21 – 22 сентября (1 - 2 тишрей) - Рош ха-Шана
Рош ха-Шанá, также Рош а-Шана, Рош га-Шана (букв. «голова года», т.е. начало года) - еврейский (иудейский) Новый год. Является библейским праздником, то есть предписывается Танахом (Левит 23:23-24): «В седьмой месяц (тишри), в первый день месяца да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание». Празднуется с начала эпохи Второго Храма (к. VI - нач. V вв. до н.э.). Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней: 1-го и 2-го числа месяца тишрей (тишри), совпадающего обычно с сентябрем. Как и все еврейские даты, Рош ха-Шана наступает вечером после захода солнца. Самым торжественным моментом праздника является трубление в рог (шофар) во время синагогальной службы. Это действие истолковывают как вызов на суд или призыв к покаянию. По сложившемуся обычаю, к новогодней трапезе готовят особые блюда.
В первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни. Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую халу), над которым было произнесено благословение, в мёд, чтобы наступающий год был сладким; существует также обычай на Рош ха-Шана есть яблоки с мёдом.
Слова пророка Михи (Михея): «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:19) легли в основу обряда ташлих: после полудня (в первый день Рош ха-Шана или во второй, если первый день приходится на шаббат) евреи собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят этот стих, равно как и другие библейские тексты, покаянные гимны и молитвы. Этот обряд не упоминается в Талмуде, поскольку имеет более позднее происхождение.
Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве. Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, должны содержать 10 библейских текстов, упоминающих Господа как царя, 10 текстов, упоминающих Всевышнего как помнящего всё, и 10 текстов, в которых упоминается шофар (бараний рог), один из существенных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.
Основные мотивы Рош ха-Шана как религиозного праздника, освящающего начало года, - это раскаяние в преддверии приближающегося Судного дня и молитвы о том, чтобы наступающий год оказался благополучным и плодородным. В эти дни верующий отдаёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу.
Во многих сферах жизни Израиль начинает свой год в Рош ха-Шана. На правительственной корреспонденции, в газетах и радиопередачах «еврейская дата» указывается первой. Новогодние поздравления в Израиле также отправляют перед Рош ха-Шана, а не в последних числах декабря, как это принято в западных странах.
С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые «Дни Трепета», или «10 дней покаяния», которые заканчиваются праздником Йом-Кипур.