Новому типу романа, введенному в литературу Жюлем Верном, соответствовал также и новый герой: пытливый исследователь, инженер, путешественник, изобретатель, ученый, готовый ради достижения почти невозможной цели совершить любой подвиг, пойти на любую жертву. Его стремления определяются не узко-эгоистическими расчетами, как у большинства героев буржуазной литературы, а интересами куда более широкими и общественно-значимыми. Мужественные, благородные, свободолюбивые герои Жюля Верна не знают корысти и лицемерия. Их высокие моральные качества раскрываются в действиях, утверждающих отвагу дерзаний, непримиримость в борьбе.
Часто у Жюля Верна повторяются типовые характеристики и отдельные сюжетные положения. Но даже при наличии явного сходства родственных персонажей каждому из них присущи индивидуальные особенности, своеобразные черты характера.
Во многих романах встречается образ чудака-ученого, самоотверженного фанатика науки, неприспособленного к практической жизни и вследствие этого часто попадающего в смешные и нелепые положения. И доктор Клоубонни («Капитан Гаттерас»), и Жак Паганель («Дети капитана Гранта»), и кузен Бенедикт («Пятнадцатилетний капитан»), и Зефирен Ксирдаль («В погоне за метеором») и многие другие персонажи, варьирующие этот образ, — и похожи и не похожи друг на друга. Каждый из них обрисован настолько ярко, что запоминается на всю жизнь. Смешной и рассеянный энтомолог Бенедикт вовсе не является копией тоже смешного и тоже рассеянного географа Паганеля, наделенного, к тому же, замечательным благородством, великодушием и другими привлекательными качествами. Но зато все эти чудаки-ученые одинаково успешно выступают в роли своеобразной «ходячей энциклопедии», перемежая рассуждения на научные темы остроумными шутками и забавными выходками.
Жизнерадостный юмор вообще является одним из самых привлекательных свойств творческой манеры Жюля Верна. Атмосферу здорового веселья, непринужденного комизма обычно вносят в его романы образы слуг, которым отводится не служебная, а первостепенная роль в развитии действия (Паспарту, Консель, Джо и др.). Отношения между хозяином и слугой основаны на взаимном уважении и доверии. Слуга здесь фактически уже не слуга, а верный друг и незаменимый помощник ученого или путешественника, в равной степени заинтересованный в успехе его предприятия.
Мир «Необыкновенных путешествий» населен множеством людей разных профессий, национальностей, убеждений, привычек, вкусов. В толпе действующих лиц, рядом с героями высокого романтического плана, такими, как Немо, Гаттерас, Робур, выделяются образы отважных, волевых женщин, с одинаковой готовностью идущих на подвиг и на самопожертвование (героини романов «Страна мехов», «Миссис Браникан», «Михаил Строгов» и др.). Смелым и мужественным характером, который проявляется в борьбе с суровыми испытаниями, наделены и юные герои: Роберт Грант, Дик Сэнд, Харберт Браун, Эрик Герсебом и др. Нравственной доблестью и чувством человеческого достоинства отличаются также многие персонажи — представители народов колониальных и зависимых стран (индеец Талькав, негр Геркулес, эскимоска Калюмах, бушмен Мокум, индианка Ауда и др.). Уже самым выбором таких персонажей Жюль Верн демонстрирует свою враждебность национальной и, тем более, расовой ограниченности.
Жюль Верн писал в период начавшегося перехода капитализма в последнюю — империалистическую стадию, в период ожесточенной борьбы капиталистических государств за рынки сбыта и сферы влияния, в период кровавых колониальных войн и первых революционных выступлений пролетариата. Капиталистические противоречия между Англией и Францией, между Францией и Германией постоянно привлекали внимание Жюля Верна.
События франко-прусской войны 1870–1871 гг., окончившейся отторжением от Франции Эльзаса и Лотарингии, показали писателю, что германский империализм принесет народам новые ужасные войны и неисчислимые бедствия, если не обуздать раз и навсегда захватнического рвения германских промышленников и финансистов. Республиканец и демократ «поколения сорок восьмого года» не мог обойти молчанием самые жгучие проблемы своего времени.
