Холокост27 января 2025 года в Псковской областной научной библиотеке имени В.Я. Курбатова учащиеся старших классов Средней общеобразовательной школы №1 им. Л.М. Поземского прослушали мемориальную беседу-реквием «День памяти жертв Холокоста (1941 – 1945 гг.)».

Заведующая Международным библиотечным центром Наталья Митрофанова раскрыла понятийный ряд по теме, выделила основные направления фашистской политики геноцида в отношении отдельных народов и групп населения, уделила особое внимание морально-нравственным аспектам геноцида, привела примеры сопротивления геноциду и имена людей, помогавших спасать преследуемых; раскрыла образы бессмертных жертв Холокоста. 

Мероприятие было построено на фактическом материале книг Стефана Брухфельда «Передайте об этом детям вашим... История Холокоста в Европе 1933-1945», «Саласпилс. Забытая история. Сборник фотодокументальных свидетельств о злодеяниях немецких нацистов и их пособников в годы германской оккупации Латвии в 1941-1945 гг.» (сост. Влад Богов, 2022), повести лауреата Нобелевской премии, американского писателя Эли Визеля «Ночь» и фрагментах документального фильма «Шоа́» («Катастрофа») французского режиссёра Клода Ланцмана.

15-летним подростком Эли Визель вместе с отцом оказался узником Освенцима. Повесть «Ночь» эмоционально и фактические точно передает всю глубину трагедии, которая обрушилась на мальчика, выросшего в обстановке благополучия и любви. Каково это – смотреть вместе со взрослыми заключенными под дулами ружей охранников, как на виселице умирает 9-летний мальчик? Как забыть лица людей, чьи тела на твоих глазах превращаются в кольца дыма крематория на фоне безмолвного неба? Как остаться человеком, когда ты месяцами голодаешь, и брошенный в вагон кусок хлеба, чтобы выжить, нужно отнять у собственного отца? Как жить дальше, когда в 15 лет в тебе убили душу, чувство собственного достоинства, уважения к себе и веру в Бога?

Книга Эли Визеля предельна честна с читателем. В ней нет желания приукрасить себя в ситуации унижения, ненужного пафоса и придуманной стойкости в обстановке крайней степени бесчеловечности. В концлагере каждый борется за выживание как может, не думая больше ни о чем и ни о ком. «Здесь нет ни отцов, ни братьев, ни друзей. Каждый живет и умирает сам по себе, в одиночку», - напутствует юношу староста лагерного блока.

И все-таки, пусть маленькие и слабые, но реальные попытки помогать друг другу; слова сочувствия и поддержки, которые шепотом говорят узники теряющим веру в спасение и силы собратьям по несчастью; жертвование крохами материальных ценностей во имя других, юных и старых заключенных, - становятся теми соломинками спасения, которые помогают людям оставаться людьми.       

«Будучи единственным в своем роде, Освенцим становится точкой отсчета... Освенцим символизирует насилие, ненависть и смерть, и потому наш долг - противостоять насилию, ненависти и смерти. Освенцим отнимает у нас надежду и любовь настолько, что мы теряем волю к жизни, и поэтому мы должны утверждать надежду и любовь во имя самой жизни, на которую мы можем опереться». Это послание Эли Визеля в предисловии к книге как нельзя лучше объясняет не только смысл запечатления на бумаге «свидетельских показаний» узника лагеря смерти, но и служит напутствием будущим поколениям, как «сохранять благородство в несчастии» (это уже из «Дневника» Януша Корчака, бессмертной жертвы Холокоста).

Также важной темой 2025 года стали судьбы малолетних узников концлагеря Саласпилс в Латвии. На фоне других фактов бесчеловечности, творившихся в лагерях смерти в годы Второй мировой войны, этот лагерь стоит особняком. Для псковичей эта тема особенно болезненна, так как угнанные фашистами с родины их земляки зачастую становились узниками именно Саласпилса. В период 1943 года заключенными в нем были в основном дети в возрасте от 0 до 18 лет. Их принудительно отнимали у матерей и собирали в этом лагере.  

Нам, людям 21 века, трудно говорить о том, что невозможно себе представить. Как бы это жестко не звучало, всё произошедшее надо испытать на собственной шкуре, чтобы понять великую трагедию Холокоста.

Что чувствовали живые люди, доставая из ям трупы своих жен, детей, матерей?

Что чувствовали немецкие солдаты, совершая следующие способы убийства детей - узников лагеря Саласпилс:

- натравливание собак на узников,

- закапывание заживо в землю, 

- раздробление голов прикладами – способ, прямо предписанный инструкцией по лагерю для убийства детей «в целях экономии боеприпасов»?

Тема количества и способов умерщвления огромного количества людей в результате Холокоста является самой сложной для морально-нравственной оценки этого явления. Рассмотрению взаимоотношений палачей, жертв, работников зондеркоманд – спецотрядов, сформированных из числа лагерных заключенных, доносчиков, наблюдателей; пассивных, молчаливых свидетелей преступлений фашистов посвятил свой 9-часовой документальный фильм Шоа́» французский режиссёр Клод Ланцман. Лента состоит из интервью, которые режиссер проводил в 1974 - 1980 гг. в 14 странах с участниками событий около городка Хелмно в Польше, в концентрационных лагерях Аушвиц-Биркенау (Освенцим), Треблинка, Варшавском гетто. Чтобы хотя бы умозрительно «постоять» на стороне жертв и их палачей, школьникам были показаны фрагменты фильма, связанные с воспоминаниями узника лагеря Треблинка Абрахама Бомбы, работавшего парикмахером в «предбаннике» газовой камеры, заключенного Рихарда Глацара и офицера СС бывшей администрации концлагеря Треблинка Франца Сухомеля.  

Подробно было рассмотрено участие в спасении жертв Холокоста Яна и Антонины Жабинских, Ирены Сендлеровой, Отто Вайдта, О́скара Ши́ндлера, а также мирных жителей на оккупированных территориях, укрывавших евреев, и которым после войны было присвоено специальное почетное звание «Праведник народов мира».

Образами бессмертных жертв Холокоста выступили Анна Франк и Януш Корчак.

Особое внимание было обращено на необходимость сохранения памяти о жертвах Холокоста через создание масштабных мемориалов (Зал имен в мемориальном комплексе Яд Вашем) и памятников («Туфли на набережной Дуная» в Будапеште).

Завершением беседы стали слова Иегуды Бауэра, израильского историка, одного из ведущих специалистов по Холокосту: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».