош ха-Шана
Рош ха-Шанá, также Рош а-Шана, Рош га-Шана (букв. «голова года», т.е. начало года) - еврейский (иудейский) Новый год. Является библейским праздником, то есть предписывается Танахом (Левит 23:23-24): «В седьмой месяц (тишри), в первый день месяца да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание». Празднуется с начала эпохи Второго Храма (к. VI - нач. V вв. до н.э.). Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней: 1-го и 2-го числа месяца тишрей (тишри), совпадающего обычно с сентябрем. Как и все еврейские даты, Рош ха-Шана наступает вечером после захода солнца. Самым торжественным моментом праздника является трубление в рог (шофар) во время синагогальной службы. Это действие истолковывают как вызов на суд или призыв к покаянию. По сложившемуся обычаю, к новогодней трапезе готовят особые блюда.
Подробнее
23 сентября (3-е тишрея) - Пост Гедалии - убийство Гедалии, последнее следствие разрушения первогоХрама - полное изгнание евреев из Израиля.
Еврейский праздник (траурный день). В еврейской истории есть четыре особо печальные даты, связанные с разрушением страны, Иерусалима, Храма и рассеянием еврейского народа. Эти дни отмечаются постом, специальными молитвами и обычаями. Хотя посты и установлены в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных евреями, но все же скорбь не является главным содержанием этих дней. Основная цель постов - пробуждать сердца и прокладывать путь к раскаянию, напоминать о дурных поступках, о событиях, которые привели к несчастьям. Размышления о грехах приводят нас на путь исправления. Общественные посты установлены для того, чтобы еврейский народ пробудился для раскаяния, вспоминая. Чтобы несчастья прекратились, каждый человек должен задуматься над своими поступками, осознать и раскаяться.
Подробнее
30 сентября (10 тишрей) - Йом-Кипур
Йом-Кипýр, Йом-Киппур (евр. «День Искупления», на русский язык обычно переводится как «Судный День») - в иудаизме: один из самых важных праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей (тишри) по лунному иудейскому календарю, завершая «10 дней покаяния». Название «Йом-Кипур» (в ашкеназском произношении - Йом-Кúпер) - термин средневековой раввинистической литературы; в Торе и Талмуде он называется Йом ха-Киппурим, а в мидрашах иногда - просто киппур.
Подробнее
5 - 6 октября (15 - 23 тишрей) – Суккот (Праздник кущей)
Суккóт - библейский праздник кущей; один из основных праздниковеврейскогонарода. Начинается 15 числа месяцатишрей (осенью) и продолжается семь (восемь) дней. В это время традиция предписывает евреям выходить из домов и жить в сукке (т.е. шалаше, «кущах»), вспоминая о странствиях предков по Синайской пустыне после их Исхода из Египта.
Подробнее
12 - 13 октября - Шмини Ацерет / Симхат Тора
Еврейские праздники. Празднуются в соответствии с библейским предписанием: «В восьмой день пусть будет у вас праздничное собрание [ацерет]; никакой работы не делайте». Законоучители рассматривают Шмини ацерет как отдельный праздник. В этот день произносятся поминальные молитвы и молитвы о дожде.
Подробнее
12 - 20 декабря (25 кислева - 2 тивета) – Ханука
Еврейский праздник (евр., арам. освящение, обновление, новоселье), который начинается 25 кислева и продолжается восемь дней, до 2 или 3 числа месяца тевета по иудейскому лунному календарю, т.е. в декабре по григорианскому календарю. Другое название праздника - Хаг Урим («Праздник Огней», «Светочи») - впервые упоминается античным историком Иосифом Флавием (I–II вв. н.э.).
Подробнее