Загадки сказок Шарля Перро

Шарль Перро – один из самых знаменитых сказочников, которого читают по всему миру как дети, так и взрослые. Такая популярность ожидаема, ведь в своё время он ввёл в моду трансформацию народных сказок в авторские, благодаря чему этим начала заниматься вся французская Богема тех лет. Например, свои обработки народных сюжетов и целые сборники опубликовали мадам д'Онуа, племянница Шарля мадам Леритье, и многие другие высокородные дамы.

Наибольшую популярность среди таких произведений а ля Перро получила сказка, созданная писательницами Лопренс де Бомонд и Барбо де Вильнёв «Красавица и чудовище».   Немудрено, что добрые сказки с простым и поучительным сюжетом о прекрасных принцессах и принцах, добрых феях, находчивых людях любых сословий, волшебных существах дают понятное представление и яркую картинку, доступную для восприятия маленькими детьми, которые, конечно, составляют основную аудиторию этих сказок.

Но здесь как обычно всё не так просто.

Начнём с самой личности Шарля Перро. Кем был он? Шарль Перро - французский поэт, теоретик искусства и критик эпохи классицизма. Солидный статус, не правда ли? Не к лицу такому человеку писать наивные детские сказочки с поучениями, не по статусу. Но Шарль Перро сказочник XVII века, следовательно, для детей он и не писал.

Дело в том, что в то время детство ещё не рассматривалось как отдельный период жизни. Дети – это маленькие взрослые, во всяком случае так их воспринимают. Детской одежды не шьётся, дети носят маленькие взрослые платья, которые иной раз велики им по размеру, игрушки есть, но не в массовом производстве, а сказки, прятки, догонялки – скорее больше досуг для взрослых, которые собираются на большие игральные вечера, чтобы вволю порезвиться. И сказки тоже читают взрослые. Сказки эти нередко жестоки и мораль в них совсем не для юного читателя. В них часто высмеивается непристойное поведение, глупость каких-либо убеждений или действий, а в сюжете часто выступают и довольно пикантные эпизоды.

Но вернёмся к Шарлю Перро. Он прославился благодаря сборнику «Сказок матушки гусыни», в который вошли всего 8 сказок: «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Подарок феи», «Рике-хохолок», «Спящая красавица» и «Синяя борода». Из них его авторское произведение лишь «Рике-хохолок», остальные народные, которые, как считается, он услышал от своей кормилицы.

Наверное, только ленивый не слышал об оригинальном сюжете некоторых из этих сказок, которые отличались достаточно жестокими или непристойными эпизодами. Думаю, многие слышали о сёстрах Золушки, которые, дабы влезть в туфельку, отрезали себе пальцы и пятки.

Но времена шли, сюжеты изменяли на более беззубые версии, срезали острые углы и теперь былой кровожадностью может похвастаться разве что сказка «Синяя борода». И в такой ситуации, казалось бы, наличие этих жестоких сюжетов лишь только больше показывает зло одних персонажей в противовес доброте других.

И действительно, сейчас нам кажется, что сказки Шарля Перро довольно простые по своей форме произведения. Вот трудолюбивая Золушка и ее ленивые сёстры, вот добрая девушка и её грубая старшая сестра из «Подарка феи». Ведь всё очевидно: будь добрым и тебе вернётся. Или же сюжет, казалось бы, не склоняет делать выводы, а просто запугивает. Например, как в «Красной шапочке»: «Не ходите в лес, не общаетесь с незнакомыми!». Или ставят перед фактом, как в «Спящей красавице»: одна фея заколдовала принцессу, другая ослабила заклятье, девушка уснёт, её разбудит принц или кто бы то ни было. Простой сюжет, правда? Или «Кот в сапогах» или «Мальчик-с-пальчик»… И даже если постараться поискать мораль, то везде, плюс-минус, будет одно и тоже: будь добрым, будь умным, будь сообразительным и осторожным.

Но не стоит забывать – это ведь сказки XVII века. Это не простодушные истории для маленьких детей, а полноценные драматургические произведения, в них, на самом деле, есть очень много полутонов.