Увлекательный художественный вымысел тесно переплетается в его романах с реалистическим изображением бедственной жизни, вымирания и физического истребления порабощенных народов колониальных и зависимых стран, ужасов работорговли, невольничества негров в Америке. Во многих произведениях Жюль Верн с возмущением описывает зверства европейских, особенно британских, колонизаторов, творящих свои черные дела под маской миссионерства и «культуртрегерства». Эта тема звучит во многих романах, непрерывно обогащаясь новыми потрясающими фактами («Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Жангада», «Пловучий остров» и др.).
Симпатии писателя неизменно на стороне порабощенных народов, борющихся за свое освобождение. Эта тема определяет основное содержание цикла исторических романов, герои которых являются активными участниками национально-освободительных движений («Архипелаг в огне», «Север против Юга», «Семья без имени», «Дунайский лоцман» и др.).
Следует заметить, однако, что Жюль Верн обычно уклоняется от раскрытия истинного положения дел во французских колониях, и это значительно снижает реалистическую и познавательную ценность некоторых его романов (например, «Кловис Дардентор», «Вторжение моря»).
Положительные герои «Необыкновенных путешествий» не только выражают, но и воплощают в практических действиях гуманистические и демократические идеалы писателя. Пожалуй, ярче всего это проявляется в знаменитой трилогии — «Дети капитана Гранта» (1868), «Двадцать тысяч лье под водой» (1870), «Таинственный остров» (1875).
Сюжет первого романа определяется поисками Гранта. Разные истолкования испорченного документа заставляют Эдуарда Гленарвана и его спутников проделать кругосветное путешествие вдоль 37-й параллели. Но кто такой капитан Грант? Мужественный шотландский патриот, не пожелавший примириться с тем, что его родина окончательно утратила независимость. Он решил основать колонию шотландских политических эмигрантов на одном из островов Тихого океана, но кораблекрушение помешало ему осуществить этот план. Гленарван — политический единомышленник Гранта — снаряжает экспедицию вопреки желанию Адмиралтейства, которое наотрез отказало в помощи шотландскому патриоту. Таким образом, одно из самых увлекательных «Необыкновенных путешествий» мотивируется свободолюбивыми стремлениями героев.
Национально-освободительные идеи еще сильнее звучат в романе «Двадцать тысяч лье под водой». В образе капитана Немо, который одновременно является и замечательным ученым и борцом за свободу, мы видим наиболее полное выражение прогрессивной направленности творчества Жюля Верна. Загадочный Немо, как выясняется в дальнейшем, — индиец Даккар, посвятивший свою жизнь борьбе за освобождение родины, порабощенной и поруганной британскими колонизаторами. Его «Наутилус» — и подводная лаборатория и грозное орудие боя. К услугам Немо богатая библиотека и уникальный музей. Здесь все приспособлено для серьезных научных занятий. Но капитан Немо не может найти успокоения в глубинах моря, когда на земле творится столько зла. Об этом постоянно напоминают ему портреты героев и мучеников борьбы за свободу, глядящих на него со стен каюты.
Пустив ко дну английский военный корабль, капитан Немо говорит возмущенному Аронаксу: «Справедливость и право на моей стороне… Я угнетенный, а вот — угнетатель! Это из-за него я потерял все, что любил, все, что мне было дорого и свято, — родину, жену, детей, отца, мать — все! Все, что я ненавижу, — здесь, на этом корабле! Молчите же!»
Владыка морских бездн, капитан Немо обладает несметными богатствами. Но ему самому никакие богатства не нужны. Сокровища, найденные на погибших кораблях, жемчуг, искусственно выращенный или собранный на дне океана, он отдает восставшим грекам и своим соотечественникам — индийцам, стремящимся сбросить цепи рабства.
Слова капитана Немо — «До последнего вздоха я буду на стороне всех угнетенных, и каждый угнетенный был, есть и будет мне братом» — могут повторить и другие герои Жюля Верна.
