Свою биографию город начинает с деревни Толмачево, которая получила развитие со строительством железнодорожного моста через реку Обь в 1893 – 1897 гг.
Город Обь связан с Новосибирском двумя дорогами: железной и автомобильной.
Главная достопримечательность нашего города - аэропорт Толмачево - «Воздушный причал Сибири».
У города большой потенциал и, если верить стратегии социально-экономического развития до 2030 года, которую презентовали обчанам, то в обозримом будущем город Обь станет центром Аэросити. В его границы войдут часть Новосибирска, села Толмачёво, Чика, полностью город Обь и Криводановка. Аэрополис будет самостоятельным и привлекательным для проживания местом, с обустроенными скверами, парками и организованной транспортной доступностью.
В 1936 г. в селе Толмачёво размещалась военная авиационная школа пилотов ВВС Красной Армии, которая готовила специалистов как для гражданской, так и для военной авиации.
Возникновение аэропорта Толмачева на базе военного аэродрома связано с оснащением гражданской авиации СССР реактивными лайнерами Ту – 104.
На фотографиях: строительство военного аэродрома в военном городке при станции Обь. Строительство аэродрома. 1941 г. Строительство новой взлетно-посадочной полосы в 1951 г.
Впервые 12 июля 1957 года из аэропорта Толмачево в Москву, с промежуточной посадкой в Свердловске, отправился экипаж ТУ-104 рейс 020, на борту находилось 50 пассажиров.
В сентябре 1992 года Толмачёво приобретает статус международного аэропорта. В 2004 – 2009 гг. проведена масштабная реконструкция терминалов Толмачево. 25 сентября 2010 года введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса-2, сертифицированная по II категории ИКАО, которая может принимать любые типы воздушных судов в сложных метеоусловиях.
В Толмачёво открыт первый в мире памятник Ту-154 - самому массовому отечественному среднемагистральному лайнеру.
За 60 лет аэропорт прошел путь от военного аэродрома до крупнейшего авиатранспортного узла федерального значения. Фойе аэропорта стало не только залом ожидания, но и местом выступления известных артистов и организация выставок и экспозиций.
На фотографиях: музыканты творческого коллектива «Блестящие смычки» и маэстро Вадим Репин. Духовой оркестр «Бис Band» дал живой концерт в аэропорту Толмачёво. Выставка работ известного новосибирского фотографа-блогера Славы Степанова (Gelio) «Набирая высоту!».
На фотографиях: одна из достопримечательностей аэропорта Толмачево - скульптура «Покорение Сибири». Передвижная выставка «Галерея сердец». Выставка работ, выполненных детьми от 5 до 16 лет, учащимися изобразительной студии Росток (г. Обь).
Скульптурная группа «Авиаторы» в аэропорту Толмачево представляет собой две бронзовые фигуры - летчика и техника, установленные на постаменте. Она создана и установлена к 72-й годовщине Победы в память об авиаторах Великой Отечественной войны.
Сквер «Звездочка». Этот сквер - история города. 75 лет назад курсантами Сибирского военного авиационного училища в военном городке города Оби были высажены ели в виде пятиконечной звезды, в память о тех, кто героически сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Так образовался небольшой сквер, который все жители называли «Звездочка».
В 2010 году, благодаря инициативе «Женского совета», состоялось второе рождение сквера. Территорию благоустроили, вычистили от сухостоя, и 23 сентября состоялся торжественный митинг, посвященный открытию мемориального комплекса «Звезда» в сквере «Звездочка».
В 2020 году, благодаря федеральным программам, сквер реконструировали и облагородили.
Дворец культуры «Крылья Сибири» основан в 1979 году. Является центром культурно-досуговой жизни города Обь. Имеет удобное месторасположение, отличную транспортную доступность. Зрительные залы оснащены современным техническим оборудованием. Работают 20 коллективов художественной самодеятельности по разным направлениям, клубы по интересам и спортивные секции. 7 творческих коллективов носят почетное звание «народный (образцовый) самодеятельный коллектив». Творческие коллективы Дворца культуры «Крылья Сибири» являются лауреатами многочисленных международных, всероссийских, региональных, областных фестивалей и конкурсов.
Памятник «Мужеству авиаторов». На дворцовой площади накануне празднования Дня Воздушного флота Российской Федерации был открыт гранитный памятник «Мужеству авиаторов». После трагических событий, когда украинской ракетой во время рейса Тель-Авив – Новосибирск над Черным морем был сбит пассажирский самолет, члены экипажа Ту-154 были родом из нашего города, и возникла идея установить памятник погибшим летчикам. Позже было решено, что монумент должен увековечить мужество всех пилотов.
В городе есть улицы, названые в честь людей, связавших свою жизнь с авиацией: Чкалова, Покрышкина, Байдукова, Титова; а также улицы, в названиях которых так или иначе прочитывается связь с авиацией и аэропортом: авиационная, ЖКО аэропорта, портовая.
Интересные факты о городе Обь.
18 февраля 1978 года Ту-154А готовили к очередному рейсу, и один из техников, подогревая салон, оставил без присмотра обогреватель. «Оставленная перед калорифером подогревателя ветошь с потоком воздуха попала в калорифер, загорелась и через рукав была выброшена в кабину. Возникший очаг пожара был обнаружен поздно, когда меры по его ликвидации остались безрезультатными», - так отражен инцидент в ведомственном архиве аэропорта и документах Госархива Новосибирской области. У борта 85087 прогорела верхняя часть фюзеляжа, и он в одночасье превратился из лайнера в «склад запчастей» – даже для испытаний в отраслевом НИИ (ныне - СибНИА - прим. авт.) не сгодился. После того, как с самолета сняли все оборудование, его разрезали. Казалось бы, вот она, смерть с последующей переплавкой. Но история несчастливого борта неожиданно продолжилась. В это же время, на другом конце страны, режиссер Александр Митта задумал снять первый в истории СССР фильм-катастрофу – про авиацию. Кстати, изначальное название у картины было весьма невыразительное - «Запас прочности», «Экипаж» появился гораздо позже… Перед началом съемок стояла ровно одна проблема, но зато какая – где же взять Ту-154 для съемок, если к тому моменту ни одного еще не списали? Но слухами земля полнится – тут и всплыла история про новосибирскую «тушку». Через три недели, с большим трудом уместив негабаритный хвост на железнодорожную платформу, привезли драгоценный груз в Москву. И весь эпизод «ликвидации аварии в воздухе» снимали на этом обрубке.
И сколько б раз не видела тебя,
И сколько б за тобой не наблюдала,
Вверх голову подняв, дыхание затая, –
Все мало мне тебя, безмерно мало.
Твой гордый профиль и размах крыла,
Шасси, которые вот-вот земли коснутся,
Твои огни, переливаясь и маня,
В мой тихий мир нечаянно ворвутся.
И громким рёвом из твоих турбин,
Что на своём пути всё разметает,
Покой мой растревожен до глубин,
И сердце от восторга тихо тает.
Проходят годы, сменяются поколения, но шум самолетов останется привычным и родным еще не одному поколению обчан.
Спасибо за внимание!