Содержание.

Введение

Глава 1. Эпитет как средство выразительности

Глава 2. Виды эпитетов

Глава 3. Выразительные возможности эпитетов в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Заключение

Литература

Приложение

 

Введение

В этом учебном году мы изучали произведения А.С. Пушкина и учились анализировать стихотворение. Учились определять тему стихотворения и его идею, выявлять лирического героя и настроение, рассматривали средства художественной выразительности. Особенно сильное впечатление произвело стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мы попытались провести лингвистический анализ с точки зрения использования автором особых средств языковой выразительности. Наше внимание привлекли эпитеты, которые в данном стихотворении играют главную роль. Поэтому мы выдвинули гипотезу, что эпитеты в стихотворении являются главным средством выразительности.

Целью лингвистического анализа текста является выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста, выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия [2].

Актуальность данного исследования в том, что анализ использования средств художественной выразительности, в частности эпитетов, позволяет использовать его результаты при анализе художественного произведения.

В академических трудах Е.А. Маймина и Д. Фомичева, которые на разных временных этапах исследовали произведения А.С. Пушкина, рассматриваемое нами стихотворение не анализируется. Акцент делается на идейно-художественное содержание произведений. Мы же рассматриваем авторские приемы создания художественного образа.

Объект данного исследования – художественный текст «Зимнее утро» А.С. Пушкина [5].

Предмет исследования – эпитеты в произведении А.С. Пушкина.

Цель исследования – выявить эпитеты в стихотворении, проанализировать их роль в произведении А.С. Пушкина.

Задачи:

  • найти в тексте эпитеты, определить виды эпитетов;
  • выявить, какие эпитеты использует автор для создания образов в стихотворении.

В ходе исследования мы использовали следующие методы:

  • выборка цитатного материала;
  • анализ отобранного материала.

1. Эпитет как средство выразительности

Начнем исследование с того, что определим понятия. В ходе работы мы вышли на некоторые лингвистические термины.

Средства выразительности – система выражения, возникающая в результате сочетания отдельных словесных единиц поэтического произведения в определённое словесное целое [6].

Эпитеты – это художественные определения. Они выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора, задают настроение, создают образ, характеризуют, оценивают [8].

Колоративная лексика – это группа слов, выражающая значение цвета. Лексика, обозначающая цвет, как описательный элемент выступает в прямом значении, а также может иметь дополнительное образное значение [1].

Фигуры речи – термин риторики и стилистики, обозначающий различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта [6].

Итак, перед нами стихотворение «Зимнее утро» А.С. Пушкина, написанное в 1829 году [5].

Сначала мы внимательно прочитали текст. У Пушкина созданы очень яркие картины вечерней бури и зимнего утра. Мы выявили все, на наш взгляд, эпитеты и отметили их в тексте (Приложение1).

2. Виды эпитетов

Виды эпитетов, которые мы нашли в теоретических материалах[9]:

  • постоянные или фольклорно–поэтические (конь добрый, поле чистое, путь дальний, земля сырая, осень золотая, трава зелёная, солнце красное, ветер буйный, слово верное, буря черная, море синее) – они используются в устном народном творчестве, но поэты используют их и в своих произведениях;
  • изобразительные (лазурная высь, тенистый сад, шёлковый узор);
  • лирические (однозвучный жизни шум, пустынный уголок, прощальный свет);
  • сложные (светло–пушистая снежинка, румяно–золотистое яблоко);
  • метафорические (снежинка смелая, нежная берёзка, колючая лестница, туманящий сон);
  • метонимические (царапающий шепот, березовым веселым языком).

В стихотворении «Зимнее утро» пространство яркое, эмоционально наполненное. Значит, нужно рассмотреть те средства, с помощью которых поэт делает для нас зримой нарисованные им картины.

Мы вновь углубились в текст и провели выборку в соответствии с предлагаемыми видами эпитетов. Вот что у нас получилось:

  • постоянные – нет;
  • изобразительные – северной Авроры, под голубыми небесами, затопленная печь, кобылку бурую, утреннему снегу, нетерпеливого коня, поля пустые, леса густые;
  • лирические – день чудесный, друг прелестный, ты печальная, великолепными коврами, друг милый, берег милый;
  • сложные – нет;
  • метафорические – на мутном небе, бледное пятно, тучи мрачные, прозрачный лес, янтарным блеском, веселым треском;
  • метонимические – нет.

3. Выразительные возможности эпитетов в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Слово мы употребляем в определенном контексте. Обратимся к материалам нашего учебника литературы: «Стихотворение было опубликовано в 1829 году. Оно полно жизнелюбия, очарования зимней природой и становится особенно радостным еще и оттого, что согрето чувством любви к красавице и благоговением перед ней. Очарованием зимнего утра, когда все залито солнцем и сиянием великолепных снежных ковров, усиливается с вьюжным вечером. Поэт рисует картины морозной, солнечной зимы и одновременно теплый, уютный дом, где «весёлым треском трещит затопленная печь», есть тёплая лежанка, возле которой «приятно думать», но можно еще насладиться прогулкой по «утреннему снегу» в санках.» [3]

Мы видим, что у А.С. Пушкина на первом плане человек и его чувства. Поэтому мы обратили внимание на большое количество эпитетов. При этом изобразительные придают цвет (2 колоратива – голубыми, бурую) и характеризуют описываемые предметы (северной Авроры, затопленная печь, утреннему снегу, нетерпеливого коня, поля пустые, леса густые). Непосредственно сами чувства передаются лирическими эпитетами (их 6, через них передается чувство к реалиям мира) и метафорическими (их тоже 6, через них мы видим предметы с несвойственной им стороны, что усиливает поэтическое переживание).

Заключение

Таким образом, мы нашли в тексте эпитеты, определили их виды. Оказалось, что именно они являются у А.С. Пушкина основным «материалом» для создания художественного мира стихотворения.

Мы выявили, какие виды эпитетов чаще всего использует автор для передачи чувств и создания образов в стихотворении. Особенно ярко это передано в третьей строфе. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»), при этом используются не только эпитеты, но и метафоры.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась полностью.

Мы выполнили эту работу, чтобы показать, что литературоведческое исследование можно провести на материале нашего учебника прямо на уроках и это по силам любому ученику, увлеченному литературой.

Литература:

  1. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
  2. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. Учебное пособие для студентов-заочников V курса факультетов языка и литературы педагогических институтов. М.: Просвещение, 1980.
  3. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]: под ред. В.Я.Коровиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013
  4. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. Наука, 1982.
  5. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Том первый. М. Художественная литература. 1985
  6. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. С.-Пб.: Тускарора, 1996
  7. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Наука, 1986.
  8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Москва: Издательство «Педагогика», 1988
  9. http://fb.ru/article/132321/chto-takoe-epitetyi-v-literature-epitetyi---chto-eto-znachenie-epitetov-v-russkom-yazyike

Приложение

Зимнее утро.

Мороз и солнце, день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

www.zimnyk.ellink.ru

1
6
2
3
4
5