Но как их понять, когда прошло столько времени. Времена изменились и нравы тоже? Разве что спросить у самого автора, благо он оставлял мораль и даже иногда несколько моралей/выводов из сказки, чтобы доступнее донести сюжет до читателя. Вот, например, его мнение о сказке «Золушка»:

Бесспорно, красота для женщин сущий клад;

Все неустанно хвалят вид пригожий,

Но вещь бесценная — да нет, еще дороже! —

Изящество, сказать иначе: лад.

Коль фея-кумушка малютку Сандрильону

Поставила и обучила так,

Что заслужила Золушке корону,

Уж значит, эта сказка — не пустяк.

Красотки, есть дары нарядов всех ценнее;

Но покорять сердца возможно лишь одним —

Изяществом, любезным даром феи:

Ни шагу без него, но хоть на царство с ним.

 Да уж, неожиданный вывод, не правда ли? Мы ведь всегда считали, что золушка заслужила корону трудом, прилежанием и добротой, ну или хотя бы красотой, а вот Перро считал, что изящными повадками и манерами.

Или вот иная мораль к этой же сказке:

Чего уж лучше, знаем, сами,

Слыть мудрецами, храбрецами,

Роскошней быть, чем первый франт,

Иметь какой-нибудь талант,

Определенный небесами.

Все это можно заслужить,

Но лучшие дары пребудут бесполезны,

Пока не вздумает за нас поворожить

Хоть кумушка, хоть куманек любезный...

В этой морали Перро допускает, что корону Золушка могла заслужить благодаря хлопотливой фее, иронично намекая на непотические связи в высшем обществе.

А вот какую мораль видел автор в сказке «Кот в сапогах»:

Премило украшает детство

Довольно крупное наследство,

Сынку врученное отцом.

Но кто наследует умелость

И обходительность, и смелость —

Вернее, будет молодцом.

Вот и вполне классическая для сказки мораль, которая, как и все морали в сказках Шарля Перро, прекрасно применима в жизни – положительные качества гораздо важнее богатого наследства, ведь им тоже нужно распоряжаться с умом.

Наш автор не поскупился и на вторую мораль к сказке:

Коль мельников сынок с отменной быстротою,

Пленясь девицей не простою,

Смог сердце гордое ее завоевать, —

Понятно всем: богатством, красотою

И молодостью золотою

Любовь ответную легко наколдовать.

И опять реалистичная мораль от Перро о том, что при наличии желания и средств, и конечно же, молодости можно легко заполучить желанный объект обожания.

А вот что думал поэт о «Красной шапочке»:

Детишкам маленьким не без причин

(А уж особенно девицам,

Красавицам и баловницам),

В пути встречая всяческих мужчин,

Нельзя речей коварных слушать, —

Иначе волк их может скушать.

Сказал я: волк! Волков не счесть,

Но между ними есть иные

Плуты, настолько продувные,

Что, сладко источая лесть,

Девичью охраняют честь,

Сопутствуют до дома их прогулкам,

Проводят их бай-бай по темным закоулкам...

Но волк, увы, чем кажется скромней,

Тем он всегда лукавей и страшней!

 В этой морали Шарль Перро в ёмкой и лаконичной форме предостерегает девушек от общения с разного рода Дон Жуанами (правда, тогда их так никто не называл, ведь знаменитая поэма Байрона выйдет только более ста двадцати лет спустя). Она, конечно, отличается от популярного вывода из этой сказки в роде того что дети не должны общаться с незнакомыми людьми, но совсем на немного.

Идем дальше. Вот мнение автора о «Мальчик-с-пальчик»`ке:

Мы все не прочь иметь хоть дюжину ребят,

Лишь только бы они ласкали ростом взгляд,

Умом да внешностью красивой;

Но всяк заморыша обидеть норовит:

Все гонят, все гнетут враждой несправедливой,

А сплошь да рядом он, прямой байбак на вид,

Спасает всю семью и делает счастливой.

Замечательная мораль, которой лично я очень симпатизирую. Ведь это замечательный довод актуальный и сегодня, о том, что между людьми нет разницы, все люди достойны и имеют равные права. А судить в первую очередь следует по способностям и поступкам нежели по внешнему виду.

