Оглавление

ВведениеПушкин, портрет.

I. Рисунки Пушкина.

II. Пушкин в живописи.

III.Пушкин в скульптуре.

IV.Пушкин и музыка.

V. Пушкин в театре и кино.

Заключение.

 

Уважаемый читатель!

В 2017 году мы вспоминаем великую и одновременно с этим не менее горестную дату. Ровно 180 лет тому назад из жизни ушел великий человек. Мерило отечественной поэзии, создатель красот русского литературного языка – Александр Сергеевич Пушкин.

Значение Пушкина для русской культуры очень верно охарактеризовал Гончаров: «Пушкин — отец, родоначальник русского искусства, как Ломоносов — отец науки в России. В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках».

Интерес к личности и творчеству замечательного человека своей эпохи А. С. Пушкину не ослабевает со временем. В печати появляются все новые и новые работы о поэте, его окружении, фактах биографии, о его вкладе в развитие российского искусства. Именно последней теме посвящен данный библиографический указатель.

Это издание поможет вам понять, какой вклад внес Пушкин в развитие русского искусства (живописи, музыки, театра), а так же каким видели и изображали Пушкина его современники и как сохраняется образ этого удивительного человека в памяти потомков, каким видят Пушкина сегодня художники, скульпторы, деятели театра и кино.

В указателе мы постарались представить самые интересные материалы - статьи из периодических изданий последних 18-ти лет из фонда Центральной городской библиотеки им. Ю.Н. Либединского города Миасса. Преимущество отдавалось материалам из детских и подростковых изданий. Все описания снабжены краткими характеристиками – аннотациями.

Материалы в указателе сгруппированы по пяти тематическим разделам:

  • Рисунки Пушкина
  • Пушкин в живописи
  • Пушкин в скульптуре
  • Пушкин и музыка
  • Пушкин в театре и кино

Внутри разделов материалы расположены от общего – к частному.

I. Рисунки Пушкина

Гениальность Пушкина была феноменальна. Но мало кто знает, что один из величайших поэтов мира, зачинатель русской прозы XIX века, драматург-новатор был еще и талантливым художником-графиком.

Рисунки Пушкина дошли до нашего времени лишь благодаря тому, что его друзья и поклонники (поклонницы) любовно и бережно хранили их в своих альбомах и архивах. Сам Пушкин не придавал значения этой стороне своего таланта. Они размещаются на полях рукописей, среди стихов, часто стихи пишутся поверх незаконченного наброска.

Яркая образная выразительность рисунков Пушкина, неповторимая манера письма всегда дорога нам. Они во многом проливают свет на мучительные переживания, терзавшие великого поэта, на его самоиронию, тайны и проблемы. Многие исследователи занимались разгадкой рисунков Пушкина, устанавливая личности тех людей, которых запечатлел поэт. Исследователи считают, что чаще всего рисунки появлялись в момент душевного волнения поэта, неясной тревоги или смятения. Рисунки Пушкина и до сих пор до конца не разгаданы, вызывают много споров и дискуссий. Толкование и разгадывание пушкинских рисунков продолжается, в этом вы убедитесь, обратившись к предложенным статьям.

1. Добужинский, М. Птицы над облаками рукописей [Текст] /М. Добужинский // Первое сент. – 1999. – 27 февраля. – С. 7.: ил.

image009Если всмотреться в рукописи Пушкина, то нельзя не увидеть, что весь почерк его и начертания букв и рисунки — легкие, стремительные, летящие, что вполне отвечало его темпераменту. Рисунки Пушкина как бы рождались сами собой, иногда как воплощение мелькнувшей идеи, иногда вслед за ней, как ее развитие, иногда же в поисках единственно нужного, точного слова или рифмы рука поэта машинально чертила образ.

Какие же образы были наиболее любимые и удачные у поэта? Всегда ли эти образы соответствовали пушкинским текстам? Автор пытается дать ответы на эти вопросы и, кроме того, представляет нам Пушкина как искусного каллиграфа.image006Какие же образы были наиболее любимые и удачные у поэта? Всегда ли эти образы соответствовали пушкинским текстам? Автор пытается дать ответы на эти вопросы и, кроме того, представляет нам Пушкина как искусного каллиграфа.

2. Фоняков, И. Каталог заблуждений? [Текст]: Кого все-таки рисовал Пушкин /И. Фоняков // Лит. газ. – 1997. – 26 марта. – С. 12.: ил.

image013По мнению профессиональных художников, Пушкин обладал выдающимся даром портретиста, способностью одним штрихом схватить характерные черты портретируемого. Вместе с тем и в наши дни среди пушкинистов идут жаркие споры – кто изображен на том или ином портрете? В книге Р. Жуйковой «Портретные рисунки Пушкина», собравшей воедино около тысячи рисунков, иные портреты имеют по две, три, четыре, пять расшифровок! Пушкин, спустя два столетия остается загадкой!

