Роль эпитетов в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Автор: Савчук Дарья Александровна, 7 Б класс, МБОУ СОШ № 5 им. В. В.Смирнова

Руководитель: Вихман Галина Эриковна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 им. В.В.Смирнова

г. Невель, 2017

Аннотация

По данной теме была выдвинута гипотеза:  эпитеты являются главным средством выразительности

В работе были рассмотрены:

Объект исследования – художественный текст А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Предмет исследования –  эпитеты в произведении А.С.Пушкина.

Мы поставили цель: выявить эпитеты в стихотворении, проанализировать их роль в произведении А.С.Пушкина  

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • найти в тексте эпитеты,  определить виды эпитетов
  • выявить, какие эпитеты использует автор для создания образов в стихотворении

При выполнении данной работы были использованы следующие методы:

- выборка цитатного материала;

- анализ отобранного материала.

Во вступительной части работы автор объясняет причину обращения к теме, связанной с практической работой на уроке литературы.

В основной части рассматривается текст стихотворения А.С.Пушкина.

Полученный практический материал предназначен для учащихся 6-9 классов при изучении  темы  «Анализ стихотворения».

 

Содержание: 

Введение

§1.  Эпитет как средство выразительности

§2. Виды эпитетов

§3. Выразительные возможности эпитетов в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Заключение

Источники

Приложение

 

Введение.

В этом учебном году, как и в предыдущем, мы изучали  произведения А.С. Пушкина и учились их анализировать. Вновь определяли тему стихотворения и его идею, выявляли лирического героя и настроение, рассматривали средства художественной выразительности. Сильное впечатление произвело стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Мы попытались провести лингвистический анализ с точки зрения использования автором особых средств языковой выразительности. Наше внимание, как и в прошлом году, привлекли эпитеты, которые в данном стихотворении играют не последнюю роль.  Поэтому мы выдвинули гипотезу, что эпитеты в стихотворении являются главным средством выразительности

Целью лингвистического анализа текста является выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста, выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия [2].

Актуальность данного исследования в том, что анализ использования средств художественной выразительности, в частности эпитетов, позволяет использовать его результаты при анализе художественного произведения.

В академических трудах Е.А. Маймина и Д. Фомичева, которые на разных временных этапах исследовали произведения А.С. Пушкина, рассматриваемое нами стихотворение не анализируется. Акцент делается на идейно-художественное содержание произведений. Мы же рассматриваем авторские приемы создания художественного образа.

Объект данного исследования - художественный текст  «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина [5].

Предмет исследования – эпитеты в произведении А.С. Пушкина.

Цель исследования – выявить эпитеты в стихотворении, проанализировать их роль в произведении А.С.Пушкина.  

Задачи:

  • найти в тексте эпитеты,  определить виды эпитетов;
  • выявить, какие эпитеты использует автор для создания образов в стихотворении.

В ходе исследования мы исползали следующие методы:

1. выборка цитатного материала;

2. анализ отобранного материала.

§1. Эпитет как средство выразительности

Начнем исследование с того, что определим понятия. В ходе работы мы вышли на некоторые лингвистические термины.

Средства выразительности - система выражения, возникающая в результате сочетания отдельных словесных единиц поэтического произведения в определённое словесное целое [6]. 

Эпитеты - это художественные определения. Они выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора; задают настроение; создают образ; характеризуют; оценивают [8]. 

Колоративная лексика - это группа слов, выражающая значение цвета.   Лексика, обозначающая цвет, как описательный элемент выступает в прямом значении, а также может иметь дополнительное образное значение [1].

Фигуры речи  - термин риторики и стилистики, обозначающий различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта [6].

Итак, перед нами  стихотворение «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина, написанное в 1822 году [5].     

Сначала мы внимательно прочитали текст о балладе и её... У Пушкина созданы очень яркие картины нашей древней истории. Мы выявили все, на наш взгляд, эпитеты и отметили их в тексте (Приложение1). 

§2. Виды эпитетов

Виды эпитетов, которые мы нашли в теоретических материалах[9]:

  • постоянные или фольклорно-поэтические (конь добрый, поле чистое, путь дальний, земля сырая, осень золотая, трава зелёная, солнце красное, ветер буйный, слово верное, буря черная, море синее). Они используются в устном народном творчестве, но поэты используют их и в своих произведениях;
  • изобразительные (лазурная высь, тенистый сад, шёлковый узор);
  • лирические или выразительные (однозвучный жизни шум, пустынный уголок, прощальный свет);
  • сложные (светло-пушистая снежинка, румяно-золотистое яблоко);
  • метафорические (снежинка смелая, нежная берёзка, колючая лестница, туманящий сон).
  • метонимические (царапающий шепот, березовым веселым языком)

В стихотворении «Песнь о вещем Олеге» пространство историческое, основанное на эмоционально состоянии героев. Значит, нужно рассмотреть те средства, с помощью которых поэт  делает для нас зримой нарисованные им картины противостояния характеров.

Мы вновь  углубились в текст и провели выборку в соответствии с предлагаемыми видами эпитетов. Вот что у нас получилось.