Переходим к мнению Шарля о «Подарок феи»:

Хотя высоко ценят в свете

Звон золота и серебра,

Дороже, чем металлы эти,

Сокровище речей, исполненных добра.

Тут нечего добавить. Коротко и по доброму Перро излагает мысль о превосхожнении духовного богатства над материальным.

Кстати, к этой сказке тоже прилагается другой вариант морали:

Учтивым хлопотливо быть,

Но, угождая добрым людям,

Мы получать тогда награды будем,

Когда про самый труд успеем позабыть.

 И вот опять едкое высмеивание получения благ благодаря нужным знакомствам и так называемым «правильным действиям в правильное время».

А теперь интересно было бы узнать мнение автора о его единственном авторском произведении в «Сказках матушки гусыни» - о «Рике-хохолке» (в некоторых других источниках «Рике с хохолком»):

Мораль первая:

Из сказки следует одно,

Зато вернее самой верной были!

Все, что мы с вами полюбили,

Для нас прекрасно и умно.

И мораль иная:

В иной предмет сама природа

Влила изящество и блеск такого рода,

Что — как соперничать искусству с ней?

Но сердца это все воспламенить не сможет,

Пока любовь тихонько не поможет

Незримою прикрасою своей.

Здесь мы снова видим две морали. В этом случае, пожалуй, две стороны одной медали. О первой стороне можно даже высказаться стихотворно:

Быть можно найглупейшим человеком,

но для влюблённого в тебя

всегда ты будешь умным из умнейших.

И о второй в целом тоже:

Будь ты хоть самым умным из людей,

но если нет любви меж вами,

то этим уж вниманья не привлечь,

объекта чувственного возжеланья.

А вот о «Спящей красавице» у Шарля Перро очень много мыслей. Давайте посмотрим какие!

Немножко обождать, чтоб подвернулся муж,

Красавец и богач к тому ж,

Вполне возможно и понятно.

Но сотню долгих лет, в постели лежа, ждать

Для дам настолько неприятно,

Что ни одна не сможет спать.

Пожалуй, выведем второе поученье:

Нередко звенья уз, что вяжет Гименей,

Пока разрознены и слаще и нежней;

Так обождать — удача, не мученье.

Но нежный пол с таким огнем

Твердит свой символ веры брачной,

Что сеять яд сомнении в нем

У нас не хватит злости мрачной.

Тут, как по мне, проглядывается довольно современный нарратив о завышенных ожиданиях от партнера.

Ну и, пожалуй, самая жуткая из сказок Перро на сегодняшний день (по сравнению с уже смягчёнными сюжетами других сказок разумеется) – «Синяя борода». Какой же вывод он делает из этого произведения?

Да, любопытство — бич.

Смущает всех оно,

На горе смертным рождено.

Примеров — тысячи,

Как приглядишься малость.

Забавна женская к нескромным

тайнам страсть:

Известно ведь —

что дорого досталось,

Утратит вмиг и вкус, и сласть.

Ну такая то мораль точно не прижилась бы в современности и была бы подвергнута критике и обвинениям в неуважении к женщинам. Но, как бы то ни было, к сожалению, на тот момент истории обвинять женщин в излишнем любопытстве и болтливости было в пределах нормы.

Но есть и иная мораль сказки:

Коль в голове умишко есть,

Чтоб тарабарщину растолковать мирскую,

Поймешь легко — историю такую

Лишь в сказке можем мы прочесть.

Мужей свирепых нет на свете ныне:

Запретов нет таких в помине.

Муж нынешний, хоть с ревностью знаком,

Юлит вокруг жены влюбленным петушком,

А борода его будь даже пегой масти,

Никак не разберешь —

Она-то в чьей же власти?

А в этой морали даже сложно понять, кто подвергается высмеиванию. Женщины, которые взяли власть над своими мужьями? Или мужчины, которые не имеют достаточно духа, чтобы не подчиняться женским чарам, а взять главенство в семье?

Как мы видим, сказки Шарля Перро не так просты, какими кажутся на первый взгляд. Именно по этому их интересно было бы почитать не только детям, но и взрослым.