Будут ли эти загадки когда-нибудь разгаданы? Сколько еще удивительных открытий нас ожидает на этом пути – размышляет автор статьи.image011

3. Певзнер, Л. Поэта быстрый карандаш [Текст] /Л. Певзнер // Юн. художник. – 2003. – № 2. – С. 28-30.: ил.

image016Пушкин был не профессиональным, а природным художником. О его великолепных портретных рисунках написано много книг и статей. О Пушкине-графике, оформителе своих сочинений – практически ничего. Вместе с тем, его наброски титульных листов к некоторым своим сочинениям поражают точностью, оригинальностью и мастерством. К сожалению, эти великолепные художественные проекты остались в черновиках рукописей. Но вы можете составить свое мнение о них, рассматривая иллюстрации к этой статье.

image018

4. Кудинов, Г. Тайна «человека во фраке» [Текст] / Г. Кудинов // Родина. – 2004. - № 4. – С. 59-61.: ил.

image019Увлекательная гипотеза, изложенная еще в 1933 году искусствоведом А. М Эфросом о воссоздании Пушкиным профильных портретов Кондратия Рылеева, подвергается автором этой статьи, Геннадием Кудиновым закономерной критике. В ответ на это предположение он предлагает свою версию. Так кого же с такой загадочной настойчивостью изображал поэт в 1826 году? По мнению автора, не вызывает сомнений, что это портреты друга Пушкина Петра Каховского, который являлся одним из зачинщиков восстания декабристов.

image011

5. Краваль, Л. Разгаданный ребус [Текст] / Л. Краваль // Наука и жизнь. – 1999. - № 4. – С. 70-74.: ил.

image022Толкователи рисунков Пушкина разгадывают новый ребус – одну из загадочных страниц с зарисовками поэта. Саратовская исследовательница Любовь Краваль пытается ответить на очень важный вопрос: был ли А. С. Пушкин знаком с М. Ю. Лермонтовым? Существуют ли произведения Лермонтова которые он читал и мог оценить? И не его ли профиль набросал Пушкин в одной из своих зарисовок?

Автор уверена, что ей удалось разгадать этот пушкинский рисунок-ребус! Согласитесь ли вы с ней?

image011

6. Удовик, В. Загадочный рисунок А. С. Пушкина [Текст] / В. Удовик // Наука и жизнь. – 2001. - № 4. – С. 78-81.: ил.

image027Еще одну загадку загадал нам великий поэт одним из своих рисунков, сделанным во времена одесской ссылки. Загадка связана с изображением генерал-губернатора Одессы графа Михаила Семеновича Воронцова: на его портрете изображен обнаженный натурщик в позе Геракла, раздирающего пасть льва. Но вместо пасти льва Геракл рвет волосы у Воронцова.

Ранее известными искусствоведами уже было сделано несколько трактовок этого необычного рисунка. Автор статьи предлагает свою, оригинальную разгадку. Интересно, что же на самом деле хотел сказать этим рисунком великий поэт?

image011

7. Карпов, В. Жеманный кот и другие [Текст] / В. Карпов // Друг. – 1998. - № 3. – С. 27-29.: ил.

image030Статья из журнала для любителей кошек раскрывает одну из граней творчества А. С. Пушкина, а именно, в каких произведениях и как изображает поэт представителей рода кошачьих. В частности, затрагивается тема изобразительного наследия поэта.

Оказывается, в целом ряде произведений Александра Сергеевича кошке отведена «более значительная роль, чем просто мелькание в эпизоде». Кроме того, по свидетельствам некоторых современников, Пушкину видимо нравилось изображать котов: «…он рисовал их всегда и везде – в альбоме знакомой барышни, на случайно подвернувшемся клочке бумаги, на зеленом сукне ломберного стола…». Даты появления всей этой кошачьей плеяды, за редким исключением, приходятся на 1825-1830 гг. С чем это связано? Мы можем только догадываться, прочитав эту статью.

image011

II. Пушкин в живописи

Живописная пушкиниана огромна и многообразна. И хотя при жизни Пушкина было сделано не так много его портретов, художники разных эпох и народов продолжали и после его смерти работать над созданием образа великого поэта. Эти творения очень отличаются по технике, жанру, стилистике. Сколько вариаций облика, который узнаем сразу, не спутаем ни с кем!

Вместе с тем, каждому известны классические пушкинские портреты. Что заставляет художников вновь и вновь воссоздавать облик поэта? Неутомимое влечение к Пушкину живописцев – дань вечной неудовлетворенности достигнутым. Это говорит и о том, насколько сложна задача постижения личности поэта.