В «Таинственном острове» автор выражает в форме аллегорической утопии свои положительные социальные идеи. Четверо мужчин и один мальчик попадают на необитаемый остров в Тихом океане. Кто они, герои этого романа? Участники гражданской войны в США, военнопленные южан-сепаратистов, вырвавшиеся из Ричмонда на аэростате.
Робинзоны XIX в. инженер Сайрес Смит и его друзья вынуждены проделать как бы заново весь путь, пройденный человечеством: начав с добывания огня, изготовления лука и стрел, примитивных орудий труда и домашней утвари, потом уже, с помощью первобытных инструментов, они создают более сложное оборудование и приступают к большим работам. В отличие от своего предшественника Робинзона Крузо, герои «Таинственного острова» не ограничиваются охотой, земледелием и скотоводством. Они строят мосты, проводят каналы, воздвигают плотины, осушают болота, добывают полезные ископаемые, плавят металлы, производят химические продукты, сооружают машины, устанавливают электрический телеграф, занимаются научными изысканиями. Сайрес Смит создает на необитаемом острове настоящий химический завод, где изготовляются кислоты и щелочи, глицерин, стеарин, мыло и другие химикаты.
Свободный труд свободных людей, живущих на свободной земле, творит чудеса. Здесь каждый трудится для себя и одновременно на благо всего коллектива. Плоды совместного труда являются общим достоянием. Для каждого в отдельности и для всех вместе созидательный труд становится первейшей жизненной потребностью. Здесь не существует ни денег, ни частной собственности, ни присвоения чужого труда. Здесь все за одного, один за всех.
Боцман Айртон, высаженный Гленарваном на необитаемый остров за совершенные преступления, через несколько лет становится дикарем. «Горе тому, кто одинок, друзья! — восклицает Сайрес Смит. — Повидимому, одиночество быстро погубило рассудок этого человека, раз мы нашли его в таком жалком состоянии».
Но стоило только Айртону попасть в коллектив свободных тружеников, как к нему снова вернулся разум. Дикарь стал человеком, закоренелый преступник — честным работником.
Капитан Немо, таинственный покровитель колонистов, с восхищением следивший за их деятельностью, осуждает себя за индивидуализм и отрешенность от мира. В предсмертной исповеди он говорит Сайресу Смиту: «Уединение — одиночество — вещь тяжелая, превышающая человеческие силы. Я умираю потому, что думал, что можно жить в одиночестве».
Будущее принадлежит таким людям, как Сайрес Смит и его товарищи. Созидательный труд должен быть не только обязанностью, но и потребностью человека. Люди сильны только в коллективе. Тот, кто хочет жить и бороться в одиночку, обречен на гибель. К таким выводам приводит читателей Жюль Верн.
Легко заметить, что трудовая община, можно даже сказать — коммуна, изображенная в «Таинственном острове», — не что иное, как более или менее последовательное воплощение идей, которые пропагандировали разные представители домарксовского утопического социализма.
Во времена Жюля Верна было известно не мало попыток организации в разных частях света икарийских[7] трудовых общин, но все эти попытки неизбежно кончались неудачей. Не случайно трудовые общины существуют в романах Жюля Верна только на необитаемых островах или даже… в межпланетном пространстве («Гектор Сервадак»).
В духе идей Сен-Симона, Фурье и Кабе Жюль Верн делает попытку нарисовать также государство будущего в романе «Пятьсот миллионов бегумы» (1879). Гуманист и филантроп Саразен строит свободный город Франсвиль на миллионы, полученные в наследство от индийской княгини (бегумы). В этом прекрасном городе все радует глаз человека, помогает ему трудиться и отдыхать. Высшие завоевания научно-технической мысли находят применение и в работе и в быту. В воспитании молодого поколения свободных и счастливых граждан здесь руководствуются «мудрыми принципами высокой моральной, умственной и физической культуры». Все граждане пользуются равными правами на труд, на отдых и на участие в общественной жизни. Ворота Франсвиля широко раскрыты для политических эмигрантов — свободомыслящих людей, преследуемых у себя на родине реакционными правительствами.