Да, как я и говорила ранее, большую часть острых углов в этих сказках срезало время. Но все равно главный сюжет и идеи остались неизменными. Просто нужно внимательно смотреть, читать между строк, искать подтексты, и тогда станет понятно, что недетские сцены большой роли не играли, а интересный вывод и мораль можно найти и без них.

И в заключении хотелось бы задать несколько (вполне риторических) вопросов. Много ли мы знаем современных сказочников? Почему старые сказки популярнее современных? Почему их интересней читать?

Лично я думаю, что современные сказки менее популярны, потому что большинство из них сразу пишутся однобокими, с до боли клишированным сюжетом и плоскими персонажами, потому что пишутся они сразу упрощёнными для детей. В них нет загадок, нет сюжетов, которые меняются с возрастом читателя. Этим и хороши сказки Шарля Перро. Они как Библия, сюжеты в них на первый взгляд максимально просты, но если приглядеться, то можно найти массу интересных вещей и при том каждый в зависимости от возраста, темперамента или других факторов найдёт в них что-то своё.

Автор - Самуйлик Анна Николаевна, учащаяся 8 «Б» класса ГУО «Гимназия №3 г.Могилёва», Беларусь

Руководитель - Циховская Светлана Вячеславовна, учитель белорусского языка и литературы, педагог дополнительного образования

Эссе о сказках Шарля Перро Вавиловой Анастасии, студентки Псковского государственного университета

 Эссе о сказках Шарля Перро на французском языке Вавиловой Анастасии, студентки 4 курса Псковского государственного университета (направление "Лингвистика"). 

 

L'importance des contes de Charles Perrault

Charles Perrault est un poète français, théoricien de l'art et critique de l'époque du classicisme, auteur de nombreux contes célèbres, tels que: "Le chat botté", "Le petit Chaperon Rouge", "Cendrillon", "La belle au bois dormant". Tous ces contes sont bien connus des enfants et des adultes. La collection de contes de Charles Perrault a eu un succès retentissant et a donné naissance à la mode des contes de fées parmi l'aristocratie française.

Les contes de Charles Perrault sont basés sur des sujets folkloriques célèbres, qu'il a décrits avec son talent et son humour inhérents, omettant certains détails et en ajoutant de nouveaux, rendant la langue plus vivante. Surtout, ces contes conviennent aux enfants. Mais les adultes peuvent aussi apprendre quelque chose de nouveau.

Ses contes de fées ont une grande valeur éducative, développementale et cognitive. C'est là que se déroule la première connaissance des enfants avec une variété d'histoires passionnantes, qui sont célèbres pour leur langage poétique riche et unique, les personnages actifs qui doivent constamment chercher des solutions aux problèmes difficiles afin de vaincre les ennemis. Dans tous les contes de fées, les personnages principaux doivent d'abord être très difficiles, mais ils surmontent avec dignité toutes les difficultés de la vie. En conséquence, les personnages principaux trouvent leur bonheur et leurs ennemis sont punis. Les contes de Charles Perrault reflètent l'image intérieure du monde, reflétant l'état réel des choses.

Nous analyserons en détail le conte de fées "Cendrillon". La pauvre fille a enduré l'injustice, mais n'a pas perdu sa gentillesse, n'est pas devenue méchante, elle a humblement rempli les tâches et a finalement attendu le miracle-l'apparition de la fée. La marraine n'a pas seulement rendu visite à la jeune fille, mais elle a également offert des cadeaux magiques, transformé la citrouille en une calèche, des haillons en une belle robe, des rats en chevaux. Cendrillon est allé au bal où elle a rencontré le Prince. Mais le miracle était temporaire et l'enchantement à minuit s'est dissipé. Et encore une fois avec l'héroïne, il y avait un échec, une séparation avec le Prince. Mais la fille n'a pas désespéré, mais a continué à attendre. Le conte s'est terminé avec bonheur, la justice a triomphé.