Большое влияние на современных художников оказало открытие таланта Пушкина-рисовальщика, которое произошло во 2-й половине XX века, а именно автопортретная галерея поэта. Автопортреты дали новые пути для проникновения в суть пушкинского образа, для понимания его творческой натуры.

В подборке статей раздела «Пушкин в живописи» вы познакомитесь как с классикой живописной пушкинианы, так и с современными трактовками образа Пушкина.

image011

8. Кончин, Е. «Себя как в зеркале я вижу…» [Текст]: Прижизненные портреты А. С. Пушкина / Е. Кончин // Юн. художник. – 1996. - № 2. – С. 6-9.: ил.

image031Прижизненных портретов Пушкина известно не так много, и практически все они представлены в этой статье: от «Пушкина-ребенка» Неизвестного художника, до последнего прижизненного портрета, работы И. Линева, который вызывает немало споров и дискуссий.

image034Подробно автор рассказывает как о самых известных портретах кисти В. Тропинина и О. Кипренского, так и о менее известных работах – Н. Уткина и П. Соколова. Изображения всех этих полотен вы найдете в статье, где каждый портрет хорош по-своему и передает какую-то грань души великого поэта.

image011

9. Покатов, В. Художники рисуют поэта [Текст] / В. Покатов // Детская роман-газета. – 1999. - № 3. – С. 35-41.: ил.

image038Пожалуй, трудно найти художника в послепушкинское время, который бы не касался пушкинской темы, не изображал бы самого поэта или не создавал бы картин, навеянных его творчеством. И это доказывает автор статьи, рассказывая как о самых известных прижизненных портретах Пушкина, так и о многочисленных картинах, написанных гораздо позднее.

image036Юный Пушкин на картине И. Репина, мечтательный – на акварели В. Попкова, сосредоточенный – на ксилографии Ф. Константинова, Пушкин на смертном одре, мертвенно-бледный – на картине «Памяти поэта» Е. Моисеенко, написанной уже в наше время. Художников разных народов и сегодня продолжает волновать образ Пушкина и вдохновлять на новые работы.

 

image011

10. Любить поэта [Текст] // Пионер. – 1999. - № 6. – С. 2-5.: ил.

image040Удивительно, сколь разные характеристики внешности Пушкина можно найти в записях его современников! Одни видели его «уродцем безобразным», другие утверждали, что он «несказанно хорош». Так каким же на самом деле был Александр Сергеевич?

Мы с вами привыкли к хрестоматийным образам, запечатленным известными художниками – Гейтманом, Кипренским, Тропининым. Но ведь фотографий в те времена не было, а портреты - это тоже видение конкретных людей!

Но в чем же дело? Почему так неоднозначны мнения современников? Секрет прост. И вы обязательно узнаете его, прочитав статью «Любить поэта»!

image011

11. Головина, Л. Два хрестоматийных портрета [Текст] / Л. Головина // Юн. художник. – 1999. - № 4. – С. 5-7.: ил.

image042В статье приводиться история создания двух самых известных прижизненных портретов А. С. Пушкина – кисти В. А. Тропинина и О.А. Кипренского, а так же прослеживается дальнейшая судьба этих полотен, порой полная тайн и загадок.

image045Интересно, что при очевидной разнице дарований и манере рисования двух художников оба портрета оказались достаточно близки друг другу. Скорее всего, эта близость определяется тем, что оба живописца отчетливо осознавали значение личности А.С. Пушкина для России и сумели передать величие поэта на своих полотнах.

image011

12. Соколов, П. История одного портрета [Текст] / П. Соколов // Чудеса и приключения. – 2000. - № 6. – С. 58-59.: ил.

Практически детективную историю вспоминает в этой публикации академик живописи П. П. Соколов. История эта приключилась с известным портретом А. С. Пушкина, написанного В. Тропининым.

Оказывается, одновременно с полотном кисти знаменитого мастера, неизвестным художником была создана копия портрета, которую и сам Тропинин не отличил бы от оригинала, не будь на нем его подписи. А дальше произошла загадочная подмена оригинала копией и не менее загадочное исчезновение оригинала, хотя объяснялось все просто! Что же произошло со знаменитым полотном, вы узнаете, прочитав статью!

image011

13. Наш «Эрмитаж» [Текст] // А почему?. – 1999. - № 6. – С. 1, 2-я стр. обл.: ил.

image047Предлагаем вам поближе познакомиться с малоизвестным портретом А. С. Пушкина неименитого художника И. Л. Линева, который храниться в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге (картина представлена на 2-й странице обложки журнала). Дата создания портрета – 1936-37 годы. Художнику очень точно удалось донести до нас ту трагедию, которую переживал в последние годы своей жизни поэт.