  • постоянные  - буйный набег, на верном коне, могильной землёю, на светлом челе, синего моря, и верного друга, отборным зерном, водой ключевою, минувшие дни, конь мой ретивый, непробудным он сном – 11.
  • изобразительные -   из тёмного леса, цареградской броне, мудрому старцу, могучих владык, княжеский дар, грядущие годы, смирный стоит, по бранному полю, верный слуга, позлащённое стремя, мохнатым ковром, кудри их белы, утренний снег, на холме крутом, лживый безумный старик, из мёртвой главы, чёрная лента, ужаленный князь, минувшие дни - 20.
  • лирические  - правдив и свободен их вещий язык, волей небесною, роковой непогоды, господскую волю, опасных трудов, он слезает угрюмый, над славной главою, легок его бег, могучий Олег(2), старый хозяин, жаркою кровью, гробовая змия - 15.
  • сложные  -  соседей-врагов, отроки-други - 2;
  • метафорические  - вещий Олег (2), неразумным хозарам, вдохновенный кудесник, покорный Перуну, заветов грядущего вестник, любимец богов, дивной судьбе, обманчивый вал, лукавый кинжал, под грозной броней, незримый хранитель, прощальной рукой, по шее крутой,   при звоне весёлом, он бурный, игривый,  старые гости, благородные кости, друг одинокий,  на тризне… недалёкой, ковши круговые, плачевной Олега - 23.
  • Метонимические – нет

§3. Выразительные возможности эпитетов в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Слово мы употребляем в определенном контексте. Поскольку мы говорили на уроках об историческом контексте многих произведений, мы изучали балладу А.С. Пушкина как пример подобных творений. Обратимся к материалам нашего учебника литературы: «Многие поэты и прозаики обращались к прошлому и находили в нем много увлекательных легенд и преданий, на основе которых создавали свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи.» [3].

Мы прочитали отрывок из летописи «Сказание о смерти Олега от коня», а затем сравнили текст с балладой А.С. Пушкина.

«Известный литературовед-пушкинист Сергей Михайлович Бонди пишет,  что «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина - это пересказ сохранившейся в летописи легенды о смерти киевского князя Олега (X век), предсказанной ему волхвом (жрецом славянского бога Перуна). Олег в летописях прославляется как мудрый (вещий) князь и победитель врагов Киевского княжества, не только хазар – кочевого племени, нападавшего на русские владения, но и Византийской империи. По летописному преданию, Олег овладел столицей империи Константинополем (русское название его Царьград) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит. После смерти Олега княжить в Киеве стал князь Игорь, а после него – его жена княгиня Ольга.

В словах волхва – «вдохновенного кудесника» – Пушкин, несомненно, выражает и свое собственное отношение к преследующему его «могучему владыке», царю, и декларирует независимость, правдивость подлинной поэзии: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен» [3].

Если в прошлом году в стихотворении «Зимнее утро» мы видели, что у А.С. Пушкина на первом плане человек и его чувства, то в этом году мы познакомились с произведением совсем иного плана. Баллада не только основана на историческом факте, но и содержит тайну, раскрывает характеры персонажей.

Поэтому мы вновь обратили внимание на большое количество эпитетов. При этом изобразительные придают цвет (2 колоратива – темного, позлащенное) и характеризуют описываемые предметы (18). Непосредственно сами чувства передаются лирическими эпитетами (их 15, через них передается чувство к реалиям мира) и метафорическими (их 23, через них мы видим предметы с несвойственной им стороны, что усиливает поэтическое переживание). Появились и постоянные эпитеты (их 11), они как раз и «погружают» в эпоху. В этом произведении мы встретили два сложных эпитета. Один пример - отроки-други – это пример усиления признака, а другой – соседей-врагов – антонимические отношения.

Заключение.

Таким образом, мы нашли в тексте эпитеты, определили их виды. Оказалось, что именно они являются у А.С. Пушкина основным «материалом» для создания художественного мира стихотворения.

Если сравнить результат работы над анализом стихотворения «Зимнее утро», то сразу заметно возросшее количество эпитетов - 22 эпитета в  «Зимнем утре» и 71 в «Песне…». Изменилась роль эпитетов в стихотворении. Для лирического стихотворения важны чувства лирического героя. В балладе «Песнь о вещем Олеге» показана не только борьба характеров, но и исторический фон.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась полностью. Эпитеты в произведении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» являются главным средством выразительности. Благодаря им, мы переносимся в эпоху средневековья и становимся свидетелями противостояния двух сильных характеров.

Мы выполнили эту работу, чтобы показать, что литературоведческое исследование можно провести на материале нашего учебника прямо на уроках и это по силам любому ученику, увлеченному литературой.  

Источники:

  1. Бахилина, Н.Б. История цветообозначений в русском языке. - М., 1975.
  2. Купина, Н.А. Лингвистический анализ художественного текста : учебное пособие для студентов-заочников V курса факультетов языка и литературы педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1980.
  3. Литература. 7 класс : Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]: под ред. В.Я.Коровиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013
  4. Маймин, Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М.: Наука, 1982.
  5. Пушкин, А.С. Сочинения в трех томах. Т.1. - М.: Худ. лит., 1985.
  6. Служевская, Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. - С.- Пб.:  Тускарора, 1996
  7. Фомичев, С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – М.: Наука, 1986.
  8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 1988.
  9. http://fb.ru/article/132321/chto-takoe-epitetyi-v-literature-epitetyi---chto-eto-znachenie-epitetov-v-russkom-yazyike

Приложение 1.

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, — 
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль лего́к его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

 

www.zimnyk.ellink.ru

1
6
2
3
4
5