Большинство научных данных, которые Жюль Верн приводит в своих книгах, в наше время безнадежно устарело. Сегодня каждый школьник знает, хотя бы в общем, как устроен вертолет и чем он отличается от самолета или аэростата. Наивные технические мечты Жюля Верна о воздушных кораблях, похожих на неуклюжие пароходы прошлого века («Робур-Завоеватель»), поднятые силой электрических батарей на «необычайную» высоту... метров в двести, могут показаться современному читателю какой-то карикатурой на современную технику. А ведь сто лет назад это описание соответствовало последним достижениям науки. То же относится и к большинству других научно-технических фантазий Жюля Верна:

  • в наше время миллионы людей знают, как ведут себя космонавты во время полета, как стартуют космические ракеты, по мощности далеко превосходящие выстрел из «Колумбиады» Барбикена («С Земли на Луну», «Вокруг Луны»);
  • подводные лодки с атомными двигателями совершают плавания в Мировом океане, по многу дней и недель не поднимаясь на поверхность;
  • кругосветное путешествие по маршруту Филеаса Фогга («Вокруг света в восемьдесят дней») на современном реактивном лайнере можно совершить не за восемьдесят суток, а за восемьдесят часов.

Да и сам мир, который описан в его романах, за сто лет существенно изменился. Индия из отсталой колонии Британской империи превратилась в одну из ведущих держав мира; Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, где дети капитана Гранта напрасно искали своего отца и где во времена Жюля Верна погибали от голода и жажды целые экспедиции («Дети капитана Гранта»), в наше время стали промышленно развитыми странами с разветвленной сетью дорог.

Казалось бы, все это сводит к нулю научно-популяризаторское значение романов Жюля Верна. Однако вопреки такому разрыву во времени, а может быть, именно благодаря ему, эти романы приобретают сейчас новое значение, получают как бы второе дыхание. Читая эти книги глазами человека XX века, мы с интересом и удивлением узнаем многое, о чем или успели основательно забыть, или на что не обратили раньше должного внимания.

Носецкая Маргарита,

учащаяся 8 «А» класса ГУО «Средняя школа № 41 г. Витебска» (Республика Беларусь)