Портрет показывает нам Пушкина непривычного, не похожего на величественный, одухотворенный образ, представленный на других полотнах. К сожалению, о самом художнике сохранились очень скудные сведения, даже точные даты рождения и смерти неизвестны.

image011

 

14. Кошелева, В. Юный Пушкин юной художницы [Текст] / В. Кошелева // Наш малыш. – 1999. - № 6. – С. 56-57.: ил.

image049Юная художница Надя Рушева прожила всего 17лет. Главным поэтом в ее жизни был Пушкин, именно ему и его творчеству Надя посвятила более 300 рисунков! Пушкиниана стала творческой вершиной Нади Рушевой и ее лебединой песней. Поразительно, насколько рисунки Нади по стилистике сходны с рисунками самого поэта!

image051И в тоже время это ни в какой мере не подражание Пушкину. В столь юном возрасте, она в совершенстве овладела техникой линейной графики: линии ее рисунков безукоризненно точны, пластичны, выразительны! И в этом вы можете сами убедиться – статья проиллюстрирована рисунками юной художницы.

 image011 

15. Александр Сергеевич Пушкин в живописи: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://aria-art.ru/0/P/Pushkin%20A/1.html. – 20.02.2017.

image054В этой статье опубликован вернисаж Александра Сергеевича Пушкина самых знаменитых и не очень известных портретов, написанных живописцами-классиками и совсем неизвестными художниками прошлого.

image011

 

III. Пушкин в скульптуре

Пушкин очень боялся быть запечатленным в скульптуре, при жизни так и не дался. Первое скульптурное изображение Пушкина, уже после его смерти – посмертная маска, которая была снята с лица Пушкина Самуилом Гальбертом.

Ходатайство об открытии подписки на памятник А.С. Пушкину (в Санкт-Петербурге) было составлено еще в 1855 году, вскоре после вступления на престол Императора Александра II. Однако дело затянулось, и образ Пушкина начал отливаться в бронзу в конце XIX века, лет через 50 после смерти. Открытие первого памятник поэту состоялось в Москве лишь в 1880 году. Он стал самым известным, любимым москвичами и россиянами скульптурным монументом. Никакие следующие мемориальные сооружения не затмили славу первого памятника. Бронзовый Пушкин стал одним из символов Москвы.

В последующие годы памятники Пушкину устанавливаются в самых разных городах России и за рубежом. На сегодняшний день насчитывается более 700 монументов Пушкина во всем мире. В юбилейный, 2009 год за рубежом появятся сразу три памятника Пушкину: в Польше, в Греции и в Панаме.

 

16. Орехов, Ю. «Камню дал душу ваятель» [Текст]: Скульптурная Пушкиниана /Ю. Орехов // Юный художник – 1999. – № 4. – С. 16-19.: ил.

image056Юрий Орехов, скульптор, народный художник России рассказывает о самых значительных скульптурных произведениях, в которых отразился образ гения поэзии.

По мнению автора, сколько бы не было много создано памятников, статуй, композиций, посвященных поэту, вы не найдете двух одинаковых. Каждый автор выражает свое понимание сущности Пушкина, а значит, в какой-то степени преломляет этот образ через свой внутренний мир.

И в самом деле, вы можете убедиться сами, насколько разный Пушкин у А. Опекушина и М. Аникушина, Т. Соколовой и П. Трубецкой, О. Комова и у самого автора статьи – Юрия Орехова.

 image011

 

17. Давыдова, О. Проект номер семь… [Текст] /О. Давыдова // Пионерская правда – 1999. – 25 июня. – С. 9.: ил.

image058Самым первым памятником Пушкину стал монумент по проекту скульптора Александра Михайловича Опекушина, установленный в Москве на Тверском бульваре в 1880 году.

А знаете ли вы, что автор первого памятника первому русскому поэту, прославленный скульптор, родился и вырос в бедности, в семье крепостных? И только трудолюбие и упорство помогло этому талантливому ребенку не просто выйти в люди, но и прославиться. Чтобы поступить в Академию художеств, куда путь крепостным был закрыт, он заплатил барыне 500 рублей, сумму по тем временам огромную, учитывая, что жил мальчик на 4 рубля в месяц. Немало других интересных фактов из жизни скульптора вы узнаете, прочитав эту статью! 

 image011

 

18. Матонина, Э. Памятник Пушкину [Текст] /Э. Матонина // Детская роман-газета – 1999. – № 1. – С. 23-25.: ил.

image060Мало кому известен тот факт, что конкурс на возведение самого первого памятника Пушкину в Москве проводился три раза, и все три раза лучшими признавались работы скульптора А.М. Опекушина. Но только на третий раз его модель была признана удачной настолько, что ее решено было воплотить в бронзе.