По соседству с Франсвилем на территории штата Орегон вырастает город ужасов и смерти Штальштадт, построенный человеконенавистником, шовинистом Шульце, которому удалось отсудить у Саразена половину наследства индийской княгини. На военных заводах в Штальштадте производятся пушки чудовищно-разрушительной силы, снаряды, начиненные ядовитыми газами, и другие орудия массового уничтожения, предназначенные для «низших рас».
«Вот мы уже устроились в самом сердце Америки! — восклицает Шульце. — Дайте нам остров или два недалеко от Японии, и вы увидите, как мы зашагаем по всему свету!»
Злодейские замыслы Шульце — сначала уничтожить Франсвиль, а потом приступить к завоеванию мирового господства — во-время разгаданы другом Саразена, молодым инженером Марселем Брукманом. Роман завершается аллегорической картиной бесславной гибели Шульце и превращением его зловещего Штальштадта в крепость для обороны Франсвиля. Идеи гуманизма и демократии, таким образом, торжествуют победу. В развязке романа полностью проявился социальный оптимизм Жюля Верна, его непоколебимая вера в грядущее торжество демократических сил.
Но каким путем мыслил Жюль Верн переход от дурного настоящего к светлому будущему, воплощенному в образе чудесного Франсвиля, города-мечты?
Надежды на лучшее будущее он возлагал главным образом на прогресс науки и техники, который, как ему казалось, изменит со временем «весь политический и гражданский строй нашей жизни». Великий фантаст не понимал того, что наука и техника сами по себе не могут вызвать коренных социальных преобразований. Писатель поет гимны науке, как величайшей и чуть ли не единственной преобразующей силе, верит в ее безграничное могущество, в ее благотворное, облагораживающее влияние на человечество. И в то же время он остро, даже с некоторым трагизмом, ощущает исконную враждебность мира капиталистической конкуренции научному новаторству. Своего героя — изобретателя Жюль Верн обычно рисует окруженным глухой стеной непонимания и враждебности. Гордый, одинокий отшельник, овеянный романтической таинственностью, совершает великое открытие или строит замечательную машину вдали от людей, от общества. Капитан Немо, инженер Робур и другие изобретатели держат свои открытия в секрете, не ставят их на службу обществу, а используют как оружие в борьбе с социальной несправедливостью или как средство, позволяющее им противопоставить себя буржуазному государству и бросить вызов дурным законам. Они оправдывают свой индивидуализм и нежелание раскрыть тайну научного открытия или изобретения преждевременностью его появления.
«Граждане Соединенных Штатов, — заявляет Робур в своей прощальной речи, — я произвел опыт и в то же время пришел к убеждению, что никогда не надо торопиться ни с чем, даже с прогрессом. Всему свое время, и сама наука не должна слишком опережать средние умы. Все должно следовать постепенно, а не скачками. Всему свое время. Передать мое изобретение людям еще рано. Человечество еще не созрело для всеобщего братского союза. Я улетаю и уношу свою тайну с собой, но она не будет потеряна для людей. Они узнают ее в тот день, когда окажутся достаточно подготовленными, чтобы ею воспользоваться, и достаточно разумными и нравственными, чтобы не употребить ее во зло» («Робур-завоеватель»).
Таковы наивные утопические идеи Жюля Верна, приверженность которым он сохранил до конца жизни.
Конфликт между творческой личностью и общественной средой часто получает в его романах трагическое разрешение: погибает либо герой, либо изобретение. В дальнейшем, когда антагонистические противоречия капиталистического общества еще более усилились, утопическая мечта Жюля Верна о счастливом будущем человечества, к которому его должен привести научный и технический прогресс, отодвинулась в еще более неясную, туманную даль, и в творчестве писателя появились новые мотивы.
Козулина Снежанна, Панькова Анастасия,
учащиеся 1 курса 105 В группы Псковского медицинского колледжа