Bears

По результатам недавно проведенного социологического опроса эта картина является второй по популярности в России, уступая лишь васнецовским «Богатырям». Более 15% опрошенных назвали ее «символом русского искусства». Предполагается, что ее сюжет подсказал автору передвижник К. Савицкий. Он же написал медведей. Более того, первоначально на картине стояло две подписи – Шишкина и Савицкого, но П. Третьяков, купивший эту работу, снял подпись Савицкого, считая ее оригинальным произведением Шишкина. И справедливо – вся она суть прекрасное выражение шишкинского творческого метода. К тому же многочисленные наброски и этюды, сделанные к картине, свидетельствуют о второстепенной роли соавтора: медведей он писал по эскизам, предложенным Шишкиным.

Если проанализировать отдельные эпизоды картины, то можно заметить следующее. Верхней границей картины Шишкин как бы срезает сосны, тем самым подчеркивая их громадность. Этот прием характерен для всего его творчества. Поваленная сосна с вырванными из земли корнями создает ощущение глухого соснового леса, где только и могут резвиться на воле медведи. Искусно написанный туман, еще не рассеявшийся в лучах солнца, указывает на время суток, вынесенное в название картины, - это именно утро.