Почему же авторитетной комиссией были отвергнуты многочисленные конкурсные модели других именитых скульпторов, как создавался и открывался памятник и множество других интересных фактов об этом самом знаменитом монументе вы узнаете из этой статьи.

 image011

 

19. Митрофанов, А. Пушкину Александру Сергеевичу, поэту [Текст]: Летопись статуи / А. Митрофанов // Первое сентября. – 1998. – 2 апреля. – С. 6.: ил.

image063Поистине «летописью памятнику» стала эта обширная публикация в газете «Первое сентября». Начиная с истории его создания, а вернее с создания комитета для сбора пожертвований на установку памятника в 1870 году и до наших дней.

Здесь вы прочтете историю открытия памятника и курьезы, связанные с этим знаменательным событием, историю «переезда» скульптуры на противоположную сторону улицы в 1950 году. А также многочисленные воспоминания и заметки знаменитых людей о памятнике, стихотворные строки, посвященные монументу, и даже анекдоты, связанные с «Пушкиным в бронзе» вы найдете в этой публикации.

 image011

 

20. Мудров, А. История одного памятника [Текст] /А. Мудров // Юн. художник – 2009. – № 2. – С. 11-13.: ил.

image066Вряд ли кто-то из вас, даже не будучи ни разу в Санкт-Петербурге, не знает этого знаменитого монумента скульптора Михаила Аникушина, установленного на площади Искусств. Памятник настолько органично вписался в архитектуру города, что, по словам многих современников «кажется, он всегда стоял у Русского музея», хотя монумент не так давно отметил свое 50-летие.

Удивительно, сколько времени и сил было затрачено скульптором на создание этого «воздушного и одухотворенного образа». Свои первые наброски к будущему памятнику Аникушин делает еще на первом курсе обучения в Академии художеств, за 20 лет до открытия памятника! Каким же был этот нелегкий путь от замысла до воплощения мечты – вы узнаете из этой статьи.

 image011

 

21. Бэй Вэньли История памятника А. С. Пушкину в Шанхае [Текст] / Бэй Вэньли, Л. Черникова // Лазурь – 2003. – № 1. – С. 22-24.: ил.

image069Как известно, имя Пушкина чтят во многих странах мира, немало памятников поэту установлено за пределами России. Один из таких монументов установлен в Китае, в городе Шанхай. История этого памятника трагична и поучительна. Установленный в 1937 году монумент два раза разрушался до основания и восстанавливался вновь энтузиастами – почитателями таланта великого поэта.

История этого памятника свидетельствует о том, что эпоха разрушений и невзгод всегда сменяется эпохой просвещения и созидания, и никакие события не смогут вычеркнуть из людской памяти имена выдающихся гениев человечества.

 image011

 

22. Светлов, И. Пушкиниана Олега Комова [Текст]/ И. Светлов // Наше наследие. – 1999. – № 50-51. – С. 207-212.: ил.

image072Пушкинская тема в скульптуре не всегда была модной и актуальной в советские времена. Периоды творческого всплеска, которые приходились на юбилейные даты, чередовались с годами полного затишья. Лишь очень немногиеimage070 скульпторы обращались к образу Пушкина снова и снова на протяжении многих лет. Как раз к таким художникам принадлежал известный русский скульптор Олег Комов.

В богато иллюстрированном материале вы увидите фотографии памятников Пушкину, установленных в Твери, Пскове, Болдине, и даже – в Мадриде, а также скульптурные композиции из гипса и бронзы, запечатлевшие А. Пушкина и Н. Гончарову. Все эти работы принадлежат скульптору Олегу Комову.

 image011

 

23. Иванов, Д. Памятник [Текст] / Д. Иванов // Наше наследие. – 1999. – № 50-51. – С. 227-230.: ил.

image0761 июня 1999 года, в день 200-летия А. С. Пушкина в одном из старинных московских двориков произошло значительное событие – открытие нового памятника великому поэту.

Александр Сергеевич когда-то ходил Арбатскими переулками, вполне возможно, что путь его пролегал и через этот дворик…

На предложение журнала «Наше наследие» откликнулся известный московский мастер, скульптор Лазарь Гадаев. Его Пушкин уникален, работа скульптора отступает от всех и всяческих стереотипов и клише. По признанию автора статьи, «гадаевский Пушкин трагичен – и весел, прекрасен – для кого-то почти по-пушкински «безобразен». Вот какие противоречивые эмоции вызывает эта скульптура. В статье представлен обширный фоторепортаж с места события.

 image011

 

24. Шарнина, Н. «Веленью божию, о муза, будь послушна» [Текст] / Н. Шарнина // Ур. следопыт – 2009. – № 2. – С. 25.: ил.

image077Небольшая статья Натальи Шарниной, председателя Пушкинского клуба г. Екатеринбурга повествует о знаменательном для города событии – открытии памятника А. С. Пушкину. По признанию автора, скульптора Геворка Арутюновича Геворкяна, сходства с Пушкиным он не искал: «Это должна быть сама Поэзия, Вдохновение, муза!»

