Обратимся к истории производства кукол в Германии. Уже на рубеже XIX-XX столетий в Тюрингии и Баварии выпускалось около половины мировой кукольной продукции. Правительство активно поддерживало кукольную промышленность и субсидировало учебные заведения, занимавшиеся подготовкой мастеров-кукольников. Отличительной чертой немецкого производства стало и то, что различные предприятия, как правило, кооперировались и поставляли друг другу детали и аксессуары.    

Особое внимание заслуживают немецкие фарфоровые куклы. В XIX веке центром по производству кукол с фарфоровыми головами стала Тюрингия.

У французских кукольных мастеров, таких как Jumeau, Bru и других немцами была взята идея производить кукол, похожих на французских bebe (с красивыми фарфоровыми головами, шарнирными конечностями и телами из дерева и композита), но гораздо более дешевых. Идея имела успех, и вскоре тысячи немецких кукол с маркировкой DEP (deponiert) экспортировались во Францию, там куклам изготавливались парики, одежда, и они поступали в продажу. Во второй половине 19 столетия бисквитный фарфор, который состоит из каолина, полевого шпата и кварца, вытеснил из кукольной индустрии глазированный фарфор. Головы из этого материала, дважды обжигающиеся без глазировки, выглядели очень натурально.

С 1880 года начинается новая эра немецкой игровой фарфоровой куклы. Головы с плечевой тарелкой (Brustköpfe) монтировались на кожаные туловища. Другим видом тел были тела из дерева, композита (древесные опилки с клеем) или папье-маше (прессованный картон). В продаже появляются куклы для купания с подвижными руками и ногами, говорящие, ходячие куклы. Уже к 1900 году в Тюрингии насчитывается свыше 100 кукольных фарфоровых фабрик.

Одно из громких имён немецкой кукольной промышленности, старейшая германская мануфактура – тюрингский Дом Симона и Хальбига (1869-1930 гг.). Он известен не только тем, что выпускал «целых» кукол с головами из фарфора, туловищами вначале из кожи, а затем из дерева или папье-маше, с руками и ногами на резинках, но и тем, что поставлял фарфоровые головки другим предприятиям – как немецким (например, фирмам «Каммер и Рейнхарт», «Ханрих Хандверк», «Хойбах Коппельсдорф», «Куно и Отто Дрессель», «Флейшманн и Блёдель», «Гимбель Брос»), так и французским – их, в частности, использовали Жюмо, Рулье и Декан.

Новшеством этой фирмы было создание, например, куклы с тремя лицами, каждое из которых имело свое выражение, или куклы с двумя головами, известной под именем Topsy-Eva. Это было забавное существо, на одном конце была голова белолицей куклы, а на другом голова куклы-негритенка. Кукла была одета в юбочку, при переворачивании одна из голов исчезала в складках юбки. Именно Simon & Halbig начали первыми выпускать кукол различных рас. Это были прелестные куклы-негритята, куклы-китайцы, куклы-индийцы.


Другой известной фамилией в кукольном мире была фамилия Хойбах (Heubach). Они одними из первых стали выпускать так называемых «характерных кукол» - кукол с улыбающимся, огорченным или даже плачущим выражением лица. Часто эти куклы выпускались небольшими партиями, и в настоящее время они имеют высокую коллекционную стоимость

Кроме таких широко известных производителей, как Кестнер, Хандверк, Зимон и Хальбиг, Кэммер и Рейнхардт, в Тюрингии было много более мелких и менее известных кукольных фабрик. Среди них Карл Бергман (Carl Bergmann), Адольф Хюлс (Adolph Hülß), Альт, Бек и Готшальк (Alt, Beck & Gottschalck), Кёниг и Вернике (König & Wernicke), Ганс и Зейфарт (Gans & Seyfarth), а также многие другие производители фарфоровых кукол. Каждый из них внес свой вклад в историю кукол, предоставив нам возможность любоваться неувядающей прелестью и обаянием старинных фарфоровых красавиц.