Picture 1

После десятков статей в престижных журналах и послевыставочных буклетов,  изданных как у нас в стране, так и за рубежом, наконец выходит замечательная монография выдающегося современного художника-графика Гурама Доленджашвили.

Для художников, искусствоведов, студентов художественных вузов – это настоящий подарок.

Имея художественное академическое образование, владея практически всеми видами графического искусства, им создано большое количество листов запечатлевших не только свою родную Грузию, но и разные уголки огромной страны России. Его работы находятся в десятках музеев мира, крупных национальных галереях.

Гурам много путешествует, поэтому так многолика география его творческих работ. В альбоме читатель познакомится со всеми этапами творческих приемов, которыми владеет мастер.

В работах последних лет мы почти не увидим штриха. Художник словно вылепливает из прикосновений карандаша свои причудливые композиции. Поразительно, что из трех основных цветов - белого, серого и черного работы становятся серебряными, вернее серебристыми, за которыми понимающий и чуткий зритель словно слышит движение и видит цвет.

 Именно многочисленность оттенков серого цвета, которыми владеет и чувствует мастер, позволили передать такой широкий диапазон тональных отношений.

Гурам безусловно романтик. Его работы романтичны, не зависимо от того, что и  как он изображает  то камерные и умиротворенные, то динамичные и монументальные.

Рисунок точный и строгий, а пространственные композиции конкретны, отсюда блистательное владение воздушной перспективой.

За исключением некоторых работ нет сложной предметной насыщенности, которая отличает его от многих художников-графиков. Однако детальная проработка изображаемой натуры, будь то офорт, карандаш, не дробит ее, а выстраивает в цельный объем, что делает произведения монументальными, не зависимо от формата работы.

Несмотря, на легкость, воздушность его карандашных рисунков, чувствуется кропотливость и многотрудность исполнения. На исполнение некоторых работ художник потратил долгие месяцы  и даже годы.

Исходя из большого комплекса принципа определяющих признаков в художественном решении произведений искусства, здесь необходимо отметить главное: гражданственность, любовь к изображаемому (мы не встретим коммерческих работ), темперамент, доброту, фантазийность и, безусловное, выдающееся мастерство исполнения, будь то офорт, акварель или  карандаш.

Сегодня мы любуемся красотой произведений созданных Гурамом: его сказочными городами, космическим небом, мягким пушистым снегом, необычными деревьями, людьми.

Как ни парадоксально, всё искусство этого художника призвано не только к созерцанию дивных по красоте работ, но в нем содержится призыв к сохранению того, что так нежно, бережно и трепетно изобразил художник.

 Лунные пейзажи с деревьями, одетыми в серебристый снег, сегодня принадлежат не только Грузии, а всему миру, где можно увидеть то чудо, которое засвидетельствовал один из самых выдающихся художников современности Гурам Доленджашвили.

Мэтр мировой графики Станислав Никиреев сказал о творчестве Гурама: «Это праздник для глаз, души и сердца». Лучше не скажешь.

                                                                                               Искусствовед                                                                                                                                    Татьяна Моргунова.