La question importante est de savoir pourquoi les enfants ont besoin des contes de Charles Perrault? Les psychologues ont prouvé qu'avec l'aide des contes de Perrault, il est possible de déterminer les problèmes internes de l'enfant, et ils peuvent également suggérer son destin et son chemin de vie. L'enfant, en lisant ces contes de fées, comprend inconsciemment comment faire la bonne chose. Les contes de fées enseignent d'abord à l'enfant la gentillesse, car une personne méchante ne peut pas être heureuse. En outre, les contes de fées enseignent la diligence. Si vous travaillez dur, la chance sera tôt ou tard de votre côté. Même les contes de fées enseignent à apprécier des qualités telles que la justice, l'honnêteté, l'esprit.

Les contes de Charles Perrault sont pertinents au 21ème siècle pour les enfants et les adultes. Si la personnalité de l'enfant commence tout juste à se former, alors à l'âge adulte, les contes de fées aident à se distraire, à nous rappeler que nous étions autrefois des enfants et que nous rêvions sans retenue, que nous pouvons encore être des enfants et rêver. Quand vous lisez un conte de fées que vous connaissez depuis longtemps, en tant qu'adulte, vous y célébrez des côtés complètement nouveaux. Vous la regardez sous un angle différent, trouvant parfois un sens complètement différent, pas enfantin.

En résumé, on peut dire que les contes de Charles Perrault sont une combinaison de significations et d'images étonnantes et inhabituelles qui sont moralement instructives et en même temps amusantes. J'espère que dans la vie de chaque enfant, il y aura une étape dans la connaissance de ces contes de fées!

1 copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy copy

L'essai a été écrit par Aylova Madina, 0204-06

Эссе на тему «Почему мне нравится сказка «Золушка» Ш. Перро? Интересна ли она в 21 веке и почему?»

Имя Шарля Перро – одно из самых популярных среди сказочников мира. От любой сказки автора невозможно оторваться, пока не дочитаешь до конца. Все время хочется узнать – что же будет дальше?

Я считаю, что сказки Ш. Перро не утратили своей актуальности даже в современном мире, так как они пронизаны гуманизмом, верой в лучшее, в лучшие качества человеческой души. Например, в сказке «Золушка» Перро создал миф о превращении бедной, но трудолюбивой девушки в прекрасную принцессу.

Эта сказка учит нас, на примере Золушки, терпению, справедливости, добродушию. Ведь Золушка, несмотря на плохое к себе отношение близких, не стала такой же злой, завистливой, а наоборот, она осталась такой же доброй, не обозлилась на всех. Золушка просто выполняла поручения и, наконец, дождалась чуда – появления феи-крестной, которая превратила тыкву в карету, лохмотья – в красивое платье, крыс – в лошадей и отправила ее на бал, о котором она даже не мечтала раньше. Крестная подарила праздник бедной девушке-сироте, в жизни которой не было места веселью. Жаль только, что чудо было временным, и в полночь чары развеялись. Но все равно после испытаний Золушка обрела счастье с любимым принцем, который не сдавался в поисках своей любви. Настойчивость принца учит нас быть целеустремленными и идти к намеченным целям, невзирая на трудности, которых бывает много на жизненном пути. Ведь не зря говорят, что трудности закаляют.

Даже в наше время есть такие люди, которые помогают другим безвозмездно, не требуя ничего взамен. Таких людей мало, но они есть. Они присылают посылки, переводят деньги нуждающимся и не называют своего имени, анонимно. А есть люди, которые делают «добро» и кричат об этом на каждом углу, в социальных сетях, чтобы их заметили. Такое «добро» я считаю неискренним, показным. Оно делается не с благими намерениями, а ради пиара, лайков.

Поэтому сказки Ш. Перро актуальны и в наше время, так как они учат нас верить и развивать лучшие качества души, быть гуманными и бескорыстными.

Лысенок Валерий,

13 лет, 7«А» класс, ГУО «Средняя школа №2 г.п. Шарковщина имени Героя Советского Союза Романа Степановича Кудрина» Витебской области 

Pourquoi est-ce que j'aime certains ou tous les contes de Charles Perrault ? Sont-ils intéressants au XXI siècle et pourquoi ?