Памятник трижды начинался с нуля: трещала глина, рушился гипс, не сходились швы в бронзе, скульптор сам сваривал металл. А результат стоил того: по заключению ЮНЕСКО, памятник стоит на третьем месте среди семи сотен памятников Пушкину в разных уголках земли!

 image011

 

25. Образ Пушкина в скульптуре: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://muzei-mira.com/sculpture/1626-obraz-pushkina-v-skulpture.html. – 21.02.2017.

image079Многие скульпторы обращались к образу великого поэта. В одной только Москве находится десять скульптурных работ, а в Петербурге и его окрестностях пять памятников поэту. Памятники Пушкину установлены в 33 странах мира и каждый из них чем-то примечателен.

Об образе Александра Сергеевича в скульптуре пойдет рассказ в этой статье.

 image011

 

IV. Пушкин и музыка

Не смотря на то, что Пушкин специально не обучался музыке, не играл на музыкальных инструментах, все-таки он оставил яркий, неизгладимый след в истории музыкального творчества. Несомненно, это был человек с музыкальными способностями, тонко чувствующий музыку, умеющий свои переживания идеи и чувства выразить в музыке стиха.

Он был любим выдающимися композиторами. Общался с Глинкой, Верстовским, Яковлевым, братьями Вильгорскими, Алябьевым, Титовым, Варламовым, Булаховым и другими музыкантам и композиторами. Огромное количество стихов Пушкина, положено на музыку, причем, на некоторые стихотворения писали музыку до 20 разных композиторов!

Ни один русский поэт, ни один русский писатель не дал так много русской оперной классике, как Пушкин. История русской классической оперы неотделима от его творчества, определившего не только темы великих созданий Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, но, что более существенно, — самый путь развития национального музыкального театра и утверждение в нем реализма.

Данный раздел содержит, в основном, статьи о влиянии музыки на творчество поэта и информацию о песнях, на стихи Пушкина. Влияние Пушкина на русский музыкальный театр – смотрите в следующем разделе.

 image011

 

26. Белобразова, Л. Музыкальный мир Пушкина [Текст] / Л. Белобразова // Искусство в школе – 1999. – № 1. – С. 29-31.

image083Как известно, Пушкин специально не обучался музыке, но с ранних лет очень тонко чувствовал ее. Из этой статьи вы узнаете, какая же музыка сопровождала поэта в течение всей его жизни. А музыка эта была совершенно разная: от русских народных песен любимой няни и родного Михайловского до сочинений Россини и Моцарта, которыми Пушкин увлекся уже в зрелом возрасте, что дало толчок к написанию «Моцарта и Сальери». Таким образом, музыкальный мир Пушкина был многообразен, ярок и насыщен и оказывал самое непосредственное влияние на его творчество.

 image011

 27. Халабузарь, П. Пушкин в столичных салонах [Текст] / П. Халабузарь // Искусство в школе – 1999. – № 1. – С. 32-34.

image084А знаете ли вы, как проводили свой досуг современники Пушкина? Ведь 200 лет назад не существовало ни телевидения, ни кино, ни клубов… В то же время, многие, получив хорошее домашнее образование, умели играть на различных музыкальных инструментах, петь и порою, сочинять музыку. В Москве и Петербурге в 1 половине XIXвека очень популярными были не только балы, а и литературно-музыкальные салоны, которые устраивались прямо на дому.

А. С. Пушкин особо любил посещать такие салоны у князя В.Одоевского, графа М. Вильегородского и княгини З. Волконской. Именно здесь он встречался со многими музыкантами, писателями и поэтами своего времени, с удовольствием слушал музыку и песни, в том числе и на свои стихи. 

image011

 

28. Шалагинова, Т. А. Пушкина и музыка [Текст] / Т. А. Шалагинова // Уроки литературы – 2004. – № 2. – С. 11-13.

image086Статья педагога Татьяны Шалагиновой раскрывает два аспекта. Во-первых – неразрывную связь и взаимопроникновение пушкинской поэзии и русской народной песни. Народное песенное творчество окружало поэта с самых ранних лет и наложило свой отпечаток на многие его произведения.

image088Вторая тема этой статьи – Пушкин и Глинка, поэт и композитор. Не смотря на разницу в возрасте, воспитании, окружении, этих двух выдающихся людей связывало очень многое. Глинка передал в музыке сущность творчества Пушкина. И тот и другой – глубоко национальные художники, безгранично любящие и красоту русской песни и душу народа русского.

 image011

 

29. Пушкин вдохновляет композиторов [Текст] // Детская роман-газета – 1999. – № 3. – С. 54.

image091На произведения А. С. Пушкина написано столько музыки, сколько не написано, на произведения всех остальных поэтов - его современников, вместе взятых.

