Древнейшие китайские куклы были нефритовыми, а в X-XII вв. на свет появились фарфоровые куколки, изображающие как легендарных и мифических персонажей, так и реальных исторических деятелей. Как и любая народная традиция, история создания и развития китайской игрушки складывалась в течение многих столетий. В ожидании малыша будущие родители вкладывали свою любовь и надежды в изготовление игрушек-оберегов, игрушек-талисманов, несших в себе глубокий символический смысл. Когда же младенцу исполнялся первый месяц, первые сто дней, год, близкие родственники дарили ему сшитые своими руками игрушки - тряпичных тигров, обезьянок, петушков или подушечки в виде лягушек, рыб, черепах. Эти игрушки, различные по размеру и замысловатые по форме, делались из мягких, приятных на ощупь тканей. Их авторы использовали весь арсенал передававшихся из поколения в поколение умений и навыков. Для детей постарше игрушки создавались из самых различных природных и подручных материалов – глины, бамбука, камня, ткани, металла, меха, кожи. Их персонажи и сюжеты знакомили детей с многовековыми традициями китайской культуры: обычаями и привычками, легендами и преданиями, литературой и театром. По мере взросления ребёнка влияние и роль игрушек в развитии и стимулировании его интеллекта становятся все более очевидными. Так, например, популярная во всем мире китайская головоломка-мозаика несет в себе глубокие математические знания, воздушный змей и ветряная мельница дают первые представления об использовании энергии ветра.
Игрушка в китайской культуре – не просто предмет для игры, а особый символ, несущий в себе пожелание долголетия, богатства, счастья. Множество таких игрушек продают в канун Нового года. Есть игрушки поздравительные - небольшие фигурки взрослых и детей в праздничных костюмах, с хлопушками или бумажными змеями. Есть игрушки "благопожелательные".
Одна из любимых праздничных игрушек – Да Афу, что в переводе означает «большое счастье». Это глиняная фигурка толстого, почти круглого ребёнка, который держит в руках льва. По легенде Да Афу - святой, который в образе ребенка укротил льва, уносившего маленьких детей. Круглая форма означает гармонию, а лев – существо, защищающее от злых сил. Поскольку народные мастера никогда не видели львов, их изображали похожими на собак синего или зеленого цвета.
В китайской мифологии очень почитаемы "бессмертные". Это - философы, чиновники, монахи, канонизированные в средние века и наделенные сверхчеловеческими способностями. Каждого бессмертный имеет особый предмет, связанный с легендой о нем: посох, тыкву, флейту, веер. Изображения бессмертных также означали доброе пожелание. Игрушка, изображающая бога долголетия Шоу-сина похожа на неваляшку. Старец одет в красный монашеский плащ, в руках держит персик, символ долголетия, веер или жезл жуй (исполнение желаний), знак счастья и благополучия. У него необычно высокий лоб, а к поясу привязана тыква-горлянка, означающая столько детей, сколько завязей на плетях тыквы. Игрушка Шоу-син - пожелание долголетия, счастья и многочисленного потомства.
Очень популярна игрушка Восемь бессмертных. Это - добрые волшебники, помогающие людям. Часто они плывут на лодке в страну бессмертия в гости царице Запада Сиванму или пируют.
Игрушки «Сылинь» – это четыре существа, приносящих счастье: дракон, птица Феникс, черепаха и сказочное существо цилинь. Дракон – повелитель дождя, символ двух стихий – огня и воды, приносит удачу. Цилинь – сказочное существо наполовину дракон, наполовину конь, наполовину лев. На лбу у него рог и третий глаз. Появления цилиня означает рождение особого человека – мудреца или бессмертного.
В Китае существовал обычай ставить перед воротами храма изображения львов и собак – охранителей от злых духов. Эти образы прижились в народной игрушке: львы фантастически раскрашены, а собачки украшены мехом и качают головками.
В этой стране сложилось несколько центров производства игрушек. Куклы, изготовленные в северных областях, более грубы, а созданные к югу от реки Янцзы изящны и тонки. Делают их из глины, ткани, бамбука, бумаги, дерева, причём современная технология базируется на национальных традициях.
В центральных районах провинции Хэнань (северный Китай) очень популярны глиняные свистульки, которые называют "нинигоу".
Существует множество видов этих поделок. Обычно они бывают в виде обезьянок, которые сидят, бегут, играют на музыкальном инструменте и т.п. Мастера создают и целые композиции: кошка с обезьянкой, обезьянка с мотыгой, обезьянка, зажигающая огонь, обезьянка в фартуке, обезьянка-мама с обезьянкой-дочкой и др.
Местные мастера района Хуайян провинции Хэнань также делают множество глиняных игрушек в виде двухголовых птиц и зверей. Изготовление таких игрушек - достаточно трудоемкая работа: требуется замесить глину, изготовить форму, выполнить силуэт по форме, раскрасить и нанести орнамент. Окрашивание болванок производится партиями. Когда краска высыхает, на игрушки заостренной соломинкой наносят орнамент. Так получаются прямые чистые линии без лишних штрихов. Ярко-красный, зеленый, белый и желтовато-оранжевый тонкий орнамент на черном фоне игрушки выглядит очень эффектно.
Глиняные игрушки уезда Цзюньсянь изготавливаются преимущественно вручную. После создания формы их раскрашивают. Фоном обычно служит черный, темно-коричневый или ярко-красный цвет, а для украшения используются розовый, желтый, зеленый и белый цвета.
Многие китайские игрушки, претерпев многочисленные изменения в ходе истории своего существования, не переставали быть предметами культов, ритуалов и верований. Так, воздушный змей, бумажный феникс, первоначально служивший военным средством связи, и сегодня оформляет традиционный праздник чистого света, день поминовения усопших Цинмин. Коты, охранявшие от мышей шелковичные коконы, солнечные петухи, отпугивающие демонов, продолжают приносить удачу своим хозяевам. Уникальные формы, оригинальные пластические решения, мифологические смыслы и исторические отсылки делают китайскую народную игрушку предметом искусства.
Задание для детей:
В Китае изготовление игрушек из глины является одним из видов старинного искусства. Из-за своей яркой окраски глиняные фигурки получили название «цай су». Технология изготовления фигурок людей и зверушек очень проста. Их делали вручную или при помощи формы. Готовые сырцы-изделия ставили в тень и давали естественно высохнуть, затем их раскрашивали в яркие цвета. По мнению многих умельцев, именно раскраска играет самую важную роль в процессе изготовления глиняных миниатюр. По свидетельству китайских мастеров вылепить фигурку – это только одна треть выполненной работы. Чтобы краски были еще более яркими и лучше ложились на готовое изделие в них добавляют жидкий клей.
А вы сможете смастерить игрушку из глины, похожую на китайскую, например, свистульку «нинигоу», которая, чаще всего делалась в виде обезьянки?