La connaissance avec les contes commence à l’enfance. Chacun de nous lisait ces œuvres ou entendait avec l’intérêt nos parents, nos grands-parents qui nous les lisaient. Chacun a regardé les images des livres des contes et leur adaptation sur les écrans de télévision. Mais qu’est-ce que c’est un conte ? C'est une petite histoire instructive où le bien bat toujours le mal. Il est difficile d’imaginer un auteur pour les enfants qui leur racontera que le malfaiteur reste impuni.

Il existe beaucoup de conteurs de renommée mondiale comme par exemple Hans Christian Andersen, les frères Grimm ou Alexandre Pouchkine. En parlant des conteurs français, la quasi-totalité se souvient immédiatement Charles Perrault. Ses œuvres merveilleuses sont tellement simples, mais en même temps ils portent des importantes valeurs humanistiques.

Charles Perrault est un écrivain français qui est connu comme auteur des contes de nos jours. Mais les chercheurs disent que seulement le conte «Riquet à la houppe» est écrit par Perrault. Les autres œuvres dans le recueil «Les Contes de ma mère l'Oye" sont son adaptation des contes populaires.

Mais est-ce qu’au XXI siècle ces contes restent actuels? Ma réponse est affirmative parce que j’adore tous les contes de Charles Perrault. Dans chaque d’eux il y a la leçon morale et des personnages remarquables. Et maintenant j’essaie vous convaincre de mon point de vue.

Pour comprendre que les contes sont importants à lire même à nos jours, il faut voir l’utilité de conte comme genre littéraire. Ici tout est facile : les contes expliquent aux enfants les règles de la vie qu’ils doivent respecter. Chaque conte a une moralité et représente la façon d’agir dans une telle situation ou telle autre. Cette leçon morale est servie aux enfants sous une forme d’un récit passionnant. Et il faut dire que c’est un moyen effectif d’éduquer la génération suivante. Si on regarde les gens qui ont lu dans leur enfance des contes instructifs on verra les empreintes de ces contes dans leur comportement quotidien. Ils se conduisent plus respectueusement avec d'autres personnes que ceux qui faisaient des bêtises et n'écoutaient pas les parents à l’enfance. Après tout, toutes nos manières et même notre compréhension de vie viennent de l’époque où nous, comme des éponges, absorbons tous ce que nos proches nous présentent.

Dans les contes de l'écrivain français, on peut ressentir comment l'auteur nous montre une image assez correcte de l'attitude envers les gens. Par exemple en passant par «Les Fées» l’auteur nous dit qu'il est impossible de juger une personne uniquement par son apparence. De même il faut être bienveillant et respectueux envers chaque personne qu’on rencontre soit roi ou pauvre (au moins que cette personne ne vous a pas fait de mal). Une autre qualité qui se répète dans les contes de Charles Perrault est une ingéniosité. Ce sont le Chat botté et le Petit Poucet qui le montre. Le conte «Cendrillon» nous explique que la beauté d'âme est plus importante que celle de notre apparence. Cela prouve le Prince qui a reconnu Cendrillon même quand elle n’était pas en robe du bal. Sauf les qualités positifs les contes de Charles Perrault éclairent les traits négatifs du caractère. Et bien sûr c’est l’indiscrétion, l’impatience et la désobéissance comme dans «La Belle au bois dormant», «Le Petit Chaperon rouge» ou «La Barbe bleue».

Les contes font partie intégrante de l'éducation des enfants et de la formation de leur vision du monde comme nous l'avons découvert. Mais les contes restent intéressants pour les adultes car, en relisant, on peut voir un autre sens caché sous le sujet attrayant. Un message assez simple peut leur rappeler quelque chose importante qu’on oublie avec le temps. Donc, est-il nécessaire de lire cette littérature qui nous paraît assez élémentaire ? Oui, oui, et encore oui. De plus je pense que les contes de Charles Perrault sont incroyablement brillants et l'un des meilleurs exemples de littérature étrangère pour les enfants. Ce n’est pas pour rien que Charles Perrault était un des écrivains étrangers les plus publiés en URSS.

Екатерина Степченкова, 13 лет,

8 «Г» класс, ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска имени А.С. Пушкина»