Из этой небольшой, но емкой статьи вы можете узнать, какие музыкальные произведения созданы на основе творчества великого поэта. Это оперы и многочисленные романсы.

Например, на стихотворение «Не пой, красавица при мне…» музыку написал 21 композитор, а на стихотворение «Певец» - 15 композиторов и т. д. Нет ни одного крупного композитора, который бы не вдохновился гениальными строками Пушкина.

 image011

 

30. Ложкина, Е. Римский-Корсаков – «музыкальный Пушкин» [Текст] / Е. Ложкина // Искусство в школе – 1999. – № 3. – С. 47-48.

Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков – создатель оперы «Сказка о царе Салтане», по произведению А. С. Пушкина. Впервые эту сказку маленький Ника (так звали в детстве будущего композитора) услышал еще в раннем детстве, в чтении своего отца, а потом сам неоднократно перечитывал ее.

image094Став композитором, Николай Андреевич решил написать оперу под стать пушкинской сказке: яркую, ярмарочную, истинно русскую. И это ему вполне удалось. Не зря его друг и первый биограф В. Ястребцев назвал композитора «музыкальным Пушкиным»

 image011

 

31. Мельц, М. Я. Поэзия А. С. Пушкина в дореволюционных песенниках [Текст] / М. Я. Мельц // Живая старина – 1999. – № 3. – С. 28-29.

Интересное исследование представила читателям автор статьи: какие песни на стихи Пушкина были напечатаны в песенниках России XIX – первой половины XX веков. Песенники в те времена были чем-то вроде хрестоматий и переписывались в альбомы. А первые стихи Пушкина в песенниках появились еще в 1822 году!

image097Интересно, что песенники издавались для двух категорий читателей: одни предназначались купечеству, городскому простонародью и деревне, а другие – высшим кругам общества. В соответствии с этим делением в их состав входили совершенно разные стихи поэта, положенные на музыку. Приводится список, какие стихи печатались наибольшее количество раз.

 image011

 

32. Пушкин и музыка:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.cult-and-art.net/society/36206-pushkin_i_muzyka. – 20.02.2016.

image100Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. Более подробно о композиторах воплотивших поэзию Пушкина в русской музыке можно узнать из этой статьи.

 image011

 

V. Пушкин в театре и кино

Пушкин как драматург и театральный деятель оказал решающее влияние на всю последующую историю театра. Поэт был страстным театралом, чутким зрителем, которого еще в его юности ценили лучшие русские актеры. Любовь Пушкина к театру была любовью деятельной: вместе с группой молодых любителей сценического искусства он постоянно участвовал в обсуждениях спектаклей, писал глубокие статьи.

В своих произведениях, предназначенных для сцены, Пушкин выступил как драматург-новатор. Вершинами его творчества стали драмы «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии». Однако многие его повести тоже заслуживают внимания режиссеров. К сценическим постановкам были приспособлены и некоторые пушкинские рассказы из «Повестей Белкина», а также известные поэмы: «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Домик в Коломне», «Бахчисарайский фонтан» - ряд произведений, на которые были созданы театральные сценарии, можно продолжать бесконечно.

Хотя Пушкин даже не дожил до изобретения кинематографа (1895 г.), однако пушкинское наследие мощно влияло и влияет на все экранное искусство. Экранизация по Пушкину началась еще в дореволюционном кино. Были поставлены «Мазепа» (1909 г., по поэме «Полтава»), «Пиковая дама» и «Русалка» (1910г.) и т.д.

Образ самого Пушкина на отечественном экране так же восходит к дореволюционному кинематографу. Хотя в дальнейшем, в отечественном кино нечасто создавался образ Пушкина.

Статей по теме Пушкин в театре и кино в периодике последних лет из фондов ЦДБ г. Миасса немного. Подробнее эту тему можно рассмотреть в энциклопедиях и книгах, посвященных А. С. Пушкину.

 image011

 

33. Сергеев, С. Пушкин и театр [Текст]/ С.Сергеев // Искусство в школе . – 1999. – № 1 – С. 62-63.

image102Как известно, А.С. Пушкин создал всего несколько драматических произведений, которые изначально предназначались для сцены. Но как обширны связи Пушкина с русским театром! Русских композиторов часто вдохновляли произведения поэта, которые не были предназначены для драматизации. Достаточно вспомнить балеты «Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник», оперы «Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане», «Дубровский» и т.д.

В этой статье обзорно дается представление о том значительном вкладе, который внес Александр Сергеевич Пушкин в развитие русского театра.

 image011

 

34 . Зимянина, Н. Ленский разоблачен [Текст]: Большой театр открыл сезон новеньким «Евгением Онегиным» / Наталия Зимянина // Рос. газ. – 2006. – 5 сентября – С. 13.

image106Большой театр открыл новый сезон 2006 года «Евгением Онегиным» в постановке Дмитрия Чернякова, спектаклем, по свидетельству критики, «…сильным, мастерским, спорным, значительным, красивым, изломанным и цельным, нервным и ровным».

Необычный спектакль Д. Чернякова можно назвать «застольным», т. к. за большим, во всю ширину сцены, столом происходит действие всех семи картин оперы. Поэма Пушкина во все времена остается актуальной и привлекает внимание многих деятелей культуры и искусства, да и просто зрителей.

 image011

 

35. Театр глазами Пушкина: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://pushkin.alisunov.ru/teatr-glazami-pushkina/. – 20.02.2017.

image108Пушкин не был театралом в современном понимании этого слова. Для Пушкина это был общественный институт – место встречи, вавилонское столпотворение, мгновенный срез реалий прошедшего дня и возможность показать себя. Прийти, окинуть взглядом многоярусную храмину: раек, галерею, партер, кресла. Потом, в течение спектакля, следить за реакцией зала. Очевидно, что для современников Пушкина театр был местом, где они могли, следя за игрой актеров, исполнять и свои общественные роли. Чтобы увидеть театр глазами Александра Сергеевича, рекомендуем прочесть эту статью.

 image011

 

36. Рыжкова, Т. «Повести Белкина» в кино [Текст] / Татьяна Рыжкова // Литература. – 2007. – № 11 – С.24-26; № 12.- С.29-31.

image112В этой публикации речь идет о двух повестях Пушкина и двух художественных фильмах по этим произведениям: фильм «Станционный смотритель», снятый Сергеем Соловьевым в 1972 году и фильм Алексея Сахарова «Барышня-крестьянка», который был создан в 1995 году. Путем сравнительного анализа повестей и фильмов, автор дает понять, что все то, что пряталось от неопытного читателя в тексте повести, в тексте кинофильма image110становится более отчетливым. Не смотря на некоторые отступления от пушкинского текста, фильмы не противоречат замыслу автора.

«Станционного смотрителя» и «Барышню-крестьянку» объединяет пушкинская мысль о том, что только те, кто осмеливается довериться жизни, обретают счастье.

 image011

 

37. Звягин, Ю. А Пушкин был разным [Текст] / Юрий Звягин // Рос. газ.-2004. – 9 февраля.- С.12.

image115Уже в течение нескольких лет режиссер Наталья Бондарчук снимает многосерийный фильм об А. С.Пушкине «Одна любовь души моей». Статья посвящена недавно вышедшим в свет третьему и четвертому фильмам.

Вот что интересно: хотя Пушкин и не обижен вниманием в России, тем не менее, до сих пор, о нем не написано ни одного романа (хотя научных трудов - несколько тысяч). А художественный фильм о поэте последний раз image117снимали в 1937 году («Юность поэта»). Вот и вся кинематографическая история. Наталья Бондарчук решила этот пробел восполнить. И, по мнению критики, не безуспешно.

Пушкина в этом глобальном проекте, который, по замыслу режиссера будет состоять из 37 серий, играют три актера (в разные годы жизни поэта): Юрий Тарасов, Игорь Днестрянский и Сергей Безруков.

 image011

 

38. «18-14» [Текст]: [о новом художественном фильме]// Бумеранг. – 2008. – № 1 – С. 3.: ил.

image119В названии нового фильма А. Пуустусмаа «18-14» зашифрован не только год, в котором происходят события, но и возраст главных действующих лиц – воспитанников Царскосельского лицея. Самому старшему из учащихся - 18, самому младшему – 14. Среди них – Александр Горчаков, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, и, конечно, Александр Пушкин. Как и многие сверстники, он влюбляется, проказничает, шутит над преподавателями и ввязывается в сомнительные предприятия. Одно из таких предприятий – поимка Царскосельского Душегубца…

Роль юного Пушкина играет Стас Белозеров, недавний выпускник Петербургского театрального института «Школа русской драмы».

 image011

 

39. Экранизации произведений Александра Пушкина: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/. – 20.02.2017.

image122Снимать фильмы по произведениям классика литературы в России начали практически сразу с проникновением кинематографа в страну.

В данной статье можно узнать об истории кинематографа России, а также ознакомится со всей фильмографией произведений Александра Сергеевича Пушкина.

Заключение

Данный указатель содержит лишь малую толику того материала, который имеется в фондах ЦГБ города Миасса. Вместе с тем, наши знания об Александре Сергеевиче Пушкине зачастую поверхностны.

Для расширения кругозора мы рекомендуем Вам обратиться также к обширному фонду книг и энциклопедий, посвященных поэту. Желаем приятных литературных открытий!

 

 

 

 

www.zimnyk.ellink.ru

1
6
2
3
4
5